Тест по Модулю 1 «Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности»

1) Что является интегральным показателем безопасности жизнедеятельности?

а) отсутствие опасностей.

б) развитие цивилизации, прогресс науки.

в) продолжительность жизни.

г) создание средств защиты от опасных и вредных факторов.

2) В связи, с чем увеличивается риск для здоровья и жизни современного человека?

а) вторжение в природу, формирование искусственной среды обитания — техносферы.

б) использование различных видов энергии, создание машин,

в) отставание нравственного и общекультурного развития общества от темпов научно-технического прогресса.

г) превышение уровнем воздействия негативных факторов пределов адаптации организма человека.

3) Что ведет к появлению опасных и вредных факторов в производственной среде?

а) неправильная эксплуатация технических систем.

б) несоблюдение правил техники безопасности.

в) превышение пределов эксплуатационной возможности тех­нических устройств и технологических процессов.

г) отсутствие защитных устройств на рабочих местах.

4) Что такое приемлемый риск?

а) степень риска, не приводящая к гибели человека.

б) риск, при котором защитные мероприятия позволяют под­держивать достигнутый уровень безопасности.

в) риск, оцениваемый вероятностью смертельных случаев в единицу времени.

г) риск, не представляющий непосредственной угрозы здоро­вью и жизни человека.

6) Какие ситуации называют экстремальными?

а) чрезвычайные ситуации, возникающие внезапно.

б) чрезвычайные ситуации с непредсказуемо сильными воз­
действиями опасных и вредных факторов.

в) ситуация, когда физические и психологические нагрузки достигают пределов, при которых человек теряет способ­ность поступать адекватно сложившейся ситуаций.

г) опасная ситуация с непосредственной угрозой жизни чело­века.

6) Что такое реактивность организма?

а) компенсаторные реакции организма на воздействие нега­тивных факторов.

б) способность организма к адаптации в определенных усло­виях.

в) свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействие окружающей среды.

г) сохранение постоянства внутренней среды.

7) Назовите структурную и функциональную единицу нервной системы.

а) спинной мозг.

б) головной мозг.

в) нервный узел.

г) нейрон — нервная клетка.

8) Что такое рецептор?

а) скопление нервных клеток, обладающее избирательной чувствительностью.

б) специализированная нервная клетка, обладающая избиратель-

ной чувствительностью к определенным факторам среды.

в) нерв, осуществляющий связь между органом и централь­ной нервной системой.

г) скопление нервных волокон, идущее от нервного узла.

9) Что такое рефлекс?

а) проведение нервного возбуждения по нервному волокну.

б) раздражение рецептора и возникшая в нем волна возбуж­дения.

в) реакция организма на раздражение из внешней или внут­ренней среды, осуществляемая при посредстве централь­ной нервной системы.

г) возбуждение в нервах, распространяющееся с одного ней­рона на другой.

10) Что является физиологической основой сознания, вос­приятия, памяти, мышления, воли?

а) головной мозг, спинной мозг.

б) нервные узлы, нервные корешки, нервные сплетения, пе­риферические нервные окончания.

в) процессы, протекающие в коре головного мозга, способ­ствующие выработке временных связей.

г) функциональные способности центральной нервной системы, обеспечивающие анализ раздражений из окружающей среды.

11) Дайте определение безусловного рефлекса.

а) временная рефлекторная связь организма с окружающей средой.

б) унаследованная от предков рефлекторная реакция, сло­жившаяся в ходе эволюции.

в) индивидуально приобретенная в процессе жизнедеятельности реакция, обеспечивающая приспособление организма изменяющимся условиям среды.

г) реакция организма на речевые обозначения предметов или явлений.

12) Дайте определение условного рефлекса.

а) временная рефлекторная связь организма с окружающее средой.

б) унаследованная от предков рефлекторная реакция, сло­жившаяся в ходе эволюции.

в) индивидуально приобретенная в процессе жизнедеятельно­сти реакция, обеспечивающая приспособление организма к изменяющимся условиям среды.

г) реакция организма на речевые обозначения предметов или явлений.

13) Что такое сон?

а) торможение в коре головного мозга, возникающее в ответ на воздействие сильных и продолжительных раздражителей.

б) торможение условнорефлекторной деятельности коры боль­ших полушарий.

в) торможение в коре головного мозга и в подкорковых отделах.

г) высшая форма торможения в коре головного мозга и неко­торых подкорковых отделах, предохраняющая нервные клетки от переутомления и истощения.

14) Какова необходимая продолжительность сна здорового взрослого человека?

а) 20 часов.

б) 7-8 часов.

в) 10-11 часов.

г) 2-3 часа.

15) Каким понятием характеризуется чувствительность ана­лизаторов?

а) интенсивность воздействия фактора окружающей среды.

б) порог восприятия.

в) порог узнавания фактора.

г) минимальная величина воздействия фактора.

16) Назовите вид приобретенного наиболее крепкого, про­должительного иммунитета, часто пожизненного.

а) активно приобретенный естественный иммунитет.

б) пассивно приобретенный естественный иммунитет.

в) видовой, естественный иммунитет.

г) активно приобретенный искусственный иммунитет.

17) Что такое специфический иммунитет?

а) все виды иммунитета, связанные с образованием антител.

б) защитные механизмы, обеспечиваемые способностью к фа­гоцитозу.

в) защитные механизмы, обеспечиваемые бактерицидными свойствами крови и тканевой жидкости.

г) защитные свойства кожи и слизистых оболочек.

18) На что направлены иммунные реакции организма?

а) освобождение от чужеродных для организма агентов и ве­ществ.

б) сохранение постоянства внутренней среды — гомеостаза.

в) защита от опасных, вредных факторов.

г) разрушение и выведение из организма чужеродных агентов.

19) Создание какого вида иммунитета обеспечивает быст­рую защиту организма от уже проникших в него микробов или токсинов?

а) активно приобретенный естественный иммунитет.

б) пассивно приобретенный естественный иммунитет.

в) пассивно приобретенный искусственный иммунитет.

г) активно приобретенный искусственный иммунитет.

20) Что же такое динамические мышечные усилия?

а) состояние, когда мышцы постоянно сокращены.

б) преобладание времени сокращения мышц над расслаблением.

в) правильное чередование во времени сокращения и рас­слабления мышц.

г) преобладание расслабления мышц над сокращением.

21) Назовите критерии тяжести труда.

а) энергозатраты в килоджоулях (кДж) в единицу времени.

б) мощность внешней механической работы; максимальная величина передвигаемых или поднимаемых грузов в едини­цу времени; наклоны туловища свыше 50° в единицу вре­мени при работе стоя; число шагов, совершаемых в едини­цу времени и т. д.

в) напряжение внимания, плотность сигналов и сообщений в единицу времени и т. д.

г) напряжение анализаторов; монотонность работы; длитель­ность сосредоточенного наблюдения в процентах от общего времени смены.

22) Что такое динамический стереотип?

а) функциональные возможности организма человека, связан­ные с трудовой деятельностью.

б) целевая установка, программа действий, формирующаяся в ЦНС, учитывающая пространственные, временные и по­ рядковые показатели трудового процесса.

в) система рефлексов, обеспечивающая выполнение тех или иных действий.

г) приспособление организма к изменяющимся условиям тру­довой деятельности.

23) В чем значение формирования динамического стерео­типа?

а) точность и своевременность реакции организма при фор­мировании трудовых навыков.

б) формирование программы действий для закрепления тру­довых навыков.

в) «экономия» энергии в результате исключения излишних действий, выработка автоматизма в работе, отдаление утом­ления и предупреждение переутомления.

г) уменьшения тяжести и напряженности труда в результате выработки автоматизма действий.

24) Как уменьшается работоспособность человека во вре­мени?

а) постоянно нарастает независимо от продолжительности трудового процесса.

б) постепенно снижается в связи с наступлением утомления.

в) различают фазы врабатываемости, относительно устойчи­вой оптимальной работоспособности, снижения работоспо­собности в связи с утомлением.

г) может нарастать и снижаться в зависимости от условий трудовой деятельности.

25) Как оценивается тяжелая работа по потреблению кис­лорода и энерготратам?

а) 1,0 и более л/мин; более 5,0 ккал/мин.

б) 0,5—1,0 л/мин; 2,5—5,0 ккал/мин.

в) до 0,5 л/мин; до 2,5 ккал/мин.

г) 2,5 л/мин; 10,0 ккал/мин.

26) Как оценивается легкая работа по потреблению кисло­рода и энерготратам?

а) 1,0 и более л/мин; более 5,0 ккал/мин.

б) 0,5—1,0 л/мин; 2,5—5,0 ккал/мин.

в) до 0,5 л/мин; до 2,5 ккал/мин.

г) 2,5 л/мин; 10,0 ккал/мин.

27)Какой этап энергетического обмена является наиболее продуктивным?

а) бескислородный.

б) подготовительный.

в) кислородный.

г) этап образования молекул АТФ.

28) Что такое «эргономика»?

а) процесс изучения влияния автоматизации на снижение тру­довых затрат.

б) наука, изучающая все виды взаимодействий в системе «че­ловек — машина», направленная на оптимизацию орудий и условий труда.

в) наука, осуществляющая системный подход к трудовым процессам.

г) наука, изучающая требования, предъявляемые к психоло­гическим особенностям человека, проявляемым при его вза­имодействии с техническими средствами.

29) Что такое «инженерная психология»?

а) процесс изучения влияния автоматизации на снижение трудовых затрат.

б) наука, изучающая все виды взаимодействий в системе «че­ловек — машина», направленная на оптимизацию орудий и условий труда.

в) наука, осуществляющая системный подход к трудовым процессам.

г) наука, изучающая требования, предъявляемые к психоло­гическим особенностям человека, проявляемым при его вза­имодействии с техническими средствами.

30) Какова работоспособность женщин по сравнению с муж­чинами?

а) такая же, как и у мужчин.

б) в связи с выполнением специфических функций (вына­шивание ребенка, роды, вскармливание детей) женщинам можно планировать работу не более 60—70% от на­
грузки мужчин.

в) 50—60% от нагрузки, которую может выполнять мужчина средних физических возможностей.

г) выраженные половые различия в осуществлении физиоло­гических функций снижают работоспособность женщин на 50% по сравнению с мужчинами.

31) Перечислить защитные механизмы организма челове­ка, сложившиеся в ходе эволюции.

а) иммунитет, защитные рефлексы.

б) условные и безусловные рефлексы, иммунитет.

в) условные и безусловные рефлексы, I и II сигнальные систе­мы, анализаторы, иммунитет

г) анализаторы, I и II сигнальные системы.