Определение места судна в море по высотам Солнца
- на момент Т1 (φC1, λC1) измерена серия (3÷5) высот Солнца и рассчитаны элементы ВЛП1 (АC1, n1 = h1 – hC1), которые и проложены от сличимого места на момент Т1;
- через промежуток времени, за который азимут Солнца изменился на угол не менее чем 30° произведены повторные наблюдения и рассчитаны элементы ВЛП2 (АC2, n2 = h2 – hC2) c координатами (φC2, λC2), которые проложены от счислимого места на момент Т2.
Обсервованное место судна нельзя считать в точке пересечения ВЛП1 и ВЛП2 (в т. «Б»), так как высоты Солнца измерялись на моменты Т1 и Т2 из разных мест.
Отсюда следует, что линии положения необходимо привести к одному месту и, как правило, ВЛП1приводят к ВЛП2 (к последней).
Этот способ приведения аналогичен крюйс-пеленгу.
ВЛП1 (ИП1 – при крюйс-пеленге) смещается параллельно самой себе по направлению пути судна на величину пройденного судном расстояния ΔS за t = T2 – T1.
Практически, для приведения ВЛП1 к ВЛП2, следует определяющую точку «К1» перенести по направлению пути на ΔS = KЛ · рол(VОБ · t) и через конец отрезка K1K1′ = ΔS провести ВЛП1 как перпендикуляр к АC1.
В четырехугольнике T1T2K1K1′ (рис. 12.4) стороны T1T2 и K1K1 по построению равны и параллельны, а значит и две другие стороны T1K1 и T2K1′ также равны и параллельны. Поэтому обе ВЛП можно прокладывать при втором счислимом месте (т. «T2»).
При прокладке ВЛП используется специальный бланк «Ш-8», его оборотная сторона, где в центре принимаются координаты места (φC2, λC2) на время Т2. Расчет счислимо-обсервованных координат (φC0, λC0) аналогичен расчету обсервованных координат по высотам двух звезд.
Для повышения точности способа, необходимо особо тщательно вести графическое счисление между наблюдениями, точно измерять высоты Солнца и добиваться большего значения ΔА.
Если исходить только из угла пересечения ВЛП, то более высокую точность мы получим при ΔА = θ = 90°, но для выполнения этого условия в средних широтах необходимо иметь время между наблюдениями до 6 часов, а за это время преобладающей уже будет погрешность в счислении. Поэтому оптимальным вариантом можно считать изменение азимута Солнца на 40°÷50°.
Если наблюдатель не связан необходимостью получить обсервованное место в какой-то определенный момент, то первые и вторые наблюдения в средних и малых широтах выгодно производить за одинаковое время (~ 2 часа) до и после кульминации Солнца. В этом случае интервал между наблюдениями оказывается наименьшим для получения нужного нам изменения азимута «ΔА», так как азимут Солнца в это время меняется быстрее всего.
Достоинства способа:
- место судна можно получить по одному светилу и днем;
- точность счислимо-обсервованного места достаточно высока, хотя и ниже, чем точность места по двум одновременным ВЛП.