Билет 22 Вопрос 2. Административная ответственность, ее виды.

(стар. учебник с. 400-413, нов. учебник с. 319-329)

Государство и государственные органы имеют право применять к гражданам меры принуждения, подчиняя всех членов общества установленным правилам. За правонарушения предусмотрена юридическая ответственность (дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная).

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая предусматривается за административные правонарушения(проступки), перечень которых содержится в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и в законах субъектов РФ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки административных правонарушений:

· Общественная опасность* - они мешают нормальному функционированию обществу.

· Виновность, проявляющаяся в умысле или неосторожности нарушителя.

· Противоправность, выражающаяся в прямом нарушении существующих запретов.

· Административно-наказуемость - наличие прямого указания в административном законодательстве на такие правонарушения, с одновременным определением административных наказаний, применительно к каждому из них.

Административными правонарушениями могут быть как:

· Действия - это, например, мелкое хулиганство, мелкая кража.

· Бездействия - являются непринятые должностными лицами необходимых мер по пожарной безопасности, санитарной безопасности и т.п.

В административном законодательстве четко определена компетенция каждого из государственных органов, уполномоченных привлекать к административной ответственности - это могут быть не только органы внутренних дел и суды, но и другие самые разные государственные органы, службы (как правило, с инспекционными полномочиями).

К административной ответственности могут быть привлечены лица с 16 лет.

Лица до 16 лет не могут быть привлечены к административной ответственности, но в случае повторения своих антиобщественных действий с 11 лет такие лица могут быть направлены в спецшколу, с 14 лет - в спец. ПТУ.

Виды санкций:

1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании виновного лица, вынесенная в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием, которое устанавливается для граждан (не выше 25 МРОТ). Однако в штраф могут быть включены быть включены и другие суммы, связанные с характером правонарушения и причиненным вредом.

3. Лишение специального права, например права управления автомобилем.

4. Исправительные работы (до 2 месяцев, с отбыванием по месту постоянной работы, с удержанием части заработка в пользу государства).

5. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток. Назначается только судом.

Есть и другие меры.

К административной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет.


Билет 23. Вопрос 1. Экономика, ее роль в жизни общества. Исторические типы экономических систем. (нов. учебник с.439-443+ тетрадь)

Жизнь общества условно можно разделить на четыре основные сферы, в которых осуществляются отношения между людьми: духовная, политическая, социальная, экономическая.

Участвуя экономической жизни общества, люди вступают в экономические отношения, которые в зависимости от форм организации производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ обладали своей спецификой, придавали лицо системам хозяйствования. Поэтому экономика - это исторически определенная совокупность общественных отношений между людьми.

Помимо материальных благ, связанных с созданием материальных ценностей (например, товаров) и духовных благ, связанных, как правило, с созданием ценностей духовных (а благо - это все, что имеет для человека ценность), объектом экономических отношений являются также услуги (услуга - любое действие, направленное на удовлетворение человеческих потребностей) и ресурсы.

 

Поэтому мы можем сформулировать определение экономики следующим образом:

Экономика - это набор исторически определенных экономических отношений между людьми, которые складываются в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, товаров, услуг и ресурсов; это одно из условий и целая сфера жизни общества.

экономические отношения в разных странах со временем тоже менялись.

Ученые выделили в истории три основных комбинации разных экономических отношений, связанных с производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ, т.е. различных товаров, услуг и ресурсов.

Эти комбинации разных экономических отношений назвали историческими типами экономических систем. Они отличаются между собой формой и характером производства ираспределения материальных и духовных благ, товаров, услуг в обществе. Следовательно, и уровень жизни населения будет различаться в зависимости от того, какая в стране функционирует экономическая система.

Выделяют три основных типа экономических систем: традиционная экономика (натуральное хозяйство), рыночная экономика и административно-командная экономика.

Характерные черты традиционной экономики:

· производство товаров и услуг только для внутреннего потребления,

· неразвитость разделения труда в обществе,

· следствие №1: неразвитость конкуренции

· следствие №2: узкий ассортимент производимой продукции,

· следствие №3: уравнительное распределение продукта,

· следствие №4: неразвитость экономического, выгодного обмена,

· глобальное следствие №1: экономические отношения приносят очень небольшую выгоду,

· глобальное следствие №2: низкий уровень жизни населения.

В настоящее время традиционная экономика сохранилась лишь в отдаленных уголках планеты, у коренных малочисленных народов, живущих в труднодоступных местах (в высокогорье, джунглях, пустынях, субарктических территориях и т.д.).

 

 

Большинство современных стран мира очень давно перешло на рыночную экономику.

Характерные черты рыночной экономики:

· производство товаров, с целью их продажи на общем рынке (рынок - в широком смысле),

· возможность частной собственности, в том числе на средства производства,

· развитость разделения труда,

· следствие №1: свобода конкуренции,

· следствие №2: широкий ассортимент производимой продукции,

· следствие №3: развитость товарно-денежных отношений (выгодный обмен, купля-продажа),

· глобальное следствие №1: высокая эффективность производства,

· глобальное следствие №2: высокий уровень жизни населения.

Существует еще и третий тип - административно-командная экономика. Для нее характерен ряд ограничений: - как правило, ограничение или запрет частной собственности на средства производства, жесткое ограничение конкуренции и ценообразования, перераспределение ресурсов и производимых товаров и услуг центром. Как следствие: низкие цены (существуют ценовые ограничения, введенные государством), практически полное отсутствие безработицы, стабильный, как правило, невысокий заработок и невысокий, но примерно одинаковый по стране уровень жизни населения, постепенное устойчивое развитие при условии правильного долгосрочного планирования. Недостатки - относительно невысокий уровень жизни населения в целом, особенно по сравнению со странами с рыночной экономикой, «неповоротливость» экономической системы в целом, медленная реакция на изменения на рынке (из-за централизации планирования и руководства экономикой), низкая эффективность производства, относительно небольшой ассортимент продукции, часто не очень высокого качества, из-за отсутствия конкуренции на рынке.

return false">ссылка скрыта

Очевидно, что недостатки есть у каждого типа. Даже у рыночной экономики - риск монополизации, как следствие вытеснение конкурентов с рынка и рост цен, разрыв в уровне жизни разных слоев населения, возможность внезапно наступающих кризисов и т.д.

Поэтому современные страны стараются, как правило, сочетать, черты рыночной экономики с отдельными чертами административно-командной, иногда вмешиваясь в свободное развитие рыночной экономики, с целью защиты населения от высоких цен, кризисов, путем регулирования цен, поддержки отдельных производителей, ограничения монополий и т.д.

 

 

 


Билет 23. Вопрос 2. Преступление и уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.(стар. учеб. 413-448, нов. учеб. 330-348)
Преступление - это виновно-совершённое, общественно-опасное деяние, запрещённое УКРФ под угрозой наказания.
Признаки преступления:

- Общественная опасность (речь идет об общественно-опасных последствиях данного деяния)
- Виновность (это психическое отношение лица к наступившим последствиям)

- Уголовная наказуемость (это означает дословно «Запрещенное УКРФ»)
Формы вины:
1) Умышленно: С прямым умыслом С косвенным умыслом
2) По неосторожности: По легкомыслию По небрежности

Можно кратко прокомментировать, в учебнике это есть, иначе возможен вопрос.
Преступление влечёт за собой уголовную ответственность в виде наказания, применяемого к преступнику. Уголовная ответственность определяется только судом и только в результате доказанности совершения подсудимым преступления. Следствием назначения меры уголовного наказания является судимость. Судимость это своего рода испытательный срок после отбытия осуждённым наказания. За это время решается вопрос, может ли данное лицо более не представлять опасности для общества.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Особые процессуальные механизмы и процедуры обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере уголовного судопроизводства учитывают следующие обстоятельства:

верхним возрастом несовершеннолетия признан возраст 18 лет;

в уголовном законодательстве РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ);статьи помнить не обязательно.=)

по общему правилу уголовной ответственности может подлежать лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК РФ);

лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности только за умышленные деяния, перечень которых установлен в законе (ч. 2 ст. 20 УК РФ);

не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, достигший возраста, с которого наступает уголовная ответственность, если он вследствие отставания в психическом развитии в момент совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (возрастная вменяемость - ч. 3 ст. 20 УК РФ);

охрану прав и законных интересов недееспособных или частично дееспособных несовершеннолетних в уголовном процессе осуществляют наряду с защитниками их законные представители;

несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут самостоятельную ответственность за причиненный вред на общих основаниях (ст. 1074 ГК РФ) и лишь в некоторых случаях из этого правила сделаны исключения (ст. 21, 27 ГК РФ, ст. 13 СК РФ) и др.

возможность освобождения от уголовной ответственности и применения принудительных мер воспитательного воздействия при условиях… ст.90 УК РФ

Правила производства, применяются по всем без исключения уголовным делам лиц, которые к моменту совершения преступления не достигли восемнадцатилетнего возраста.

Заключение: При привлечении людей к уголовной ответственности суд руководствуется не только целью наказать виновного, но и многими другими целями и принципами, в том числе целью предупреждения новых преступлений, целью защиты прав и свобод всех людей, принципами гуманности и справедливости при назначении наказания. Поэтому в уголовном законодательстве предусмотрены самые различные обстоятельства, которыми руководствуется суд при назначении наказания.