Анализ качества произведенной продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; б) удельный вес продукции высшей категории качества; в) средневзвешенный балл продукции; г) средний коэффициент сортности; д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции; ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, (удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Первая задача – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по уровню качества продукции.
Для анализа качества продукции применяется расчет коэффициента сортности. Его можно определить двумя способами: отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1 сорта
Объем Прод-ции i-ого вида * Цена i-ого вида
К сорт= -------------------------------------------------------------------
Объем Прод-ции общ* Цена 1сорта
Далее анализируется влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ВП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П).
Стоимостные показатели:
1) влияние качества на выпуск товарной продукции:
∆ВП = V выпущ. прод. в натур. выраж. * (Цфакт. – Ц план), где
Ц факт. – цена после изменения качества, Ц план. –цена до изменения качества.
2) влияние качества на выручку:
∆В = V релиз.прод. в натур. выраж. * (Цфакт. – Ц план)
3) влияние качества на прибыль:
∆П =Vрелиз.прод. в нат.выр.*(Цфакт. – Цплан)-Vрелиз.прод. в нат.выр.*(с/сфакт. –с/план)
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.