Тема 4. Социально-этнические общности и национальная политика.

 

Цель – рассмотреть основные термины; изучить формы устройства; определить новый казахстанский уровень обшества

 

Основные термины: этнос, нация, унитаризм, федерация и конфедерация, Ассамблея, конфессия.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Этнос и нация. Нация- высший тип этноса. Два подхода к пониманию категории «нация»: этно-лингвистический и государственно-правовой. Национальные и этнические отношения в обществе.

2. Национальный вопрос и его структура. Принципы решения национального вопроса. Культура межнационального общения и его роль в укреплении гражданского мира и межнационального согласия.

3. Формы национально-государственного устройства: унитаризм, федерация и конфедерация.

4. Национальная политика как важнейшая составная часть государственной политики. Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса. Ассамблея народов Казахстана как системный общественно-политический институт.

5. Народ Казахстана как этно-политическая общность.

6. Казахстан как поликонфессиональное общество. Диалог конфессий и казахстанский опыт межконфессионального согласия.

 

1. Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления в этнологии (этнографии) включают происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности.

В русском языке синонимом термина долгое время было и остаётся понятие «народ». В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым.

Некоторые исследователи чётко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.).

На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Нация - это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, а также на основе специфической только для данного этноса, добровольно и естественно принимаемой всеми национальной культуры и формируемого на ее основе национального интереса".[2].

Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.

В международном праве является синонимом национального государства

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.

Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.

Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу , состоят в исторически определенных общественных формах , в конкретных условиях места и времени. Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ , условий становления и развития личности , удовлетворения материальных , социальных и духовных потребностей . Общественные отношения - это те отношения , которые устанавливаются между большими группами людей.За сферой проявления общественные отношения можно разделить на : экономические , политические , духовные , социальные .

Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно — социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и весьма жесткие регламентации. Общественные отношения придают взаимную определенность социальным позициям и статусам. Например, отношения в торговле между основными факторами – это взаимная определенность продавца и покупателя в процессе осуществления сделки (купли-продажи). Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик — устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов — направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются «вчерашними» социальными взаимодействиями, «застывшей» социальной формой живой человеческой жизнедеятельности.

Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны, подобно отношениям между объектами в природе, и не субъект-субъектны, подобно межличностным отношениям — когда человек взаимодействует с другим целостным человеком, а субъект-объектны, когда взаимодействие происходит лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам он в них представлен частичным и нецелостным социально действующим субъектом (социальным агентом). Общественные отношения в "чистом виде" не существуют. Они воплощаются в социальных практиках и всегда опосредованы объектами — социальными формами (вещами, идеями, социальными явлениями, процессами).

Общественные отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций, но не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения.

Социальные отношения — это система многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т. п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

· как отношения человека с обществом, общества с человеком;

· между индивидами как представителями общества;

· между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;

· между различными обществами;

· между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС - это вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов между нациями, с одной стороны и существующей системы власти в многонациональном обществе - с другой, о формах, методах и условиях его решения в интересах мирного сожительства и добрососедства, прогресса наций на основе равноправия, суверенности и демократизма. Н.в. в основном формируется и проявляется в многонациональных странах. В широком же смысле Н.в. - вопрос мировой, и в этом качестве он не сводится к простой механической совокупности Н.в. в многонациональных странах.

Культура межнационального общения совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. К.м.о. является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культурычеловеческих отношений в целом.

Понятие К.м.о. вошло в научный оборот в начале 1980-х гг. В содержательном плане она включает: знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей; соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия; способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму.

И теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения – способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей. Основными чертами и критериями высокой культуры межнационального общения являются: осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов; нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому; чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой; забота о судьбах "малой родины", большой родины, всей планеты Земля; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира; неразрывный и постоянный интерес к культуре, своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре; знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов; национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе - отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению; правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена; нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению и повышению культуры межнационального общения.

Человеку с развитой культурой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности: навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает.

 

3. Важным вопросом национальных и межнациональных отношений является проблема государственно-правовых форм объединения народов. Таких форм три: это - унитаризм, федерация и конфедерация.

Унитаризм - Это государственное устройство, характеризующееся централизованным руководством административно-государственными единицами и нехваткой обособленных (самостоятельных) государственных объединений. Унитарное государство - единое и неделимое государственное объединение, хотя в пределах государства является вполне возможной широкая территориальная или национальная автономия. В современном мире многонациональными унитарными государствами являются Китай, Испания, Румыния, Вьетнам, Лаос, ЮАР и другие.

Федерация - Это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство на основании единой конституции. Федерация является союзным государством, или, что то же, одной общей государством, государственно-правовым объединением.

Федерация завоевала прочные позиции в мире. Этот принцип государственного устройства используется не только при многонационального общества, но и там, где национальный фактор играет второстепенную роль. На земном шаре немало федеративных государств, которые являются, как правило, большими, сильными и влиятельными. В Америке это - США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина; в Европе - ФРГ, в Азии - Индия, Малайзия, Пакистан, в Африке - Нигерия. Федеративное устройство способствует децентрализации власти, автономии и самостоятельности ее субъектов, развития демократических форм управления. Он оценивается как рациональная, эффективная модель.

Конфедерация - Межгосударственный союз, в котором его члены абсолютно автономные, имеют независимую систему государственных органов и независимое законодательство, право санкционирования и нуллификации, то есть отмены актов союзных органов, самостоятельное гражданство, валюту, национальную армию. Конфедерация от федерации отличается прежде правовыми формами создания этих государственных объединений: в конфедерации - договор, в федерации - конституция. Отсюда вытекают и их кардинальные различия. В конфедерации нет единой территории. Здесь есть территория каждого отдельного государства, которая вступила в нее. Такие образования, как показывает история, имеют временный характер. Почти везде тенденция развития идет от полной независимости через конфедерацию к федерации. Следовательно, на практике конфедерация становится промежуточным этапом к более тесному союзу. Наглядный тому пример - современная западная и центральная Европа, которая стала, по сути, конфедерацией, постепенно и поэтапно превращается в федерацию.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – политика государства по отношению к различным национальностям, живущим в одной стране. В разное время и в разных государствах может менять характер от национального террора («погромы», этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства. Т. е. по своей сути, национальная политика — это политика многонационального государства по отношению к проживающим в государстве народам.

С обретением независимости Казахстана на повестку дня для политических элит, значительной части полиэтнического населения остро встал вопрос самоидентификации. Поскольку стратегической задачей страны определено достижение единства многочисленных национальных групп населения, необходимо на каждом этапе подвергать анализу эффективность реализации этой политики государством и обществом. Национально-государственное строительство усложнило проблему адаптации к новым условиям, так как значительной части людей, оказавшихся вдали от исторической родины, пришлось не только приспосабливаться к рынку, но и решать кардинальный вопрос о гражданской принадлежности в новом качестве.

Республика Казахстан уже прошла ответственный этап государство образования. Но сегодня этнические меньшинства столкнулись с проблемой самоидентификации. Решать ее можно по-разному. Часть населения думает о возвращении на историческую родину. Другая, не менее значительная часть представителей этнических меньшинств, уже окончательно осознала себя гражданами нового независимого государства и намерена решать свои проблемы только в его рамках.

На первый план вышла необходимость разрешения другой задачи, которая определяет политическую и социальную стабильность Казахстана, его сегодняшний и завтрашний день – адекватное требованию времени развитие государствообразующей нации – казахов. Проблема заключается в том, что фактически казахи до обретения независимости в 1991 году не являлись реальным государствообразующим этносом, выступая в роли так называемой «титульной нации». На современном этапе назрела потребность в формировании новой национальной идентичности казахов, которая будет базироваться на главной характеристике психологии государствообразующего этноса – моральной ответственности за всех казахстанцев, соотечественников. Именно казахи должны стать остовом консолидированной казахстанской нации. В связи с этим президент Казахстана предупреждал: «Способность этноса к образованию государства проявляется, прежде всего в его желании и умении жить в согласии с представителями остальных национальностей, постоянно поддерживать такую атмосферу, чтобы все живущие в республике считали Казахстан своей родиной. Иная позиция ведет к тупику».

Сфера межнациональных отношений настолько тонка, что требуется постоянное внимание со стороны государства и общества, особенно в многонациональных странах. Мировой опыт доказывает, что всплески напряженности на этнической почве одинаково присущи в экономическом отношении всем государствам. Сегодня эта проблема в значительной части детерминирована переходным периодом и национально-государственным строительством, завтра – возможно, новыми, неожиданными факторами. Но степень ее остроты для не тоталитарных мультиэтнических государств всегда достаточно высока.

Представители авторитетных во всем мире международных организаций, изучая опыт гармонизации межнациональных отношений в Казахстане, отмечают, что он достоин изучения. Вызывает интерес опыт создания правовых гарантий свободного развития всех наций и народностей. Согласно ст. 19 Конституции РК граждане Казахстана «имеют право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Но русский язык, длительное время объединявший многие народы СССР, получил особый статус. Еще в Законе «О языках в Казахской ССР», принятом в 1989 г., казахский язык провозглашался государственным, а русский имел статус языка межнационального общения. Как известно, русскому языку придан статус официального, за это высказалось население Казахстана, принявшее Основной Закон на референдуме в августе 1995 г. Русскому языку в Казахстане ничего не угрожает, большинство казахстанцев свободно им владеет, на русском языке ведутся переговоры, служебная документация, издаются газеты и журналы, читаются лекции, он преподается в различных учебных заведениях.

Важно подчеркнуть, что гармонизация межнациональных отношений с первых дней независимости объявлена стержнем всей внутренней политики Республики Казахстан. Мы не стремимся к ассимиляции всех в некий унифицированный единый народ и отвергаем любые формы искусственного выдавливания некоренного населения. Мы за то, чтобы каждая нация жила полнокровной жизнью, возрождала свои традиции, культуру, язык, чтобы все казахстанцы имели равные права и возможности независимо от нации и языка, ощущали себя гражданами суверенного Казахстана и гордились этим. Сегодня опыт нашей республики в этом отношении поддерживается и изучается в целом ряде стран.

Можно по-разному оценивать сформировавшуюся в Казахстане взвешенную модель межэтнического согласия, основанную на неуклонном проведении демократических реформ, но практика постсоветского пространства убедительно показывает: там, где переоценили возможности быстрой либеральной демократизации, чаще всего возникали конфликты на национальной почве. Достаточно взглянуть на проблему казахского языка. Прежняя регламентация пресловутого русско-казахского двуязычия уже не могла эффективно работать в посттоталитарных условиях. Императивы нового времени ставили задачу придания казахскому языку большего наполнения, который за годы советского правления был функционально ограничен лишь в сферах бытового общения и классического искусства. Своеобразие же государственного строительства в республике выразилось в том, что национальный суверенитет казахов получил свое развитие в едином контексте государственной самоидентификации всего народа Казахстана как гражданской общности. Определяющим фактором становления национального самосознания, формирования политической нации граждан является развитие государственного казахского языка. Данный процесс должен быть осуществлен от сформировавшегося уже этнического единения достигнуть культурного и языкового единства всех казахстанцев, и уже далее перейти к ценностям нации как сограждан. Следовательно, главнейшей задачей современного этапа развития нашего государства должна стать эффективная политика развития государственного казахского языка.

Полноценной может быть только та нация, которая имеет живой развивающийся язык, выступающий объединяющим началом. В противном случае, отсутствие языкового единства в обществе влечет за собой социокультурный конфликт, который в свою очередь осложняет формирование единой политической нации.

Выдвинутая Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым идея о развитии триединой языковой политики является логичным продолжением общей стратегии языковой политики в стране.

На сегодняшний день уже подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Министерством культуры и информации и Русской общиной Казахстана по вопросам реализации культурного проекта «Триединство языков». Создание в нашем государстве трехъязычного общества является закономерным и актуальным требованием современности. Главной составляющей программы является казахский язык. На первом из трех этапов реализации данного культурного проекта планируется разработать и внедрить новые программы и методики обучения языкам, открыть воскресные школы, а также привлечь молодежь к научным проектам по развитию государственного языка. Также Министерство культуры и информации совместно с Русской общиной Казахстана планирует в течение этого года провести конкурс знатоков казахского языка среди русской молодежи.

На сегодняшний день вместе с казахами проживают представители множества национальных диаспор (общин). В связи с этим оптимальная модель межэтнического согласия и развития, на наш взгляд, формулируется следующим образом: Казахстан – это общность граждан разных национальностей, а не новая этническая общность. Интеграция наших народов основана на сохранении этнической уникальности нашей страны. Формирование принципиально новой модели этносоциальной структуры общества востребовало к жизни и создание каких-то новых социальных институтов, способных адекватно реагировать на запросы всего спектра полиэтнического социума республики. Объясняется это тем, что возрождение этничности и поиск своей идентичности сами по себе являются частью модернизации и взятые вместе ведут к процессам демократизации как в политической, так и в социальной структурах.

Казахстанская модель межнационального и межконфессионального согласия стала реальностью наших дней и отвечает требованиям развития мирового сообщества. Казахстанская модель стала феноменом современной культуры Евразии. Политическая структура Казахстана, дружба народов дают уникальную возможность построения демократического, то есть правового гражданского общества, гарантирующего всестороннее развитие всех наций и граждан, создания всем им достойных условий жизни. Опыт всех полиэтничных стран мира свидетельствует, что межэтнические отношения и межэтническое согласие могут базироваться только лишь на основе равностатусности всех этнических групп.

Мировой опыт полиэтничных стран, собственный опыт Республики Казахстан за годы независимости, позволяющий говорить о формировании эффективной казахстанской модели межэтнического согласия, свидетельствует о том, что реальная межэтническая интеграция, превентивная этнополитика с целью предотвращения значимых межэтнических конфликтов возможна лишь при законодательном закреплении прав всех граждан вне зависимости от расовой, этнической или религиозной принадлежности, жестком контроле со стороны властей за соблюдением этого равноправия на практике, учете и согласовании интересов всех этнических групп в рамках имеющей определенные полномочия и механизмы решения проблем этнического характера. Иного не дано.

Ассамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Первоначальное название — Ассамблея народов Казахстана, переименована в 2007 году

Цели и Задачи:

· равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;

· всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана;

· расширение интеграционных связей с международными организациями;

· формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана;

· формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;

Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:

- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

- формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;

- обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;

- поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Организация:

Председателем Ассамблеи народа Казахстана по должности является президент Казахстана — Нурсултан Назарбаев.

- Председатель Ассамблеи определяет и утверждает основные направления деятельности Ассамблеи. Председатель ассамблеи имеет двух заместителей.

- Заместитель председателя ассамблеи назначается на основании рекомендаций Совета Ассамблеи актами Президента Республики Казахстан.

- Сессии Ассамблей созываются Председателем Ассамблеи. Дата, место проведения и предполагаемая повестка дня сессии Ассамблеи объявляются за месяц до начала её работы. Сессия созывается не реже одного раза в год.

- В настоящее время Ассамблея имеет в своем составе 350 членов.

Состав Ассамблеи формирует Председатель Ассамблеи из числа представителей национально-культурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учётом их авторитета в обществе, общественно-политической активности.

В каждой области Казахстана существуют малые Ассамблеи народа Казахстана и являются консультативно-совещательными органами при акимах (мэрах)

Сессии Ассамблеи созываются Председателем Ассамблеи. Дата, место проведения и предполагаемая повестка дня сессии Ассамблеи объявляются за месяц до начала ее работы. Сессия созывается не реже одного раза в год. Внеочередная сессия Ассамблеи созывается Председателем Ассамблеи по собственной инициативе или по просьбе не менее одной трети от общего числа членов Ассамблеи и проводится в месячный срок со дня принятия решения. Кандидаты в члены Ассамблеи народов Казахстана выдвигаются решениями сессий малых ассамблей по предложениям национально-культурных центров, а от региональных и республиканских общественных объединений рекомендуются решениями их высших органов. В стране действует более 100 национальных школ, функционирует 170 воскресных школ, где изучаются 23 родных языка. В трех школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 12 родных языков. На финансовую поддержку этих школ Правительство страны выделяет ежегодно 12 млн. тенге. Кроме того, им оказывается помощь и из местного бюджета.

Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны эффективно решающей проблемы межнациональных отношений. Вклад Ассамблеи по достоинству оценен на самом высоком уровне. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, совершивший визит в нашу страну, назвал Казахстан примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира. Высоко отозвался о казахстанском народе и Римский Папа Иоанн Павел II, посетивший Казахстан.

5. Подъем социально-экономического развития Казахстана в начале XV века способствовал политическому размежеванию внутри ханств. Такой политический кризис привел к народному сплочению родов и племен. Недовольные политикой ханской власти и социально-экономическим угнетением, роды и племена переселялись в другие ханства. При этом они преследовали одну главную цель - объединиться с родственными родами и племенами, что в конечном итоге привело к формированию единой народности.
Отрицательной стороной такого перемещения являлось ослабление этнополитического единства. Например, переселение родов и племен Жетысу в Среднюю Азию и Центральный Казахстан совершенно ослабило этнополитическую общность в Могульском ханстве. Междоусобная борьба вызвала перекочевку родов и племен из ханства Абулхаира, что привело к распаду самого ханства. Отдельная часть его населения, оказавшись в Средней Азии, вошла в этническую основу узбекской народности.
Этнополитическая общность в Казахстане группировалась вокруг султанов Жаныбека и Керея. Этим, во-первых, открывался путь к созданию Казахского ханства, во-вторых, создавались условия для укрепления этнического состава казахской народности. Таким образом, это привело к ускорению процесса формирования казахской народности.

Еще одной причиной ускорения формирования казахской народности являлся тот фактор, что в ее состав вошли две этнические группы двух единых этнических территорий. Первую группу составлял союз кыпчакских племен Центрального, Северного и Южного Казахстана, во вторую группу входили племена уйсунов на юго-востоке Казахстана. Кыпчаки, канлы (канглы), аргыны, конраты, дулаты, мангыты, жалаиры и представители других казахских и узбекских племен и родов, входившие в эти две группы, с начала XV века жили в Туркестане. Если одни из них были здесь коренным населением, то другие появились в период монгольского нашествия (конраты, жалаиры). Объединением этих двух групп племен и родов завершилось формирование казахской народности. И территория, занимаемая этими двумя этническими группами, стала родиной трех казахских жузов.

Историческим следствием создания Казахского ханства во второй половине XV века стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI века. Расширилась и этническая территория расселения казахов. Такая обстановка способствовала процессу развития казахского населения. Это было временем завершения формирования казахской народности.

Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком, называли «узбек-казахами». Постепенно термин «узбек» вышел из употребления и название «казахи» стало этническим названием казахского народа. А название «узбеки» стали носить переселившиеся в Среднюю Азию роды и племена, которые образовали узбекскую народность. Таким образом, из этнополитической общности, называвшейся «узбек-казахами» в период Узбекского ханства, выделились два самостоятельных народа.

 

6. Казахстан — уникальное государство в среде мирового сообщества. Полиэтническое и поликонфессиональное общество Республики показывает всему миру пример народного единства и сплочённости, успешного взаимодействия разных этнических групп. В этом заключается основа успешного развития страны, стоящей на пороге вхождения в 50 самых конкурентоспособных государств мира.

В условиях мировых вызовов современности: нестабильности мирового сообщества, актуализации этнической проблематики в эпоху глобализации, политизации этнического и конфессионального вопросов, остроты проблемы социальной справедливости, — актуальность правильного построения и приведения в жизньэтно-конфессиональной политики выходит на первый план.

Казахстан — общирное государство, богатое природными ресурсами, занимающее ключевое географическое положение в самом сердце Евразии, простирающееся на огромной территории, является важным игроком на мировой политической арене. Сохранение независимости и дальнейший экономический рост — важнейшие и сложнейшие задачи для нашей страны, невыполнимые без проведения грамотной этно-конфессиональнойполитики.

Никто не верил в успех молодого государства. Консультант президента США Сбигнев Бжезинский в начале девяностых напрямую предсказывал Казахстану распад вследствие этнической нестабильности. Однако мрачные прогнозы не подтвердились: Казахстан не только сохранил территориальное и этническое единство, но и стал несомненным лидером региона. Теперь политики европейских стран, столкнувшихся с этно-конфессиональными проблемами обращаются за опытом отечественных специалистов.

Главная причина процветания Казахстана, основанного на народном единстве и согласии, — мудрость политического курса Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева. Построение успешного полиэтнического и поликонфессионального общества невозможно без постоянного регулирования вопросов межэтнического и межконфессионального взаимодействия.

6.2.Стабильно спокойная ситуация в сфере этно-конфессиональных отношений неслучайна, является плодом долгой и продуктивной работы. Факторами стабильности Казахстана в отношении рассматриваемых вопросов являются:

1. Конституция РК — главный закон государства, устанавливающий базовые принципы его организации и деятельности. Основной закон содержит положения о равенстве представителей всех национальностей и исповеданий на территории страны.

2. Казахстанская модель Государственной политики, основанная на принципах межэтнической толерантности и общественного согласия.

3. Общественная поддержка: общественные и религиозные организации активно поддерживают реализуемый курс этноконфессиональной политики при широкой информационной поддержке средств массовой информации.

4. Ментальность народа Казахстана, особенно ярко проявившаяся при спасении людей во время насильственной депортации народов эпохи политических репрессий, невзирая на национальность и веру нуждавшихся в помощи.

5. Традиции и ценности казахстанского народа, ориентированные на добрососедство и взаимодействие всех этносов страны. Когда ценности гостеприимства прививаются гражданам со школьной скамьи.

6. Государственный язык как консолидирующий фактор общества. Достижение цели овладения всеми гражданами страны государственного языка станет мощным средством объединения народа Казахстана. Взаимопонимание людей во многом зависит от понимания речи друг друга, владение государственным языком прививает глубокое уважение к самому государству.

Для успешного взаимодействия культур и этносов немаловажно наличие консультативной представительной организации, занимающейся вопросами межнационального единства — Ассамблеи народа Казахстана, председателем которой является Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев. В отличие от других государств, имеющих схожие структуры, Ассамблея Народа Казахстана — это не просто одна из некоммерческих организаций, представляющих этносы, проживающие на территории государства. Ассамблея — важное средство мониторинга государственной этно-конфессиональной ситуации, инструмент регуляции национального вопроса при законотворчестве (постоянные представители Ассамблеи участвуют в деятельности высшего законодательного органа страны — Парламента РК), реализатор государственной этно-конфессиональной политики.

Главный принцип государственной национальной политики — это дружественное взаимодействие этнических групп и конфессий на принципах взаимоуважения и взаимной ответственности, сохраняя свою уникальность и самобытность.

Таким образом, государственным идеалом в сфере этно-конфессиональных взаимоотношений является направление на сохранение самобытной культуры каждого этноса, неприкосновенности традиционных устоев веры и морали, что совершенно не означает стремления к созданию унифицированной культуры. На протяжении более двадцати лет независимости Казахстан успешно показывает всему миру возможность плодотворного взаимодействия носителей разных культур, представителей разных этносов и конфессий.

Базовую установку государственной политики на единство в многообразии можно представить в виде пяти основополагающих принципов государственной национальной политики:

I. Единство народа Казахстана.

II. Консолидирующая роль казахов.

III. Толерантность и ответственность народа Казахстана.

IV. Создание всех условий для развития культур и языков этносов Казахстана.

V. Этническое, конфессиональное, культурное и языковое многообразие.

Итак, народ Казахстана — это общество, основанное на принципах толерантности, то есть взаимного уважения и ответственности. Государственное понимание толерантности не предполагает слияния всех этносов и культур в одну, но тесно сопряжено с принципом единства в многообразии.

Сопряжение понятий толерантности и ответственности означает, что межэтническая и межконфессиональная толерантность вовсе не означает медицинское привыкание ко всему, происходящему вокруг. Это не потакание пороку, развращающей роли неконтролируемых СМИ, не принятие аморального и деструктивного, не отказ от собственной самобытности, а ответственное отношение к происходящему вокруг. Добрые инициативы должны быть поддержаны, а зло пресечено общими усилиями. Таким образом, толерантность представителей разных этносов и конфессий — это добрососедские взаимоотношения в самом высоком понимании.

Специалисты Ассамблеи народа Казахстана на основе выступления Президента Республики Казахстан «Сила страны — в единстве народа» на ХIV сессии Ассамблеи народа Казахстана, 23 октября 2008 г.) выделяют базовые особенности казахстанской модели толеранстности:

Первое: Казахстанская модель изначально выстраивалась «снизу» на основе общественных организаций этносов, конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных объединений и государства.

Второе: Все этнические группы имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа Казахстана.

Третье: Представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Президент Казахстана — гарант Конституции, и этим определен высокий статус Ассамблеи. Решения ее высшего органа — ежегодной сессии — выполняются всеми государственными органами. В промежутках между сессиями работу постоянного рабочего органа Совета Ассамблеи возглавляет Государственный секретарь.

Четвертое: Интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство Ассамблеи, в результате которого избираемые от Ассамблеи 9 депутатов Мажилиса, представляют ее интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.

Пятое: В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип — «Единство — через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур.

Шестое: Межэтнические отношения в Казахстане принципиально деполитизированы. Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан «О политических партиях» запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Не допускается создание партий по расовой, этнической и религиозной принадлежности. Пункт 2 статьи 39 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что «признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие».

Чёткое следование идеалам построения демократического, светского, правового и социального государства, заложенным в Конституции, уже само по себе предполагает укрепление консолидации казахстанского общества. Равные перед законом, имеющие одинаковые права и обязанности граждане, невзирая на этнические и конфессиональные различия — основа здорового процветающего общества.

Важным этапом проведения государственной этно-конфессиональной политики стало принятие Доктрины Единства Народа Казахстана. Создание этого документа было непростым, но после долгих обсуждений он был принят Ассамблеей народа Казахстана. Цель документа — указать обществу государственное направление на укрепление общественного согласия и единства.

Главные положения документа:

1. Одна страна — одна судьба.

Наличие общего исторического пути в прошлом, настоящем и будущем — мощный консолидирующий фактор при достижении народного единства. Пройдя совместно все трудности политических репрессий, голода и войны, этносы Казахстана естественным образом стали единым народом страны. Сохранить единство, несмотря на непростые вызовы современности, — важнейшая задача государства.

2. Разное происхождение — равные возможности.

Каждый гражданин страны имеет равные права, обязанности и возможности. Дальнейшее совершенствование в сфере демократизации общества, предупреждения появления этнической, конфессиональной и социальной напряжённости — ключевые направления дальнейшего развития страны.

3. Развитие национального духа.

«Духовное начало — это сила, которая сплачивает Нацию в единое целое… Дух Нации определяет неповторимость облика любой страны, задает направление и дает импульс к развитию. Для подъема нашего Национального Духа главными приоритетами должны стать: дух традиций и патриотизма, дух обновления, состязательности и победы» (Доктрина Национального Единства).

Крайне важно для развития страны ощущение граждан единым целым — единым народом Казахстана, основанное на принципах сохранения традиций укрепления патриотизма, стремления к всеобщему развитию и конкурентоспособности каждого члена общества. Овладение государственным языком — «ключевой приоритет, главный фактор духовного и национального единства» (Доктрина Национального Единства). Это обязанность и долг каждого гражданина, главный фактор развития конкурентоспособности членов общества.

Государственная доктрина Единства народа Казахстана — это основа «для создания целостной системы правовых, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер, направленных на укрепление единства народа, развития демократии, диалога культур и цивилизаций» (Доктрина Национального Единства). Таким образом, Доктрина — это важнейший программный документ, устанавливающий конкретные направления и задачи развития этноконфессионального единства народа Казахстана.

Стабильное благополучие Казахстана в сфере этноконфессиональных отношений не означает полного отсутствия проблем и конфликтов, невозможности их появления в будущем. Для их предотвращения ведётся активная деятельность правоохранительных органов. Однако ещё более важна в этом плане профилактическая работа. Устранение социальных проблем, социальной напряжённости — важнейший метод преодоления возможных бытовых конфликтов, способных искусственно приобрести в процессе развития национальный окрас. Решение проблемы социальной напряжённости заключено в социальной модернизации общества, осуществляемой по государственной программе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». Президент отмечает мировой кризис идеи построения общества потребления, указывая необходимость создания общества всеобщего труда, построенного на принципах производительного труда, исключения иждивенчества. Для предотвращения конфликтов на конфессиональной почве в условиях распространения мирового религиозного экстремизма государством ведётся надзор за деятельностью религиозных объединений. В деятельности Ассамблеи народа Казахстана часто поднимается вопрос об активном контроле за деятельностью деструктивных сект, что исполняется правоохранительными органами.

Итак, Казахстан — уникальное полиэтническое и поликонфессиональное государство, сумевшее создать сплочённое общество, имеющее государственную программу дальнейшего укрепеления единства. Общая судьба многонационального народа, успешная этно-конфессиональная политика Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева позволили сделать Казахстан примером для всего мирового сообщества.

Вопросы самоконтроля:

1. Определение «Этнос» и «Нация»?

2. Дата образования Ассамблеи народов РК?

3. Назвать и дать определение формам устройства?

Список использованных источников:

1.Л.П.Борисов,- “Политология”, Учебное пособие – М., “Белые альвы”, 1996г.- стр. 5-8;

2.К.С.Гаджиев, Г.В.Каменская, А.Н.Родионов и др.,- “Введение в политологию”, Кн. для учащихся ст. классов – М., “Просвещение”,”Владос”, 1994г.- стр. 24-30;