Какие реле используются для защиты силового трансформатора. Их устройство и назначение.
1) Газовое реле.
Газовое реле является основным элементом газовой защиты. Газовая защита основана на использовании явления газообразования в баке поврежденного трансформатора.
Обозначение - КSG. Наиболее совершенным реле является реле типа РГЧЗ-66.
Реле устанавливается в маслопроводе между баком и расширителем. Элементы реле: 1, 2 - алюминиевые чашки; 3 – оси; 4- подвижные контакты; 5 - неподвижные контакты; 6- пружины; 7- лопасть. |
В нормальном режиме при наличии масла в кожухе реле чашки удерживаются пружинами. Контакты реле разомкнуты. При газообразовании масло из реле вытесняется, а в чашках остается. Под тяжестью масла чашки опускаются и контакты замыкаются. Сначала опускается верхняя чашка и реле действует на сигнал. Контакты нижней чашки действуют на отключение трансформатора.
При интенсивном газообразовании возникает сильный поток масла и газов из бака в расширитель через газовое реле. На пути потока находится лопасть 7, действующая вместе с нижней чашкой на общий контакт. Если скорость движения масла и газов достигает значения уставки реле, лопасть поворачивается и замыкает контакт в цепи отключения трансформатора, Предусмотрены три уставки срабатывания отключающего элементы по скорости потока масла: 0,6; 0,9; 1,2 м/с. При этом время срабатывания реле составляет tс.р==.0.,05... 0,5с. Уставка по скорости потока масла определяется мощностью и характером охлаждения трансформатора.
В нашей стране широко используется газовое реле с двумя шарообразными пластмассовыми поплавками типа ВF80-Q. Реле имеет некоторые конструктивные особенности. Однако принцип действия его такой же, как и других газовых реле.
2) Реле с насыщающимися трансформаторами тока РНТ-565.
Основным элементом реле является насыщающийся трансформатор. Обозначение TLAT.
Насыщающийся трансформатор тока TLAT содержит трехстержневой ферромагнитный сердечник. Воздействующая величина (ток I1) поступает в первичную обмотку w1а к вторичной w2подключается измерительное максимальное реле тока КА. Характеристика Ip=f{I1) насыщающегося трансформатора зависит от характера изменения тока I1. Если ток I1 cинусоидальный, то магнитная индукция в сердечнике изменяется в широких пределах —Bmax<=B<=Bmax. Указанному изменению индукции пропорционально среднее значение ЭДС вторичной обмотки и ток Iр в реле. В этом случае НТТ действует как обычный трансформатор тока. Апериодическая слагающая насыщает магнитопровод и изменяет режим работы НТТ.
На рисунке показан случай, когда ток iбр (бросок тока намагничивания включаемого силового трансформатора) из-за апериодической слагающей полностью смещен относительно оси времени. Прохождение такого тока по обмотке w1НТТ сопровождается изменением индукции только в пределах +BS>=B>=+Br. Поэтому среднее значение ЭДС вторичной обмотки и ток в реле получаются намного меньшими, несмотря на то что ток Iбр.max>Im1. Обмотки wK' и wK" предусмотрены для усиления действия апериодической слагающей. |
Насыщающиеся трансформаторы тока, применяемые в реле, отличаются от рассмотренных НТТ числом первичных обмоток. На магнитопроводе НТТ реле РНТ-565 кроме основной рабочей обмотки Wраб(w1) размещены дополнительные обмотки. У реле РНТ-565 они используются как уравнительные Wур I и WурII при неравенстве сравниваемых токов. Обмотки Wраб, Wур I и WурII выполнены секционированными с отводами для возможности дискретного изменения параметров реле. Во всех обмотках НТТ, кроме вторичной w2, предусмотрено переключение чисел витков для изменения уставок срабатывания реле.
Реле РНТ-565 применяются в том случае, если чувствительность токовой отсечки недостаточна. При этом требуемую чувствительность защита имеет обычно на двухобмоточных трансформаторах мощностью менее 25 МВА.
3) Реле с магнитным торможением ДЗТ-11.
Для дифференциальной защиты трансформаторов выпускаются реле с магнитным торможением типа ДЗТ-11.В реле ДЗТ-11 используется НТТ с дополнительной обмоткой управления, которая называется тормозной обмоткой. Обмотка управления предназначена для изменения характеристики НТТ. Дополнительный ток Iу, протекающий по обмотке управления изменяет степень намагничивания НТТ. С увеличением тока Iу, степень намагничивания увеличивается. Ток небаланса, протекающий по обмотке реле при переходном процессе уменьшается.
Ток срабатывания защиты c реле ДЗТ-11 зависит от числа витков и значения тока тормозной обмотки. Отстройка от бросков тока намагничивания достигается выбором тока Iс.з min по условию
Ic.з.>=kотс.*Iт.ном. (1).
Коэффициент отстройки kотс принимается равным 1,5, так как реле ДЗТ-11 имеет худшие, чем реле РНТ, параметры в отношении отстройки от неустановившихся токов из-за отсутствия в НТТ реле короткозамкнутой обмотки. Далее расчет витков НТТ реле и максимального первичного тока небаланса Iнб.рсч max1 выполняется, как и для реле РНТ. Дополнением к этому расчету является выбор числа витков тормозной обмотки Wтрм, обеспечивающих отстройку от Iнб.рсч max1.
4) Реле тока РТ-40, реле напряжения РН-53, РН-54.