ТРАКТАТ О ЛЮБВИ

...Все существующие вещи, управляемые [высшим
принципом], обладают естественным вожделением и
врожденной любовью. Отсюда с необходимостью сле-
дует, что у этих вещей любовь есть причина их суще-
ствования.

...Наличие этой любви у всех управляемых [высшим
принципом] существующих вещей должно быть необхо-
димым и неотъемлемым. В противном случае была бы
нужна другая любовь для того, чтобы сохранить эту об-
щую любовь, уберечь ее от небытия и вернуть ее в
прежнее состояние, когда она пришла в упадок, беспо-
коясь из-за ее удаления. [В этом случае] одна из этих
двух любовей была бы бесполезной и излишней, а су-
ществование чего-либо бесполезного в природе, то есть
з божественно установленном порядке, ложно. Но нет
любви вне этой общей абсолютной любви. Следователь-
но, бытие каждого предмета, управляемого [высшим
принципом], определяется врожденной любовью.

Таким образом, у всех существующих вещей либо
любовь является причиной их бытия, либо любовь и бы-
тие в них тождественны. Очевидно, следовательно, что
ни одна индивидуальная субстанция не лишена любви...

...Каждая из простых неживых индивидуальных суб-
станций сопровождается врожденной любовью, от кото-
рой она никогда не свободна, и любовь эта — причина
их бытия.

Вкратце укажем, как растительные души делятся на
три разновидности: 1) питающая сила, 2) сила роста и


3) сила размножения; точно так же любовь, присущая
растительной силе, делится на три разновидности:
1) первая из них присуща питающим силам и является
источником влечения к пище в соответствии с потреб-
ностями в ней материи и задержания ее в питающемся
[теле] после претворения ее в его природу; 2) вторая
разновидность любви присуща силе роста и является
источником влечения к пропорциональному увеличению
объема питающегося [тела]; 3) третья разновидность
любви присуща силе размножения и является источни-
ком стремления произвести начало сущности, подобной
тому, от которой он сам произведен.

Ясно, что, когда существуют эти силы, необходи-
мо существуют и эти разновидности любви. Следователь-
но, они также от природы наделены любовью.

Нет сомнения, что каждая из животных сил и душ
характеризуется тем действием, которое побуждается
врожденной любовью. Если бы это было не так — если
бы они не обладали естественной брезгливостью, источ-
ником которой является врожденное отвращение, и ес-
тественным влечением, имеющим своим источником
врожденную любовь,— то их существование в живот-
ном теле должно было бы рассматриваться как празд-
ное. И это проявляется во всех частях, на которые де-
лятся эти силы.

Как разумная, так и животная душа — последняя по
причине близости к первой — всегда любят то, что строй-
но, гармонично и соразмерно, как, например, гармонич-
ные звуки, хорошо сочетающиеся друг с другом вкусо-
вые качества различных блюд и т. п. Но если в животной
душе это вызвано природой, то у разумной души это про-
истекает из того, что она предрасположена [к этому]
созерцанием идей, возвышающихся над природой, и зна-
ет: все, что близко к Первому Объекту любви, то более


стройно и соразмерно, а то, что следует непосредственно
за Ним, достигает большей степени единства и связанных
с ним качеств, таких, как гармония и согласованность;
тогда как, напротив, что удалено от Него, то ближе
к множественности и связанным с нею качествам,
таким, как дисгармония и несогласованность, как это
разъяснили метафизики. Всегда, когда разумная душа до-
стигает обладания чем-то стройным, она созерцает это
нетерпеливым взором.

Поскольку эти предпосылки установлены, мы говорим:
одно из свойств разумного [существа] — то, что оно лю-
бит красивую внешность у людей, и это иногда рас-
сматривается как изящество и молодость. Такое свойство
либо присуще [одной только] животной силе, либо
[является результатом] соучастия [разумной и животной
сил]. Если бы оно было присуще [только] животной
силе, то разумные люди не считали бы это изяществом
и молодостью. Ибо истинно, что, когда человек испыты-
вает устремления, [свойственные] животной [душе],
по-животному, он впадает в порок и вредит разумной
душе. Это не присуще разумной душе, ибо принад-
лежностями ее работы являются вечные умопости-
гаемые предметы, а не преходящие чувственно воспри-
нимаемые единичные вещи. Этот [вид любви], следо-
вательно, вытекает из соучастия [упомянутых двух сил].

Это можно объяснить и другим способом: если чело-
век любит прекрасный образ ради животного удоволь-
ствия, то заслуживает порицания, даже осуждения и обви-
нения в грехе; таковы, например, те, кто предаются
содомскому греху и вообще порочные люди. Но если
человек любит миловидный образ умозрительно, то, как
мы уже объяснили, это следует считать средством воз-
вышения и приближения к благу, поскольку он испыты-
вает более близкое воздействие Первоисточника [всяко-
го] Влияния и Чистого Объекта любви и более подобен
возвышенным, благородным вещам. А это делает его до-


стойным того, чтобы быть изящным и мило молодым.
По этой причине не бывает так, чтобы сердца проница-
тельных людей из числа тех, что обладают острым умом
и философским мышлением и не следуют за теми, кто
выдвигает жадные и скупые требования, не были заняты
тем или иным прекрасным человеческим образом. Ибо
человек, имея нечто сверх того совершенства, которое
свойственно человечеству... более всего достоин полу-
чения того, что скрыто в плоде сердца и составляет
чистоту любви. Поэтому и говорит пророк: «Ищи удо-
влетворения твоих потребностей у обладающих пре-
красным лицом», желая этим сказать, что красивый
образ бывает только при хорошем природном составе
и что совершенная гармония и состав придают [челове-
ку] приятные черты и милые качества. Иногда, однако,
случается, что человек с безобразным обликом прекра-
сен по своим внутренним качествам. Для этого возмож-
ны два объяснения: либо безобразие облика вызвано
не внутренним недостатком в гармонии первоначаль-
ного [природного] состава, а какой-то внешней, при-
входящей порчей, либо же красота черт вызвана не при-
родой, а привычкой. Равным образом бывает так, что
человек с красивым обликом безобразен чертами [своего
характера]. Этому также можно дать два объяснения:
либо уродство в чертах [характера] возникает привходя-
щим образом вместе с чем-то, привходящим в природу
после закрепления состава, либо оно возникает из-за
сильной привычки.

Любовь к прекрасному облику сопровождается тре-
мя желаниями: 1) обнять, 2) целовать и 3) сочетаться.
Что касается третьего желания, то при его [появле-
нии] выясняется, что оно присуще только животной душе,
что доля ее в этом велика и что она выступает здесь
не как средство, а как участница, более того, как [участ-
ница], пользующаяся [средством]. Дело это отврати-
тельно, но и разумная любовь может не быть чистой,


если животная сила ей всецело не подчиняется. Поэтому
в желании сочетаться лучше подозревать любящего, ко-
торый соблазняет предмет своей любви ради одного
этого, если только его потребность не носит разумного
характера, то есть, если он не помышляет о воспроиз-
ведении себе подобного. А это ' невозможно для мужчи-
ны; для женщины же, которой это запрещено шариатом,
это мерзко. Поэтому такой вид любви допустим и может
быть одобрен только в отношении мужчины, который
сочетается со своей женой или невольницей.

Что касается объятий и поцелуев, то сами по себе они
не заслуживают осуждения, если их цель состоит в сбли-
жении и соединении, поскольку душа желает достичь
объекта своей любви присущими ей чувствами осязания
и зрения. Поэтому она получает наслаждение от объ-
ятия, стремится к тому, чтобы дыхание начала психиче-
ской деятельности, каковым является сердце, слилось
со сходным дыханием в объекте любви, и поэтому же-
лает целовать его. Однако объятия и поцелуи акци-
дентально вызывают такие порочные страсти, которых
следует остерегаться, если только нет уверенности в том,
что те, кто ими охвачены, [способны] подавить их и быть
вне подозрения. Поэтому нельзя упрекать, когда целуют
детей, хотя в принципе это может быть подвергнуто
такому же подозрению, поскольку цель поцелуев —
сближение и соединение, но [в данном] случае они не
[сопровождаются] порочными и греховными [помыс-
лами].

Кто исполнен такой любви, тот молод и изящен, а
[сама] эта любовь — изящество и молодость.

Серебряков С. Б. Трактат Ибн
Сины (Авиценны) о любви. Тби-
лиси, 1976. С.
48—60

То есть воспроизведение потомства.