Какими способами можно регулировать частоту вращения асинхронных короткозамкнутых двигателей. Нарисуйте механические характеристики для этих способов.

а) Регулирование координат с помощью резисторов в цепи статора

Схема, позволяющая регулировать координаты АД за счет добавочных резисторов в цепи статора, приведена на рис. 4.8, а.

 

Рис. 4.8. Регулирование координат АД с помощью резисторов в цепи статора:

а — схема; б — механические характеристики

Схема рис. 4.8, а соответствует симметричному включению добавочных резисторов во все три фазы стато­ра. Помимо такой схемы используется включение резисто­ра в одну фазу, что позволяет получить примерно такие же характеристики двигателя при уменьшении количества регулирующих элементов.

Получаемые при этом искусственные характеристики приведены на рис. 4.8, б.

Искусственные характеристики рис. 4.8, б мало пригод­ны для регулирования скорости АД: они обеспечивают не­большой диапазон изменения скорости; жесткость харак­теристик АД и его перегрузочная способность, характери­зуемая критическим моментом, по мере увеличения R снижаются; способ отличает и низкая экономичность.

В силу этих недостатков регулирование скорости АД с помощью активных резисторов в цепи его статора применя­ется редко. Этот способ обычно используется для ограни­чения токов и моментов АД с короткозамкнутым ротором в различных переходных процессах — при пуске, реверсе и торможении.

 

б) Регулирование скорости АД изменением числа пар полюсов

Этот способ используется для регулирования скорости многоскоростных АД с короткозамкнутым ротором. Возмож­ность получения искусственных характеристик АД данным способом, и следовательно, регулирования его скорости, непосредственно следует из выражения для угловой скоро­сти магнитного поля АД ω0 = 2πf1 / p.

Изменение числа пар полюсов АД р производится за счет переключений в обмотке статора, при этом число пар полюсов короткозамкнутого ротора изменяется автомати­чески. Так как количество полюсов АД может быть равным только целому числу - 1, 2, 3 и т. д., то следовательно, данный способ обеспечивает только ступенчатое регулиро­вание скорости. Двигатели, допускающие регулирование скорости этим способом, получили название многоскорост­ных.

Изменение числа полюсов АД достигается, когда на ста­торе АД располагаются две (или больше) не связанные друг с другом обмотки, имеющие разное число пар полю­сов, такие АД получили название многооб­моточных.

Широкое распространение получил другой тип многоскоростных АД, у которых изменение числа пар полю­сов вращающегося магнитного поля достигается за счет изменения схемы соединения статорной обмотки АД. Для этого каждая фаза статора разделена на несколько одина­ковых частей (чаще всего на две части) и имеет от них со­ответствующее число выводов.

Рассмотрим схемы соединения статора и механические характеристики АД для этих случаев.

 

Треугольник двойная звезда. Для получения больше­го числа пар полюсов р1 секции каждой фазы статора включены в треугольник согласно, т. е. так, как это показа­но на рис. 4.10, а, где A и A - начала соответственно первой и второй секций фазы А; A и A - их концы. Обозначения для выводов секций фаз B и С, схемы вклю­чения которых аналогичны схемам фазы А, опущены. Сое­динение секций по схеме рис. 4.10, б, как отмечалось выше, вызовет уменьшение в 2 раза числа пар полюсов АД. Схе­ма рис. 4.10, б получила название двойной звезды.

Рис. 4.10. Соединение обмоток статора в треугольник (а), двойную звезду (б) и механические характеристики при схемах треугольник — двойная звезда (Δ—YY) (в)

 

Звезда двойная звезда. В этой схеме меньшей угло­вой скорости АД соответствует соединение обмоток стато­ра, показанное на рис. 4.11, с. Секции фаз статора соеди-

Р и с. 4.11. Соединение обмоток статора в звезду (а) и механические характеристики двигателя при схемах звезда—двойная звезда (б)

 

нены в этой схеме также последовательно и согласно и образуют при подключении АД к сети систему р1 пар полю­сов вращающегося магнитного поля, которой соответствует синхронная скорость ω0. Переключение на двойную звез­ду осуществляется по схеме на рис. 4.10, б, при этом число пар полюсов станет p2 = p1 / 2.

Получаемые механические характеристики такого двухскоростного АД изображены на рис. 4.11,6.

В отличие от рассмотренной выше схемы пере­ключения треугольник — двойная звезда, в которой регу­лирование скорости АД осуществляется при постоянной мощности нагрузки на его валу, в этой схеме изменение скорости может осуществляться при постоянном моменте нагрузки Мс.

Помимо рассмотренных двухскоростных АД применяют­ся также трех- и четырехскоростные АД. Первые из них помимо переключаемой обмотки статора, выполняемой ана­логично рассмотренной выше, имеют также и одну непереключаемую обмотку. Четырехскоростные АД с различным числом пар полюсов p1, p2, p3, р4 позволяют получить четы­ре различные механические характеристики.

Рассматриваемый способ регулирования скорости ха­рактеризуется рядом положительных показателей, что опре­деляет широкое его применение в регулируемом электро­приводе переменного тока. К ним в первую очередь следует отнести экономичность регулирования, так как регулирова­ние скорости изменением числа пар полюсов не сопровож­дается выделением в роторной цепи больших потерь энер­гии скольжения, вызывающих излишний нагрев АД и ухуд­шающих его КПД.

 

в) Регулирование скорости АД путём изменения напряжения на статоре

Одним из возможных способов регулирования коорди­нат АД является изменение напряжения на выводах его статора, при этом частота такого напряжения постоянна и равна частоте сети переменного тока. На рис. 4.13, а при­ведена схема электропривода при реализации этого способа. Между выводами питающей сети и статора АД включен преобразователь напряжения, при использовании которого может изменяться напряжение, подводимое к статору АД.

Рис. 4.13. Регулирование координат АД изменением напряжения на статоре:

а — схема; б — механические характеристики

 

г) Регулирование скорости АД путём изменения частоты питающего напряжения

Частотный способ является одним из наиболее перспек­тивных и широко используемых в настоящее время спосо­бов регулирования скорости АД. Принцип его заключается в том, что, изменяя частоту f1 питающего АД напряжения, можно в соответствии с выражением ω0 = 2πf1/p изменять его синхронную скорость ω0, получая тем самым различные искусственные характеристики. Этот способ обеспечивает плавное регулирование в широком диапазоне, получаемые характеристики обладают высокой жесткостью. Частотный способ к тому же отличается и еще одним весьма важным свойством: при регулировании скорости АД не происходит увеличения его скольжения, как это имеет место, например, при реостатном регулировании. Поэтому при этом способе регулирования потери скольжения, определяемые по (4.15), оказываются небольшими, в связи с чем частотный способ наиболее экономичен.

На рис. 4.18, а приведены механические характеристики АД при выполнении соотношения (4.32). Для частот ниже номинальной (f1i < fНОМ) критический момент АД постоя­нен, что обеспечивает неизменную перегрузочную способ-

 

Рис. 4.18. Механические характеристики при частотном регулировании

координат АД: а — расчетные, б — практические

 

ность двигателя. При частотах выше номинальной (f1i > fНОМ), когда по техническим условиям напряжение на статоре не может быть повышено сверх номинального, кри­тический момент АД снижается.

 

Рис. 4.19. Схема асинхронно­го электропривода при частот­ном регулировании