Дополнительная

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПб., 1999. Гл. 21.

Методические указания

Коррупционная преступность представляет собой один из наиболее опасных видов преступности. Коррупция поражает государственный аппарат (органы власти, государственного управления, правоохранительные органы), органы местного самоуправления, фактически тромбирует нормальное функционирование государства.

При изучении данной темы необходимо, прежде всего, уяснить, что коррупция – явление не случайное, коррумпированые государственные служащие есть практически во всех государствах, только масштаб коррупции в них существенно различается.

В России коррупция приобрела угрожающую распространенность. Многие коррупционеры чувствуют себя безнаказаными, а это является следствием как объктивных и субъективных факторов, ее (коррупцию) порождающих, так и слабой эффективностью протводействия. Нередко в отношении лиц, совершающих коррупционные пресупления, допускается очевидное попустительство со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Коррупционная преступность относится к беловортничковой, но она тесно связана и с общеуголовной организованной преступностью.

Коррупция порождена и существует еще и потому, что значительная часть граждан России с нею смирилась. Более того, взяв на вооружение такой инструмент решения своих проблем, как подкуп государственных чиновников (главных субъектов коррупционных преступлений), эти лца фактически создают коррупционерам комфортные условия существования. Соответственно, основное направление противодействию коррупции – это формирование у россиян нетерпимости к любым фактам коррупции.

Противодействие коррупционным преступления, их предупреждение и раскрытие включает как общесоциальные, так и специально-криминологические меры. Однако, в современной России, несмотря на широковещательные заявления, до сих пор нет законодательства, четко определяющего ответственность за проявления коррупции, нет и самого определения коррупции. Все эти моменты студентдолжен критически осмыслить.

Семинар 16. Криминологическая характеристика
и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности

1. Понятие неосторожной преступности, ее социологическая и правовая оценки.

2. Виды неосторожной преступности и ее криминологические показатели.

3. Криминологическая характеристика лиц, совершающих неосторожные преступления, их классификация и типология.

4. Детерминанты неосторожных преступлений. Особенности психологического механизма их совершения.

5. Профилактика неосторожных преступлений. Органы внутренних дел как субъекты профилактики неосторожных преступлений.

Литература

Основная

Иншаков С.М. Криминология. Учебник. М., 2000. Гл. 18.

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб.: Питер, Гл. 13.

Дополнительная

Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М.,1989.

Квашис В.Е. Преступная неосторожность. Социально-правовые и криминологические проблемы. Владивосток, 1986.

Квашис В.Е. Преступная неосторожность. Социально-правовые и криминологические проблемы. Владивосток, 1986.

Криминология и профилактика преступлений: Учебник. М., 1989. Гл. 17.

Криминология. М., 1992. Гл. 16.

Криминология: Учебник. М.: МГУ, 1994. Гл. 16.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 1997. Гл. 19.

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПб., Гл. 20.

Методические указания

При изучении данной темы следует исходить из сопоставления юридической и социологической оценок неосторожной преступности, имея в виду, что, хотя неосторожность признается менее тяжкой формой уголовно-правовой вины, чем умысел, объективная опасность и вред. причиняемый неосторожными преступлениями, не ниже, а в ряде случаев и выше, чем от умышленных преступлений. Оценка неосторожной преступности должна даваться с учетом требований к безопасности в условиях научно-технической революции, технизации и машинизации всех сфер жизни, угрозы экологической катастрофы.

Анализируя статистические показатели неосторожной преступности, следует выделить основные виды неосторожных преступлений и сферы, в которых они совершаются. Необходимо при этом иметь в виду высокую латентность многих преступлений, совершаемых по неосторожности.

Изучая особенности криминологической характеристики лиц, совершающих неосторожные преступления, студенты должны опре­делить те нравственно-психологические черты, социальные роли и статусы, с которыми связано неосторожное поведение. При рассмотрении детерминант неосторожной преступности важно разграничить объективные (внеличностные) и субъективные (личностные) обстоятельства, поскольку это существенно для организации профилактики неосторожных преступлений. Важно также разобраться в особенностях психологического механизма совершения неосторожного преступления, надлежаще оценить роль и взаимодействие в этом механизме личности и ситуации. В вопросе предупреждения неосторожной преступности следует выделить профилактические меры, непосредственно осуществляемые соответствующими службами и подразделениями органов внутренних дел, и случаи, когда органы внутренних дел выступают информаторами и инициаторами принятия необходимых профилактических мер, осуществляемых иными субъектами.

Контрольные задания

Задание 1

Назовите основные нравственно-психологические черты, характерные для лиц, совершающих преступления по неосторожности.

Задание 2

Перечислите детерминанты преступлений, совершаемых по неосторожности, выделив объективные (внеличностные) и субъективные (личностные) обстоятельства.

Задание 3

Назовите субъектов профилактики преступлений, совершаемых по неосторожности, и дайте краткую характеристику основных направленийих деятельности.

Семинар 17. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи

1. Понятие правонарушений и преступности несовершенно­летних и молодежи, их социологическая и правовая оценка.

2. Основные показатели преступности несовершеннолетних.

3. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей и преступников, их классификация и типология.

4. Детерминанты правонарушений и преступности несовершеннолетних и основные направления профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних.

5. Характеристика преступности лиц молодежного возраста и основные направления ее профилактики.

Литература

Основная

Гилинский Я.И. Криминология. СПб.: Питер, 2002. Гл. 12.

Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М.: Инфра М - Норма, 2002.
Гл. 32.

Дополнительная

Афанасьев B.C. Проблема комплексного исследования нега­тивных явлений в молодежной среде // Сов. гос-во и право. 1989. № 9.

Бааль Е.П. и др. Современная система субъектов предупреж­дения правонарушений несовершеннолетних: Лекция. М.:Акад. МВД РФ, 1996.

Бааль Е.П., Бусурин С.В. Правовая социализация несовершен­нолетних. М.: Акад. МВД РФ, 1995.

Базаров Р.А. Преступления несовершеннолетних: криминаль­ное насилие, меры противодействия. Екатеринбург: ВШ МВД РФ, 1995.

Булатов Р. Подростково-молодежные группировки // Сов. юс­тиция. 1991. №2.

Журавлева Л. Профилактика преступности несовершеннолет­них // Сов. юстиция. 1990. № 18.

Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовер­шеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие. М.,1990.

Иншаков С.М. Криминология: Учебник. М., 2000. Гл. 19.

Криминология и профилактика преступлений:Учебник. М., 1989. Гл.13.

Криминология.М., 1992. Гл. 10.

Криминология: Учебник. М.: МГУ, 1994. Гл. 10.

Криминология: Учебник. М.: Юристь, 1995. Гл. 13.

Криминологическая ситуация в молодежной среде. Саранск, 1995.

Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М., 1990.

Преступность и профилактика девиантного поведения моло­дежи // Материалы межвуз. науч.-практ. конференции, Ростов н/Д: РЮИ МВД РФ, 1996.

Тяжкова И., Зубкова В. Влияние пьянства и употребления наркотиков на преступность несовершеннолетних // Сов. юстиция. 1990. № 4.

Методические указания

Для правильного понимания и должной социологической и правовой оценки преступности несовершеннолетних и молодежи необходимо рассматривать ее как специфическую структурную часть всей преступности, представляющую особую криминологическую проблему. Такой подход к пониманию и оценке преступности несовершеннолетних и молодежи должен основываться на знании и учете тех юридических, криминологических и социологических оснований, по которым данный вид преступности выделяется в самостоятельную особую проблему.

Анализируя основные показатели преступности несовершеннолетних, следует выделить две половозрастные подгруппы несовершеннолетних правонарушителей мужского и женского пола – 14–15 и 16–17 лет, а применительно к преступности «молодых взрослых» соответствующие подгруппы – 18–24 и 25–29 лет Важно также иметь в виду антиобщественные проступки «малолетних» (лиц, не достигших 14 лет), во многом определяющие перспективы преступности несовершеннолетних.

Оценивая данные официальной уголовной статистики преступности несовершеннолетних, необходимо учитывать обстоятельства, в силу которых статистические показатели неполностью отражают действительную картину преступности подростков (высокая латентность семейно-бытовых преступлений несовершеннолетних, практика освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия, возрастные ограничения уголовной ответственности несовершеннолетних 14–15 лет за многие антиобщественные посягательства и др.).

Изучая структуру преступности несовершеннолетних и особенности совершения ими различных преступлений, следует обратить внимание на специфическую «подростковую» мотивацию, характерную для многих краж, грабежей, разбоев, хулиганства и насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Оценивая показатели преступности несовершеннолетних, данные о рецидиве, групповой преступности и некоторые другие показатели, полезно сравнивать их с аналогичными показателями «взрослой» преступности.

Весьма важным вопросом данной темы является криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников. Особенно существенны данные об особенностях психики несовершеннолетних, их нравственно-правовых взглядов и представлений, во многом определяющих и объясняющих их преступное поведение. Знание этих особенностей необходимо для успешного осуществления общей и индивидуальной профилактики подростковой преступности. Столь же существенно для организации эффективной профилактики преступности несовершеннолетних выявление причин и условий их антиобщественного поведения. В данном случае важно детальное знание всех возможных неблагоприятных условий нравственного

формирования подростков в семье, учебном и производственном коллективах, бытовом окружении и т.д., а также специфических дли подростков криминогенных ситуаций, непосредственно способствующих совершению ими конкретных преступлений.

Контрольные задания

Задание 1

Ранжируйте по степени криминогенное следующие группы несовершеннолетних:

· учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т.п.).

· работающие на производстве;

· неработающие и неучащиеся.

Задание 2

Какие из названных преступлений наиболее часто совершаютсянесовершеннолетними преступниками (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления):

· хулиганство;

· изнасилование;

· карманная кража:

· убийство;

· квартирная кража;

· неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон);

· применение насилия в отношении представителя власти;

· мошенничество;

· дача взятки.

Задание 3

Ознакомьтесь с нижеперечисленными данными о преступле­ниях, совершенных несовершеннолетними, и оцените состояние и ди­намику отдельных видов преступлений.

Динамика отдельных видов преступлений,
совершенных подростками и при их участии

Виды преступлений
Умышленные убийства
Тяжкие телесные повреждения
Изнасилования
Грабежи и разбойные нападения падения
Кражи
Хищения оружия и боеприпасов
Хулиганство
Угоны транспортных средств

Семинар 18. Криминологическая характеристика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (НОН)
и их предупреждение

1. Понятие и сущность наркотизма, наркомании, токсикотизма и токсикомании. Характеристика наркотических средств и психотропных веществ наиболее употребляемых в России.

2. Криминологическая и уголовно-правовая характеристика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

3. Социально-психологические характеристики личности преступников, специализирующихся в сфере НОН и незаконного оборота психотропных веществ. Криминологическая характеристика преступников, совершающих преступления, связанные с наркотиками и психотропными веществами

4.Виктимологическая характеристика участников НОН и незаконного оборота психотропных веществ.

5. Предупреждение преступлений, связанных с НОН и незаконным оборотом психотропных веществ.

 

Далее необходимо охарактеризовать наиболее употребляемые в условиях России наркотические средства, выделив группы растительного происхождения и синтезированные, в том числе производимые в подпольных лабораториях.

Литература

Основная

Гилинский Я.И. Криминология. СПб.: Питер, 2002. Гл. 13.

Дополнительная

Алферов Ю. А. Наркомания в ИТУ. Опыт работы с осужденными наркоманами. Домодедово, 1991.

Аргунова Ю. Н., Габиани А. А. Правовые меры борьбы с наркотизмом. М., 1989.

Важновец В. Н. Деятельность участковых инспекторов милиции по борьбе с наркоманией: Учеб. пос. М., 1990.

Вилкс А. Я., Готлиб Р. М. и др. Наркотизм: преступление против себя и общества. М.: Российское право, 1992.

Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.

Габиани А. А. Наркотизм. Тбилиси, 1987.

Генайло С. П., Готлиб Р. М., Романова Л. И. Наркомания. Правовые и медицинские проблемы. Владивосток: ДГУ, 1988.

Аршеневский Ю. Кто снимет страну с иглы? (Проблемы борьбы с наркобизнесом инаркоманией) // Преступление и наказание. 1993. № 11/ 12. С. 8–11.

Боголюбова Т. А., Толнекин К. А. Наркотизм и наркомания: основные направления борьбы и профилактики // Советское государство и право. 1987. № 1. С. 78–86.

Кадыров М. М. Уголовно-правовая борьба с незаконным возделыванием наркотикосодержаших культур. Ташкент, 1991.

Криминологическая профилактика преступлений. М., 1989. Гл. 18.

Криминология: Учебник для вузов / Под ред. А И. Долговой. М., 1997. Гл.. 26.

Личность преступника и наркомания: Учеб. пос. М.: ВНИИ МВД РФ. 1993.

Миньковский Г. М., Побегайло Э. Ф., Ревин В. П. Уголовно-правовые средства борьбы с наркотизмом. М., 1991.

Социальные отклонения. М.: Юридическая литература, 1989. Гл. 15 (Наркомания).

Социальные, правовые и криминологические проблемы борьбы с наркоманией / Под ред. Р. А. Сабитова. Хабаровск, 1991.

Методические рекомендации

При изучении материала по теме следует в первую очередь уяснить понятия наркотизма и токсикотизма, как явлений социальных, их отличия от наркомании и токсикомании (болезней, требующих медицинского вмешательства)

В ответе на первый вопрос должны быть показаны негативные послед­ствия наркомании и токсикомании для лиц, употребляющих наркотики или психотропные вещества, причиняемый ими психологический, физиологический и социально-нравственный вред, ведущий, в конечном счете, к полной деградации личности.

Заключать ответ должны указания на связь наркома­нии и токсикомании с криминализацией наркоманов и токсикоманов и совершением ими тяжких и особо тяжких преступлений, а также на недостатки учета соответствующих лиц и высокую латентность наркотизма и токсикотизма.

При ответе на второй вопрос следует дать определение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ как разнопланового криминального явления и охарактеризовать его в уголовно-правовом аспекте: показать специфику преступлений, предусмотренных ст. 228,228-1, 233 УК РФ, обратив внимание на превалирование в них корыстной и корыстно-насильственной мотивации.

Обращаясь к криминологической характеристике неза­конного оборота наркотических средств и психотропных веществ, необходимо детально рассмотреть его детерминацию применительно к ее объективным и субъективным факторам, высказав свои соображения относительно реаль­ности коррелирующего воздействия на них.

При изучении третьего вопрос следует уяснить, что представляют собой преступники, занятые в незаконном обо роте наркотических средств и психотропных веществ с точки зрения их демографических данных, характерной для них микросреды (как до, так и после их приобщения к преступной деятельности), наличия или отсутствия криминального опыта, личного отношения к употреблению наркотиков или психотропных веществ. Далее необходимо обратиться к социально-психологическим и конкретным криминологическим характеристикам, связав их в оценочном плане с типологией личности преступников указанной криминальнойориентации. Исходить при этом следует из известных криминологических типологий, приняв за основу уровень, характер и степень общественной опасности личностной установки преступников.

Ответ по четвертому вопросу должен содержать возможно более полную информацию о личностях и поведенческих проявлениях наркоманов и токсикоманов: их возрастные, иные демографические характеристики, историю приобщения к наркотикам или психотропным веществам, наличие или отсутствие криминального опыта, «стаж» потребления, источники средств на приобретение агрессивности или иной предуготованности к совершению преступлений (не только ради удовлетворения болезненной потребности в наркотике, психотропном веществе).

Необходимо показать наркомана, токсикомана с позиций их детерминационного влияния на практику незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ через создаваемые их усилиями криминогенные ситуации.

Заключить ответ следует краткой характеристикой типологии наркоманов и токсикоманов применительно к известным типологиям жертв преступлений, основанным на оценке их участия в механизме конкретных преступлений.

Отвечая на пятый вопрос, студент должен охарактеризовать меры общесоциального плана, имеющие целью оздоровление наркоситуации в России в целом, меры специиально-криминологической направленности, рассчитанные на предупреждение преступлений, связанных с наркотиками и психотропными веществами, применительно к конкретным социальным, возрастным группам, а также меры индивидуальной профилактики, в том числе и виктимологической.

В ответе следует особое внимание уделить воспитательным мерам в отношении несовершеннолетних и лиц молодого возраста; использованию возможностей медицинских уч­реждений, психолого-педагогических служб; правоприменительным мерам (включая и принудительные), составляющим компетенцию правоохранительных органов, активизации в данной работе школьных учреждений, общественных организаций, населения в целом.

Необходимо отметить и наличие государственных и региональных программ борьбы с наркотизмом и наркоманией.

Семинар 19. Криминологическая характеристика преступности женщин и ее предупреждение

1. Состояние, динамика и структура преступности женщин.

2. Причины преступности женщин.

3. Предупреждение преступности женщин.

Литература

Основная

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб.: Юпитер, 2002. Гл. 15.

Криминология / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002. Гл. 33.

Дополнительная

Аверина Н.А. Пятьдесят семь юных «леди» из обслуги ин­терсервиса. М., 1991.

Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992.

Габиани А.А. О правовых мерах по ограничению проституции и ее социально-опасных последствий // Советское государство и право. 1991. № 2. С. 70–73.

Голоднюк М.Н. и др. Проблемы преступности несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в ВТК // Вести. Моск. ун-та, 1991. Cep. ll. № 3. С. 22–30.

Дюков В.В. Гримасы рынка «свободной любви» // Проституция и преступность. М., 1991. С. 48–182.

Проституция и преступность / Редактор и составитель Ю.М. Хотченков. М., 1991.

Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 1997. Гл. 14.

Серебрякова В.А„ Зырянов В.Н. Корыстные преступления, совершаемые женщинами. М., 1990.

Шинелева Л. Нужна государственная программа решения женского вопроса // Социалистический труд. -1989. -№8.-С. 64.

Явчуновская Т.М. Криминологическая характеристика женской преступности, связанной с паразитизмом. Иванов, 1990.

Методические указания

При изучении преступности женщин, как составной части общеуголовной преступности, следует обратить внимание на особенности, характеризующие это негативное социальное явление. К ним относится, в частности, ограниченный круг преступлений, совершение которых типично для женщин ( кражи, мошенничество, присвоение и растрата, должностные преступления и др). Участие женщин в насильственных преступлениях против личности сравнительно невелико, но тем не менее женщины совершают и умышленные убийства и причиняют иной тяжкий вред здоровью физических лиц. Закон выделяет специфический вид умышленного убийства – матерью новорожденного. Динамика насильственных преступлений, совершаемых женщинами, свидетельствует об определенной стабильности, если иметь в виду процентное представительство в структуре преступности, однако в абсолютных цифрах количество преступлений насильственного и корыстно-насильственного характера в последние годы возросло.

Возраст преступниц, как и у преступников-мужчин, в основном не превышает 30 лет, но эта характеристика существенно меняется в зависимости от вида преступления. Значительно старше среднего возраста преступницы – рецидивистки, взяточницы, крупные расхитительницы. Для многих преступниц старше 30–40 лет типична семейная неустроенность – они одиноки, не имеют детей (на момент совершения преступления около половины преступниц не были замужем). Примерно четверть преступниц имеет психические отклонения, и в целом женщины характеризуются высокой эмоциональностью.

Среди преступниц довольно высок процент имеющих высшее и среднее специальное образование или специальность (это прежде всего виновные в совершении крупных хищений и взяточничестве, а также тяжких насильственных преступлениях).

Следует проанализировать рецидивизм женщин (во всяком случае разобраться в том, почему при прочих существенных различиях многократный рецидив у женщин почти такой же, как у мужчин).

Изучая детерминацию преступности женщин, необходимо, наряду с общими для всей преступности причинами и условиями, проанализировать общесоциальные и криминологические факторы, относящиеся именно к женщинам, их положению в обществе, в семье, в сфере экономики. В современной России женщины стали значительно активней во всех сферах, получили доступ в бизнес, политику, приобрела часть из них материальную самостоятельность, независимость от мужей и т.д. Женщины стали «мужественней», но это дало не только позитивный, но и негативный результат: новые роли имеют следствием и криминальные (например, должностные, «беловоротничковые») проявления. Вместе с тем многие женщины заняты на тяжелых, неквалифицированных работах, не дающих возможности хорошего заработка, а это толкает на замену законных источников существования незаконными, в том числе и преступными.

Значительная часть женщин бросает места проживания в сельской местности и перебирается в город, где далеко не все находят себе применение. Многих из них вовлекает в свои сети криминальная среда, разного рода организаторы профессиональной проституции, распространители наркотиков и т. д. и т.п.

Значимый криминогенный фактор – семейное неблагополучие, так как наряду с тяжелым материальным положением многих семей, невозможностью сочетать работу с семейными обязанностями многие женщины, испытывая нервные и физические перегрузки, перестают дорожить семьей, а некоторые становятся на преступный путь. Суммируя эти обстоятельства можно сделать вывод, что криминогенное значение имеют не только безусловно негативные факторы, но и объективно положительные, что и следует учитывать при организации профилактической работы.

Профилактика преступности женщин должна осуществляться в рамках общесоциального и специально-криминологического предупреждения. Без изменения положения женщин во всех сферах жизнедеятельности, воспитания в семье, обеспечения максимально возможных условий личностного становления, формирования активного законопослушного поведения женщин решение предупредительных задач невозможно. При изучении третьего вопроса нужно учитывать эти обстоятельства, выделив при этом организационные и тактические проблемы специальной профилактики преступности женщин и на общем и на индивидуальном уровнях.

Семинар 20. Криминологическая характеристика преступности
в местах лишения свободы и ее предупреждение

1. Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности.

2. Специфика криминогенной детерминации в учреждениях, исполняющих уголовные наказания (причинный комплекс пенитенциарной преступности).

3. Особенности предупреждения пенитенциарной преступности.

Литература

Основная

Криминология / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002. Гл. 30.

Дополнительная

Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 1997. Гл.21.

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПб., 1999. Гл. 22.

Методические указания

Пенитенциарная преступность существенно отличается от преступности свободных лиц. Специфика преступлений, совершаемых осужденными, определяется в первую очередь тем, что они находятся в условиях изоляции и уже отбывают наказание за ранее совершенные преступления. Следовательно, любое умышленное преступление, совершенное осужденным (при условии, что он осужден также за умышленное преступление) является рецидивным. Это дает основания рассматривать осужденных как лиц с достаточно высокой общественной опасностью.

Для уяснения криминологических характеристик пенитенциарной преступности студенту следует изучить статистку совершаемых в исправительных учреждениях преступлений. В частности, таких, которые могут быть совершены только в исправительных учреждениях.

Изучая третий вопрос – предупреждение пенитенциарной преступности и предотвращение конкретных пенитенциарных преступлений, студенту следует детально рассмотреть все виды предупреждения и в том числе – индивидуальное предупреждение. Особое внимание следует уделить режиму, который является стержневым фактором, обеспечения нормальной деятельности исправительных учреждений, в том числе и предупредительной.

Семинар 21. Криминологическая характеристика
негативных социальных явлений, связанных с преступностью,
и их предупреждение

1. Понятие и виды негативных социальных явлений, связан­ных с преступностью, их социально-правовая оценка.

2. Детерминанты негативных социальных явлений, связанных с преступностью.

3. Характеристика лиц, вовлеченных в пьянство, наркоманию, проституцию.

4. Основные направления профилактики пьянства, наркома­нии, проституции.

Литература

Основная

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб.: Питер, 2002. Гл. 17.

Дополнительная

Криминология и профилактика преступлений. М. 1989. Гл. 18.

Габиани А.А. Наркотизм. Тбилиси, 1987.

Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.

Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика социальных аномалий в среде несовершеннолетних и их предупреждение; Учеб. пособие. М., 1992.

Жигарев Е.С. Профилактическая деятельность милиции в сис­теме мер борьбы с пьянством и алкоголизмом: Учеб. пособие. М., 1989.

Игнатов А.Н., Дьяченко А.П. Ответственность за проституцию и связанные с ней правонарушения (сравнительно-правовой анализ) // Сов. гос-во и право. 1990. № 8.

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПб., 1999. Гл. 27.

Лазарев Ю.Ф., Дюков В.В., Шляхтин В.П. Проституция: исто­рические, криминологические и правовые аспекты. Рига, 1989.

Личность преступника и наркомания: Учеб. пособие. М.: ВНИИ МВД РФ, 1993.

Проституция и преступность. М., 1991.

Методические указания

Изучение данной темы занимает особое место в курсе криминологии, поскольку рассматриваемые в ней виды антисоциального поведения, хотя в большинстве случаев и не являются преступными, но весьма тесно связаны с совершением многих преступлений, считаются «фоновыми явлениями» преступности, ибо существенно способствуют совершению различных преступлений. Слушатели должны иметь четкое представление о криминогенности этих явлений, знать конкретные формы их связи с различными видами преступности, причины и обстоятельства, способствующие пьянству, наркотизму, половой деморализации. Подобные знания необходимы для осуществления успешной профилактики преступлений, связанных с рассматриваемыми видами антисоциального поведения.

Анализируя связь преступности с пьянством, следует иметь в виду, во-первых, воздействие алкоголя на психику человека, провоцирующее его на совершение различных преступлений; во-вторых, роль опьянения как виктимогенного фактора; в-третьих, то, что поводом к совершению многих преступлений является стремление виновного приобрести спиртное.

Слушатели должны знать основные показатели, характеризующие связь пьянства с различными видами преступлений; распространенность «пьяной преступности» в различных криминогенных группах. Изучая обстоятельства, способствующие пьянству в различных социальных слоях и демографических группах населения, следует увязывать их с характером профилактических мероприятий, проводимых на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях, ролью органов внутренних дел в их осуществлении.

Сходные вопросы должны быть изучены слушателями применительно к проблеме наркотизма и его связи с преступностью. При этом следует особо обратить внимание на возрастающую общественную опасность данного явления, приобретающего все большую распространенность и все более организованные формы.

Антисоциальное поведение в сфере половых отношений интересует криминологию главным образом в связи с проституцией. Данное явление вызывает общественное беспокойство и привлекает внимание правоохранительных органов не только тем, что ведет к углубляющейся деморализации общества, но и во многих случаях смыкается с преступностью. Знание конкретных форм связи проституции с различными видами преступлений необходимо для успешного выявления и разоблачения опасных преступлений.

Контрольные задания

Задание 1

Изучите нижеприведенную справку; проанализируйте изложенные в ней обстоятельства, дайте им оценку и составьте план мероприятий по общей и индивидуальной профилактике преступлений, совершаемых на почве пьянства и наркомании.

Справка

В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, расследования преступлений, анализа обстановки в регионе выявлены следующие обстоятельства:

1. За истекший год на обслуживаемой отделом внутренних дел территории заметно увеличилось количество преступлегий, совер­шаемых нетрезвыми лицами и лицами в состоянии наркотического возбуждения, в особенности несовершеннолетними.

2. Увеличилось количество лиц, доставляемых в медицинские вытрезвители.

3. Борьба с пьянством, наркоманией, в том числе пропаганда здорового образа жизни, организована неудовлетворительно.

4. Дислокация постов и маршрутов патрульнопостовой служ­бы милиции не учитывала в необходимой мере расположения мест торговли спиртными напитками, баров, кафе, ресторанов и т.д.

5. Обследование работы расположенных в микрорайоне строительных профессиональных училищ вскрыло следующие упу­щения в воспитательной работе среди учащихся: \

а) учащиеся за последний год совершили ряд различных пре­ступлений, некоторые из них администрацией были скрыты, в том числе кражи из раздевалок, хулиганство, нарушения общественного порядка;

б) установлен ряд фактов распития спиртных напитков уча­щимися в период производственной практики;

в) установлены факты приобретения и немедицинского упот­ребления учащимися наркотических средств;

г) постоянно нарушаются режим и требования внутреннего распорядка в строительном профессиональном училище № 3. Из-за халатного отношения коменданта к своим обязанностям здание дан­ного училища порой остается открытым, были отмечены случаи про­никновения в него посторонних лиц.

6. При проверке режима хранения наркотикосодержащих ле­карств и порядка их отпуска гражданам в ряде аптек было установле­но, что данные препараты хранятся в необорудованном для этого мес-ге и вскрыты факты их отпуска без рецепта врача и по поддельным рецептам.

Контрольные задания
по проверке остаточных знаний

Задание 1

Оцените рейтинг приведенных ниже понятий криминологии:

· наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления;

· учение о преступности;

· социология уголовного права;

· социологическая криминалистика;

· социология преступности;

· учение о преступном поведении;

· система научных воззрений на явления, которые принято именовать социальной патологией;

· общетеоретическая наука о преступности, ее причинах и условиях, о личностях тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней.

Задание 2

В криминологии используются различные методы изучения преступности и связанных с нею явлений:

· анализ;

· синтез;

· наблюдения;

· математические;

· моделирование;

· статистика;

· анкетирования;

· индукция;

· дедукция;

· интервью;

· изучение документов.

Охарактеризуйте их.

Задание 3

Выберите определение преступности, которое считаете наиболее правильным. Аргументируйте Ваш выбор.

Определения:

· форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма;

· социально-правовое явление, складывающееся из суммы совершенных в обществе преступлений за данный период времени на данной территории;

· явление, имеющее свои закономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся;

· совокупность преступлений;

· негативное явление, приносящее вред как обществу в целом, так и конкретным его членам;

· явление, присущее всякому здоровому обществу;

· отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущее негативные последствия и требующее специфических государственных и общественных мер контроля за ним;

· общественное явление, которое выражается во всем множестве совершенных и совершаемых преступлений;

· общественное явление с присущими ему уголовно-правовыми закономерностями.

· одно из состояний общества, отражающее «сбои» в его функционировании, заключающиеся в совершении преступлений, детерминированных как внешними, так и внутренними для данного явления факторами.

Задание 4

Изучите данные о темпах роста или снижения преступности в РФ за период с 1994 по 2003 годы (в % к предыдущему году):

· 1994 – –5,5%

· 1995 – –11,4%

· 1996 – 2,9%

· 1997 – 32,7%

· 1998 – 13,6%

· 1999 – 17,9%

· 2000 – 27,3%

· 2001 – 1,3%

· 2002 – 6,0%

· 2003 – 4,7%

Изберите масштаб и постройте схему–график “Темпы роста и снижения преступности в РФ за период с 1994 по 2003 годы”.

Задание 5

Определите содержание понятия “личность преступника”, исходя из нижеследующих позиций:

· личность, выпадающая из человеческой популяции;

· личность, отмеченная печатью библейского Каина;

· личность, приверженная к жестокости;

· личность, приверженная к занятиям преступным промыслом;

· личность, обладающая биологическими особенностями, предопределяющими совершение этим лицом преступлений;

· личность, обладающая специфическими социальными чертами, создающими условия для совершения преступлений;

· личность, обладающая болезненно–порочной природой, передающейся по наследству;

· совокупность социально–психологических свойств личности, которая при определенных обстоятельствах приводит к совершению преступлений;

· личность со значительно более высоким уровнем тревожности, неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, отчужденности от общественных ценностей и полезного общения;

· совокупность интегрированных в личности социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимосвязей с другими людьми.

Задание 6

Распределите указанные ниже типы личности преступников по двум, имеющим различные основания типологиям. Укажите эти основания (типообразующие признаки).

Типы личности преступников:

· случайный;

· неустойчивый;

· особо опасный;

· профессиональный;

· неосторожный;

· насильственный;

· небрежный;

· корыстный;

· привычный;

· преступник, совершивший преступление против общественного порядка.

Задание 7

Раскройте понятия общесоциального и специально-крими­нологического уровней предупреждения преступности. Охарактеризуйте федеральные и региональные программы предупреждения преступности, действующие в данное время.

Задание 8

Охарактеризуйте виктимологическую профилактику преступлений по видам:

· общая виктимологическая профилактика;

· индивидуальная виктимологическая профилактика;

· неотложная виктимологическая профилактика.

Темы контрольных работ
для студентов заочной формы обучения

1. Криминологическая характеристика характерных насильственных преступлений и их предупреждение.

2. Криминологическая характеристика корыстных преступлений и их предупреждение.

3. Криминологическая характеристика насильственных половых преступлений.

4. Криминологическая характеристика организованной преступности в России.

5. Криминологическая характеристика бытовой насильственной преступности и её предупреждение.

6. Криминологическая характеристика насильственной преступности в семье и её предупреждение.

7. Организованная преступность в России.

8. Криминологическая характеристика экономической преступности и её предупреждение.

9. Криминологическая характеристика мошенничества и его предупреждение

10. Криминологическая характеристика коррупционной преступности и её предупреждение.

11. Криминологическая характеристика вымогательства и его предупреждение.

12. Криминологическая характеристика терроризма и его предупреждение.

13. Криминологическая характеристика преступлений экстремистской направленности и их предупреждение.

14. Криминальный профессионализм и его предупреждение.

15. Экологические преступления и их предупреждение.

16. Рецидив преступлений и его предупреждение.

17. Криминологическая характеристика преступлений несовершенно­летних и их предупреждение.

18. Незаконный оборот наркотиков его предупреждение.

19. Криминологическая характеристика грабежей, разбоев и их предупреждение.

20. Предупреждение преступности: уровни, направления и виды.

Методические рекомендации
по выполнению контрольных работ
студентами заочного отделения

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из списка тем, утвержденного кафедрой.

Выбрав тему, необходимо составить план контрольной работы, изучить информацию, содержащуюся в литературных источниках по теме, подобрать фактические материалы (статистические данные, судебно–следственную практику), необходимые для обоснования положений, излагаемых в работе.

В процессе подготовки работы студент должен выработать и представить в тексте свое мнение относительно проблем криминологической теории и практики применительно к теме выполняемой контрольной работы.

Объём контрольной работы не должен превышать 10 страниц текста, выполненных в компьютерном варианте (интервал 1,5). Допускается выполнение работы в рукописном варианте, но обязательно почерком легко доступным для чтения.

Вопросы к экзамену

1. Общая характеристика теории конституционного предрасположения.

2. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против семьи и несовершеннолетних.

3. Периодизация криминологии.

4. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против жизни и здоровья.

5. Количественные и качественные показатели преступности.

6. Общая характеристика теории социальной дезорганизации.

7. Понятие и структура личности преступника.

8. Общая характеристика теории дифференцированной (дифференциальной) связи.

9. Современные характеристики преступности в России: состояние, структура, динамика.

10. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи.

11. Криминологическая характеристика и предупреждение грабежей
и разбоев.

12. Проблема соотношения социального и биологического в личности преступника.

13. Латентная преступность. Методы.

14. Общая характеристика хромосомной теории. Ее выявления и оценки.

15. Общая характеристика теории стратификации.

16. Криминологическая характеристика и предупреждение экономической преступности.

17. Общая характеристика теории факторов.

18. Криминологическая характеристика и предупреждение убийств.

19. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности.

20. Криминологическая характеристика и предупреждение дорожно–транспортных преступлений.

21. Криминологическая характеристика и профилактика вымогательства.

22. Методы изучения преступности.

23. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

24. Количественные и качественные показатели преступности.

25. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности.

26. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений террористической направленности.

27. Направление в криминологии.

28. Общая характеристика теории общего состояния.

29. Криминологическая характеристика и предупреждение хулиганства и бытового насилия.

30. Место криминологии в системе юридических и социальных наук.

31. Основные криминологические школы.

32. Понятие криминологии. Ее предмет и система.

33. Криминологическая характеристика и предупреждение изнасилований.

34. Этапы развития отечественной криминологии.

35. Понятие, значение, методика криминологических исследований.

36. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против собственности.

37. Криминологическая характеристика и предупреждение наркотизма и токсикотизма.

38. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.

39. Общая характеристика теории интеракционизма.

40. Криминологическая характеристика и профилактика грабежа.

41. Криминологическая характеристика и профилактика грабежей.

42. Общая характеристика антропологической теории.

43. Понятие личности преступника. Ее структура.

44. Криминологическая характеристика и предупреждение профессиональной преступности.

45. Периодизация криминологии.

46. Криминологическая характеристика и предупреждение краж чужого имущества.

47. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против порядка управлений.

48. Система и субъекту преступности.

49. Криминологическая характеристика лиц с психическими аномалиями, не исключающими вменяемости.

50. Криминологическое предупреждение (виды, формы, субъекты).

51. Криминологическая характеристика и предупреждение профессиональной преступности.

52. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в сфере предпринимательской деятельности.

53. Криминологическая характеристика и предупреждение мошенничества.

54. Причины преступности: сущность, понятие, классификация.

55. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи.

56. Понятие преступности. Соотношение преступности и преступлений.

57. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

58. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против интересов государственной службы.

59. Криминологическая характеристика и предупреждение алкоголизма и пьянства.

60. Общая характеристика теории стигматизма.

61. Типология и классификация личности преступника.

62. Общая характеристика классовой теории причин преступности.

63. Качественные показатели преступлений.

64. Криминологическая характеристика и предупреждение бандитизма.

65. Условия, способствующие действию причин преступности.

66. Латентная преступность. Методы ее выявления и оценки.

67. Общая характеристика теории конфликта культур.

68. Криминологическая характеристика и предупреждение экологических преступлений.

69. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности.

70. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности.

71. Виктимология и ее основные понятия.

72. Общая характеристика теории причин преступности.

73. Криминологическая характеристика и предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и противоправных действий.

74. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

75. Механизм совершения конкретного преступления.

76.Криминологическая характеристика и предупреждение негативных социальных явлений, связанных с преступностью.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Криминология: Учебник / Под. ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М.: Юристь, 2006.

Ривман Д.В. Криминальная виктимология: Учебник. СПб.: Питер, 2002.

Дополнительная

Иншаков С.М. Зарубежная криминология: Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2006.

Антонян Ю.М. Криминология: Избранные лекции. М.: Логос, 2004.

Долгова А.И. Криминология: Краткий учебный курс. М.: Норма, 2005.

Криминология: Учебник для вузов / Под ред. А.И.. Долгова. М.: Норма, 2005.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова. М.: Изд-во гос. ун-та, 2005

Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология: Учебник. СПб.: Юрцентр-Пресс, 2000.

Вспомогательная

Гилинский Я.И. Криминология: Курс лекций. СПб.: Питер, 2002.

Криминология: Курс лекций. СПб.: СПб ВШ МВД РФ.

Иншаков С.М. Криминология: Учебник. М., 2000.

Шестаков Д.А. Криминология: Курс лекций. СПб.: Юрцентр Плюс, 2005.

Шестаков Д.А. Криминология: Краткий курс. СПб., 2001.

Гомонов Н.Д. Психические девиации: механизм преступления. Уголовная ответственность. Предупреждение преступного поведения. СПб., 2001.

Криминология / Под ред. Д.Ф. Шели. СПб.: Питер, 2003.

Глоссарий

Виктимность – способность физического лица или группы лиц в определённой форме их интеграции при определенных обстоятельствах стать жертвой преступления. Различаются индивидуальная и интегративная (потенциальная и реализованная), общая и специальная виктимность.

Девиантное поведение – отклоняющееся (от правовых, нравственных норм) поведение Основные формы девиантного поведения – преступное, противоправное, аморальное.

Динамика преступности – количественные и качественные изменения преступности во времени.

Криминология–учение о преступности и преступлении.

Коррупция – негативное социально–политическое явление, включающее нравственно–правовое разложение и использование в противоправных корыстных целях государственных служащих путём стимулирования их к противоправным деяниям, а также сами такие деяния, совершаемые коррумпированными лицами.

Криминальная виктимология – учение о жертве преступления.

Криминологическая профилактика преступлений – вид предупредительной деятельности. Включает наряду с общей (воздействие на факторы, детерминирующие преступность) непосредственную, неотложную, пенитенциарную и постпенитенциарную индивидуальную профилактику (профилактику рецидива).

Личность преступника – категория, традиционно выделяемая в криминологии, составляющий элемент её предмета.

Типология преступников–криминологическое учение о типизации лиц, совершивших преступления; системы типов личности преступников, имеющие в основе критерий криминальной мотивации. степень криминальной зараженности и др.

Преступность – в самом общем представлении – вид общественно опасного поведения, порицаемого с позиций уголовно–правового закона. Сложное явление, включающее организованную, профессиональную, насильственную, корыстную, экономическую, женскую, несовершеннолетних и другие виды преступности.

Причины преступности – активные движущие силы (факторы), которые обусловливают преступность.

Выписка
из государственного
образовательного стандарта

Индекс Наименование дисциплины и их основные размеры Всего часов
  ОПД.Ф.22 Криминология Предмет криминологии: взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.); история развития криминологии в России; методы криминологических исследований; преступность её основные качественные и количественные характеристики; причины преступности; причины индивидуального преступного поведения; личность преступника; предупреждение преступности (теория предупреждения преступности, система и субъекты профилактики; организационные, социально–экономические, правовые основы предупреждения преступлений); основные концепции причин преступности и борьба с нею; криминологическая характеристика экономической преступности и её предупреждение; организованная преступность, её криминологическая характеристика и предупреждение; криминологическая характеристика профессиональной преступности; преступность несовершеннолетних и её предупреждение; насильственная преступность и её предупреждение; преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение; экономические преступления и их предупреждение; международное сотрудничество в борьбе с преступностью  

 


Содержание

 

Пояснительная записка................................................................................... 3

Методические рекомендации по изучению курса.......................................... 4

Учебно-тематический план.............................................................................. 5

Содержание курса........................................................................................... 6

Семинарские занятия.................................................................................... 23

Контрольные задания по проверке остаточных знаний.............................. 99

Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения........ 103

Методические рекомендации по написанию контрольных работ студентами заочного отделения............................................................................................. 104

Вопросы к экзамену.................................................................................... 104

Литература.................................................................................................. 108

Глоссарий.................................................................................................... 109

Выписка из Государственного образовательного стандарта.................... 110