Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
1. определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
2. оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
3. изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
4. оценку экономической эффективности и степей» риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Выпуск продукции факт.
(защитанный в выполнении плана по асс-ту)
Квып.плана по ассорт.=---------------------------------------------------------------------------
Выпуск продукции план
Таблица 5 - Выполнение плана по ассортименту продукции
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.
К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.
Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.
Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.
Проанализировать влияние структурных сдвигов на объем продукции в стоимостном выражении можно с помощью способа цепных подстановок, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции.
ВПусл.1=∑(V в натур.выраж. общий факт.*Уд.вес i-ого вида прод-ции план * Цi план)
ВПусл.2 =∑(V в натур.выраж. общий факт.*Уд.вес i-ого вида прод-ции факт* Цi план)
Изменение выпуска продукции под влиянием фактора структуры:
∆ВП уд.вес.(т.е. структура) = ВП усл.2 – ВП усл.1
Кроме способа цепных подстановок может быть использован способ абсолютных разниц.