ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

План лекции:

1. Типологизация истории философии и отличительные черты философии космоцентризма.

2. Философия Древней Индии.

3. Философия Древнего Китая.

 

Типологизация истории философии и отличительные черты философии космоцентризма.

1. Начиная с Гегеля, потом К. Маркса связывают философские учения с различными историческими эпохами:

-рабовладельческий период

-феодальный период

-буржуазный

-социалистический

2.

Восточная философия Западная философия
-Философия Древней индии -Философия Древней Греции
-Философия Древнего Китая -Философия Средневековья
-Современная восточная философия -Философия эпохи Возрождения
  -Философия Нового времени
  -Философия Просвещения
  -Философия современности

3. Национальная: русская, немецкая, английская и пр.

4. По школам: идеалистическая, материалистическая ,рационалистическая и т.д.

5. Стадии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

 

Отличительные черты философии космоцентризма:

· в центре внимания стоят проблемы физического мира, его построение, объяснение физических явлений,

· допускалось существование души и богов, высших силы

· мир взаимосвязан

· человек в мире не свободен, это его лишь очень малая часть.

Специфика обществ Востока определяется тем, что в их основании лежит особый способ производства — «азиатский», отличительными особенностями которого являются «восточная община» и «азиатские формы собственности». В структуре такого общества выделяются два основных полюса: система более или менее замкнутых и разрознен­ных сельских общин и централизованная государственная админист­рация, «восточная деспотия», стоящая над этими общинами, управля­ющая ими и взимающая с них доходы. Процесс классообразования ос­ложнялся существованием разнообразных кланов, сект, землячеств и прочих объединений, которые жестко определяли место человека в об­ществе. Эта система всегда играла заметную роль. Во-первых, она за­щищала человека от произвола государственного деспотизма, во-вто­рых, корпоративность позволяла чиновнику автономно распоряжаться в подвластной ему корпорации.

Выработанные веками корпоративные связи были закреплены традицией и освящены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры, причем ее консервативность вполне соответствовала политическому деспотизму восточного государства. В результате, взаимозависимость государства и социальной структуры породила условия для необычайной стабильности, неизменности, даже застойности стран Востока. Государства разрушались, гибли, создавались заново, но корпоративная структура общества сохранялась почти без изменений. Все это обусловило и особенности духовной культуры, в частности, философии. Философия ветвится, разрастается, но качественного роста не происходит. Она всегда делала ставку на стабильность, сохранение социально -политического «статус-кво». Неслучайно, что некоторые, вполне новаторские для своего времени философские учения, были в последствии превращены в религиозные догмы.

Таким образом, в середине первого тысячелетия до н. э. в наиболее культурно и социально-экономически развитой части древней цивили­зации создаются благоприятные условия для возникновения философии. Создается впечатление, что в VI в. до н.э. произошел настоящий интел­лектуальный взрыв. Особенно ярким он был в Китае и Индии.

2. Философия Древней Индии.

 

Отличительные черты:

· философия мудрость практически направлена в жизнь человека

· философия – это не учение, не теория, а выступает как образ жизни

· философские учения пессимистичны – проблема страдания

· сансара- учение о вечности и неуничтожимости души.

· карма – предопределенность человеческой жизни, души, цель кармы – провести человека через испытания и добиться его нравственного развития

· мокша– высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается.

Душа
Атман Манас
часть бога в человеческой души, первоначален, неизменен душа человека, возникает в процессе жизни, может изменится в + и –.

 

 

Этапы развития древнеиндийской философии.

1. Ведический (XV-VI в. до н. э.) – племена арийцев, до наших дней дошли 4 веды – Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа

Индийская философия берет свое начало в древних религиозных гимнах — Ведах. Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания, началось оформление первых философских учений. Именно в ведийской мифологии зародилось представление о безличном законе — «рита», В гимне «Космический жар» о нем сказано: «Закон и истина родились из воспламеняющего жара. Отсюда роди­лась ночь. Отсюда — волнующий океан. Из волнующего океана родил­ся год, распределяющий дни и ночи, владыка всего, что моргает (т. е. живет)». Это положение доказывает, что внутри первобытной миро­воззренческой стихии рождается представление об объективной необ­ходимости, о естественном пути развития мира. В последней части Вед «Ригведс» имеется удивительный гимн о сотворении мира, в котором содержатся отвлеченные представления о сущем и несущем (сат и асат), ставится вопрос о начале мира: «кто воистину знает? кто здесь провоз­гласит? откуда родилось? откуда это творение?». На эти вопросы не могут ответить даже многочисленные боги, ибо они появились в про­цессе творения этого мира.

Особое значение для развития философской мысли в Индии имеет заключительный раздел Вед «Упанишады», созданный за 1000 лет до н. э. Некоторые европейские философы считали, что это идеалис­тическое учение похоже на воззрения Платона. Действительно, пере­ход от мифа к идеалистической философии в «Упанишадах» весьма на­гляден, так как в данном произведении высшая реальность — это од­новременно и божественная личность, и безличный принцип. И все это есть «атман» — начало, основа, завершение всего сущего. «Атман» — субстанция. Природа его и телесна и духовна. Однако следует подчер­кнуть, что в «Упанишадах» «атман» превалирует как духовное начало. Здесь подчеркивается, что «атман » состоит из разума, речи и дыхания. Будучи повелителем, он «должным образом... распределяет веши на вечные времена». «Атман» — внутренний правитель, нить, которая связывает «и этот мир, и тот мир, и все сущее».

2. Эпический (IV – I в. до н. э.)

· буддизм

· джайнизм

· йога

· санкхья и др.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем и школ. Но все эти школы делились на две боль­шие группы: ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и орто­доксальные, не признающие авторитет Вед. В ортодоксальных школах тексты Вед рассматривались как священные, не подвергающиеся кри­тике. Другое направление критикует Веды. К последнему принадле­жит учение локаята (или чарвака).

Представители вышеупомянутого учения ограничивали первона­чала всего сущего лишь вещественными, материальными сущностя­ми, сводили их к четырем началам. Это четыре великих сути — зем­ля, вода, воздух и огонь. Из сочетаний этих начал и состоит все су щее. Начала эти активны и самодеятельны. Им присуща внутренняя сила. Сознание также производно от четырех начал. Сами по себе «ваю» (воздух), «агню» (огонь), «ап>> (вода), «кшити» (земля)созна­нием не обладают, но когда они должным образом соединяются, то образуется живое тело. У философа XIV в. Мадхавачарьи, излагаю­щего философские и религиозные учения Древней Индии, мы чита­ем: «В этой школе (чарвака) признают четыре элемента... И именно из этих элементов возникает сознание подобно тому, как при смеси кинвы и других веществ возникает опьяняющая сила». При распаде живого тела исчезает и сознание.

Влияние школы чарвака одно время было очень велико, так как смысл жизни они видели в счастье, а не в страдании (как в буддиз­ме). Признавалось, что наслаждения связаны со страданием, но во власти человека свести эту зависимость к минимуму. Однако посте­пенно это учение потеряло влияние, а труды были уничтожены брах­манами, которых они едко высмеивали. Конечно, подобными идеями не исчерпывается индийская философия. Она более многогранна, часто связана с каким-либо конкретным религиозным течением: йога, джайнизм, брахманизм, буддизм. Для этих школ характерно идеали­стическое видение мира. Но небезынтересно, что в них много внима­ния уделяется человеку, а также проблемам этики и познания. Все это составляет огромную духовную ценность и в наше время.

 

3. Эра сутр – кратких философских трактатов рассматривающих. до VII в. н. э. отдельные проблемы

Джайнизм:

· существуют 4 элемента материи

· во всех живых телах есть души

· главное – сострадать всем живым существам и помнить о своем несовершенстве

· не верят в бога

Буддизм:

· есть страдание

· есть причина страдания

· есть путь прекращения страдания – правильная точка зрения: пр. речь, пр. решимость, поведение, усилия, направления мысли и правила

· все изменяется, нет ничего постоянного

· одна жизнь по закону кармы творит другую жизнь.

3. Философия Древнего Китая.

Отличительные черты:

· человек отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества

· существует космическая энергия, духовна, сексуальная и пр.

· призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Небо – верховное божество и высшее олицетворение разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Претендуя на родство с Небом, китайские правители сталиименовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя сыновьями Неба (тянь-цзы). Для них отождествление себя с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир.

Концепция инь-ян – деление всего сущего на два начала, женское и мужское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким и сильным. Женское начало инь было связано с луной, со всем темным и мрачным. Оба начала тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействуют.

Концепция усин – взаимодействие и взаимопроникновение пяти основных элементов, первосубстанций ( огонь – вода – земля – металл – дерево).

Благородный муж (цзюнь-цзы) - социальный идеал Конфуция, эталон для подражания. Должен обладать таким качествами как гуманность (жэнь), чувство долга ( и ), верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний ( ли). Благородный муж – честный, бесстрашный, понимающий, внимательный в речах и осторожный в делах.

Культ предков и нормы «сяо» - быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно – человек грамотный и образованный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Почитанию родителей китайские философы придавали глубокий смысл символа социального порядка. Сяо – это основа гуманности.

Дао ( путь) – всеобщий Закон и Абсолют. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постояное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало имя и форму всему сущему. Дао проявляется через свою эманацию – дэ.

Особенность

Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай представляет цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли большую роль, нежели мистические абстракции. Великими пророками считались те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете. Этически детерминированный рационализм был доминантой определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.

Конфуций ( Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой образ совершенного человека, цзюньцзы. Совершенный человек должен был обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью ( жэнь ) и чувством долга ( и ). Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Также совершенный человек должен обладать такими качествами как чжэн – верность и искренность, ли – благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов. В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, быт и уклад жизни.

Конфуцианство – Конфуций 551-479г. до н.э.

· жить в обществе и для общества

· слушаться старших

· сдерживать себя, соблюдать меру во всем

· быть человечным

· не делай другим того, что не желаешь себе

· в целом направлено на добро друг для друга

Даосизм возник в Китае почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Старший современник Конфуция, основатель даосизма – Лао-цзы, считается исследователями фигурой легендарной. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться сч ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через свою эманацию – через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает. Параллельное существование даосизма и буддизма рядом с конфуцианством создавало в образе мышления китайцев биполярную структуру: рационализм конфуцианства и мистика даосов и буддистов, находящуюся в состоянии динамического равновесия. Даосизм: VI-V в. до н. э. , основатель Лао Цзы.

· Дао – естественный путь, закон и основа всего мира

· Янь – положительные частицы, мужские

· Инь – отрицательные частицы, женские

· взаимодействием янь и инь все получается

· душа гибнет после смерти человека, вливаясь в универсальное дао

· мировой порядок, ход истории, - незыблемый и не зависят от воли человека, гл. принцип – наделение

· необходимо продлевать земную жизнь