Тема 10. Взаимодействие государства и бизнеса в обеспечении социально ответственного поведения корпораций.

Особое значение приобретают глубокое изучение и понимание особенностей российской практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности. Проблемы социальной политики российских компаний несут на себе печать прошлого, когда колоссальная доля услуг для советских предприятий была фактически бесплатной или финансировалась через бюджеты социального страхования и профсоюзы, никогда не выделялись проблемы формирования имиджа и деловой репутации. Имеющее до сих пор место недопонимание роли и влияния бизнеса на деловую репутацию и позиционирование компании вызвано преобладанием «внутренних» программ социальных инвестиций российских компаний, низким уровнем затрат на обеспечение добросовестной деловой практики, низкой степенью открытости социальных программ, отсутствием интереса у федеральных и местных органов власти к развитию данного аспекта деятельности в России, несовершенством законодательства в области благотворительности. В настоящее время социальные инвестиции корпораций могут стать эффективным инструментом для реализации баланса интересов корпоративного сектора с интересами государства и общества в форме, позволяющей обеспечить положительный эффект от инвестирования как для компании-инвестора, так и для субъектов социальной среды. В связи с этим необходимо активнее заниматься формированием эффективной системы управления социальным инвестированием в российских корпорациях, выработкой критериев и показателей, отражающих наличие положительного эффекта от инвестирования для объектов социальной среды и для компании-инвестора.

Применительно к российским компаниям преждевременно констатировать наличие устойчивой связи между их социально ответственным поведением и финансовыми результатами, отсутствуют даже методики такой оценки. Между тем в развитых странах, где налажен механизм оценки общественной деятельности компаний, обеспечен достаточно высокий уровень прозрачности взаимоотношений бизнеса, государства и гражданского общества, имеет место устойчивая корреляция между ответственным поведением и стоимостью компании. В России пока можно говорить лишь об этапе составления рейтингов социально ответственных компаний, поиске критериев эффективности осуществления социальных проектов. Реализацию принципов КСО в России затрудняет не только непреодоленное негативное влияние периода перехода к рынку, характеризующегося «забвением» социальных программ и разрушением социальной инфраструктуры, но и ряд других факторов. Как-то: недопонимание руководством компании связи КСО и возможностей улучшения позиционирования на рынке за счет создания положительного имиджа и деловой репутации, недооценка экономических выгод реализации концепции КСО на практике, недостаточно высокий уровень деловой культуры, что не всегда позволяет адекватно оценивать действия компании с точки зрения соблюдения этических норм, неготовность профсоюзов, с одной стороны, реально оценить ситуацию и признать «законность» интересов других связанных с компанией лиц (акционеров, покупателей, кредиторов и т.д.), а с другой стороны – добиваться от предпринимателей выполнения социальных обязательств, отсутствие целенаправленной государственной политики в сфере корпоративной социальной ответственности, поддержки (в т.ч. налоговыми методами регулирования) компаний, строящих свою деятельность на принципах КСО.

В настоящее время необходимо добиваться изменения роли государства в распространении принципов КСО и инициировании социального поведения бизнеса. Это определяется рядом обстоятельств:

а) Слабостью демократической среды, что ведет к неравноправным отношениям между гражданским обществом, исполнительной властью и бизнесом; б) Потерей государством возможности выполнять свои функции социального защитника, неспособностью играть роль полноценного партнера; в) Нарушениями государством своих обязательств, претензией на особое монопольное положение в системе партнерских отношений; г) Отсутствием в современной России доверия: бизнеса к власти (практика подкупа чиновников, распространение коррупции), общества к бизнесу (74% населения согласно опросам о роли бизнеса отметили, что считают ее негативной), органов государственной власти к бизнесу; д) Общественной пассивностью, правовым и поведенческим нигилизмом населения, занятого своими насущными проблемами.

Ввиду слабости развития российского гражданского общества именно государство обязано проявлять политическую волю и стать той силой, которая побудит предпринимателей к социальной ответственности, обеспечит стимулы к эффективным действиям в решении социальных проблем. Роль государства в реализации принципов КСО должна заключаться: в выработке новых способов регулирования деятельности предпринимателей с целью повышения их социальной ответственности; создании предпосылок для формирования, реализации и развития целенаправленной и результативной стратегии социальной ответственности бизнеса, что позволит ускорить процесс налаживания взаимоотношений власти, бизнеса и формирующегося гражданского общества; повышения степени ответственности предпринимателей перед обществом; предоставления предпринимателям большего маневра (льготы на благотворительность и т.д.); создания системы финансирования гражданских (общественных) инициатив; выработке инструментов взаимодействия бизнеса и власти.