Водные перевозки нефтепродуктов и нефтей.

По способу передвижения нефтеналивные суда делят на самоходные (морские и речные танкеры) и не самоходные (баржи морские или лихтеры, и речные).

Каждое нефтеналивное судно характеризуется следующими основными показателями:

1. водоизмещение (вес воды, вытесненной груженым судном);

2. дедвейт (полный вес поднимаемого груза);

3. грузоподъёмность (вес транспортного груза);

4. осадка при полной загрузке;

5. скорость хода при полной загрузке.

Отношение дедвейта к водоизмещению называется коэффициентом утилизации водоизмещения и характеризует степень совершенства судна. Для танкеров он колеблется в пределах 0,65-0,75.

Нефтеналивное судно состоит из жёсткого стального каркаса, к которому крепится обшивка. Каркас судна выполнен из продольных и поперечных жёстких связей, которые образуют наливные отсеки-танки.

Танкер – самоходное судно, корпус которого системой продольных и поперечных переборов разделён на отсеки – танки. Для предотвращения попадания паров нефтепродуктов в хозяйственные и машинные отделения грузовые танки отделены от носового и кормового отсеков глухими отсеками, которые с целью пожарной безопасности заливают водой. Для сбора и отвода продуктов испарения, а также для регулирования давления в танках на палубе устроена газоотводная система с дыхательными клапанами.

Все грузовые танки соединены между собой трубопроводами с задвижками для осуществления погрузки и выгрузки нефтепродуктов и балласта. Их остатки удаляют по зачистным трубопроводам, имеющим меньший диаметр и пропускную способность. Также грузовые танки оборудуются технологическими трубопроводами и устройствами, подогревателями, установками для орошения, мойки и вентиляции танков, средствами тушения пожара и др.

Для устранения попадания воздуха в насосы на танкерах применяют откачку с помощью вакуумных насосов. Применение вакуумных танков позволило сократить время выкачки на 20%.

Наибольшее распространение получили морские танкеры. Речные танкеры имеют меньшую осадку и ограниченную грузоподъемность. В малотоннажных речных танкерах нефтепродукты размещают во вставных цистернах, которые для вязких продуктов оборудуются подогревателями.

Нефтеналивные баржи грузоподъемностью до 12000 тонн применяются при речных перевозках (метод толкания лучше буксировки).

Для приема нефтеналивных судов на нефтебазах используют эстакадные пирсы и причалы.

Нефтяные гавани и причальные сооружения служат для производства нефтегрузовых операций и водных перевозках. Требования к гаваням:

1. минимальная глубина должна быть равна наибольшей осадки судна с учетом наибольшей высоты волны плюс 0,5 м.

2. гавань должна иметь достаточную акваторию, быть надёжно укрытой от ветров.

3. в гавани должны быть предусмотрены меры на случай аварийного розлива.

На морских и озерных нефтебазах применяются пирсы (дву- и односторонние), на речных водоемах – причалы. В морских гаванях нефтеналивные пирсы размещаются перпендикулярно к берегу, а в речной гавани причалы размещаются параллельно берегу. Количество причалов на нефтебазе определяется в зависимости от грузооборота, с учётом грузоподъёмности судов, чистоты прибытия и времени их обработки. Причалы речных нефтебаз бывают стационарные и временные в виде плавучих понтонов или разборных деревянных эстакад, устанавливаемых в период навигации. Тип стационарного причала – железобетонные «бычковые» причалы с насосами внутри «бычка». Причал состоит из следующих основных сооружений: причальные «бычки» для швартовки судов, центральный «бычок» для установки насосов и устройств шланговки судов, отбойные швартовые палы для швартовки, эстакады для укладки технологических трубопроводов, соединительные коммуникации с причалом, ледозащитные устройства.