Сценарий игры

Подготовительный этап. За 2 – 3 недели до проведения деловой игры студенты получают указания для самостоятельного изучения литературы и уяснения основных вопросов темы: соотношение формационной и цивилизационной моделей общественного развития; история противостояния России и Запада; славянофильство как протест на безоговорочное подражание Западу и ориентация на принципы и идеалы Православия; западничество как ориентация на политическое реформаторство по западноевропейскому образцу, которое обеспечит дальнейший всесторонний прогресс России; проблема «Россия–Запад» в современной истории.

Первый этап. Разбивка студентов на группы. За 1 – 2 недели до проведения игры студенты разбиваются на несколько групп. Количество групп зависит от количества студентов, принимающих участие в игре, от времени, отведенного на игру и от количества персонажей, чьи взгляды будут обсуждаться в ходе игры. Каждая группа выбирает для себя автора, точку зрения которого она будет отстаивать. За оставшееся до игры время все участники каждой подгруппы должны продумать свою стратегию и тактику ведения игры, основные вопросы, которые они зададут противникам, взвесить аргументы, с помощью которых игроки будут отстаивать свою точку зрения.

Для проведения игры надо избрать Совет. В него должны войти достаточно сильные студенты, так как основная задача Совета – следить за порядком ведения дискуссии и по ее завершении формулировать для слушателей и участников основные положения, доводы, проводимые каждой стороной.

Студенты, не участвующие в дискуссии, по завершении её могут задать вопросы любому из участников игры или выступить в поддержку того или иного участника, той или иной точки зрения. Они могут оценить работу Совета.

Второй этап. Проведение игры на практическом (семинарском) занятии. Игра начинается с того, что преподаватель еще раз дает установку на игру, напоминает задачи, стоящие перед игроками. Затем преподаватель представляет членов Совета и участников дискуссии.

Начинается дискуссия, которую ведет Совет. После полемики и подведения ее итогов Советом высказываются слушатели. Окончательный итог подводится под руководством преподавателя.

Заключительный этап. Подведение итогов игры. По окончании игры проводится ее анализ, подводятся итоги: формулируются заключительные выводы и принципы, к которым пришли участники игры. Преподаватель оценивает участие каждого, сильные и слабые стороны, выступления, аргументы; умение работать индивидуально и в команде; умение вести полемику.