Тема 4. Структурный функционализм

Формирование общих принципов социологического функциона­лизма в британской социальной антропологии (А.Радклифф-Браун, Б.Малиновский). Влияние социологии Г.Спенсера и дюркгеймовской социологической школы на ранний функционализм. Ключевые принципы функционализма.

Источники теории Парсонса (М.Вебер, Э.Дюркгейм, В.Парето, А.Маршалл, антропологический функ­ционализм и др.). Структурно-функциональный анализ. Системы, подсистемы и иерар­хичность систем. Разнообразие социальных подсистем (экономичес­кая, политическая, правовая, религиозная, моральная и т.д.). Принцип функциональной специализации. Взаимодействие подсистем.

Формирование концепции социального действия и ее роль в построении функционалистской социологической теории. Структура «элементарного» действия (AGIL): действующее лицо, цель, ситуация, нормативная ориентация. Мотивация действия. Системы действия и их подсистемы. Общество как социальная система и его подсистемы.

Структурно-функциональная теория социального изменения. Понятие дифференциации. Дифференциация и усложнение систем. Развитие общества в направлении обобщенной адаптивной спо­собности.

Мировоззренческое значение структурного функционализма Парсонса, его стабилизационная направленность.

Структурный функционализм после Парсонса (Э.Шилз, Дж.Алек-сандер, Р.Мюнх, Р.Белла, Ш.Айзенштадт, Н.Смелзер).

Разработка теории структурного функционализма Р. Мертоном. «Социальная теория и социальная структура». Теории среднего уровня как стратегия построения социологической теории. Теория и эмпирические исследова­ния. Функциональная парадигма и ее основные положения. Явные и латентные функции.

Вклад Мертона в разработку теорий среднего уровня. Исследование аномии и ее связи с социальной структурой. Типология девиантного поведения. Бюрократические структуры и личность. Роль интеллектуалов в обществе. Теория референтных групп.

Социология науки. Парадигма социологии знания. Социальный и культурный контекст науки. Взаимодействие науки и технологии. Нормативная структура знания.