Тема 6. Символический интеракционизм

Идейно-теоретические предпосылки символического интеракционизма.

Разработка Мидом принципов исследования личности. Индивид как организм и как социальное Я. Индивидуальные перспективы восприятия социальных объектов и их связь с субъективным Я. Перспектива и социальный символ. Множественность взаимодейст­вующих «перспектив», определяющая природу личности и общества.

Общество как взаимодействие. Роль взаимодействия в формиро­вании сознания и Я. Два уровня взаимодействия: символическое и несимволическое. Интерпретация как основа символического взаимодействия. Слой значений и роль обобщенного другого. Подсистемы в структуре Я. «I» как автономный источник активности, его спонтанность и иррациональность. «Me» как совокупность интериоризированных общественных требований и ожиданий. Процесс формирования Я (стадии социализации). Игра (play) и игра (game). Ролевая структура Я.

«Психодрама» Я. Морено. Исследование ролевого поведения, структуры личности и межиндивидуального общения. Драматурги­ческая модель изучения социальной реальности. Социометрия.

Различные интерпретации идей Мида. Систематизация социологического наследия Дж. Мида Г. Блумером. Трактовка общения как процесса интерпретации и конструирования социального действия. Изучение коллективного поведения. Айовская школа символического интеракционизма (М.Кун, Т.Макпартленд). Разработка методов изучения социальной идентичности.

Влияние символического интеракционизма на социологию 2-й половины XX века. Концепции К.Берка, И.Дензина, Х.Данкена. Концепция «социальной драматургии» и «управления впечатле­ниями» Э.Гоффмана.