I. Общие положения
1.1.Настоящие рекомендации разработаны на основании Федерального за
кона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федера
ции» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, К!50, ст. 4872),
Федерального закона «О социальном обслужииании граждан пожилого воз
раста и инвалидов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 19П5,
№32, ст. 3198) для оказания методической помощи органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления
в организации деятельности домов-интернатов для умственно отсталых детей.
1.2.Государственное (муниципальное) учреждение социального обслужи
вания «Дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее — Учреждение)
" См.: Консультант. Плюс. Версия. Проф. в Интернете на сайте ht t p: / / w w w. bus i nessp ravo. ru / Doc u m /Doc u ш 5 h ow_ Do с um I D__2 944 5. html
рекомендуется создавать в целях предоставления в стационарных условиях социальных услуг умственно отсталым детям (далее — дети-инвалиды), частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечения создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятии медицинского, психологического, социального характера, питания и ухода, а также организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
1.3. Учреждение создается в порядке, предусмотренном гражданским зак(ь нодательством Российской Федерации, и действует на основании устава, утверждаемого учредителем.
При подготовке устава Учреждения рекомендуется использовать Рекомендации пи подготовке уставов государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания, утвержденные постановлением Минтруда России от 25.12.2000 г. №93.
II. Основные направления деятельности учреждения
2.1. Деятельность учреждения направлена на социальное обслуживание де
тей-инвалидов, в связи с чем Учреждение осуществляет:
• предоставление социальных уелуг детям-инвалидам в целях создания для
них благоприятных условий жизнедеятельности;
• реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разра
батываемых учреждениями государственной службы мсдико-социалыюй экс
пертизы;
• мероприятия по социально-трудовой реабилитации детей с ограниченны
ми возможностями с целью восстановления или компенсации утраченных или
нарушенных способ]юстеи к бытовой, социальной и профессиональной деятель
ности, интеграции их в общество;
• организацию ухода за детьми-инвалидами, досуга, проведение лечебно-
оздоровительных и профилактических мероприятий;
• организацию физического воспитания детей-инвалидов с учетом возраста
и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах мак
симальных возможностей;
• социальную, психологическую или иную помощь родителям (законным
представителям) детей-инвалидов для ликвидации трудной жизненной ситуа
ции;
• защиту прав и законных интересов детей-инвалидов в порядке, преду
смотренном законодательством Российской Федерации;
• организацию образования детей-инвалидов с учетом их физических воз
можностей и умственных способностей в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
2.2. При социальном обслуживании детей-инвалидов рекомендуется ис
пользовать средства малой механизации и средства самообслуживания, кото
рые позволят:
• повысить качество обслуживания, содержания и ухода за деть ми-инвали
дам и;
Ф использовать прогрессивные формы и методы работы по социальному обслуживанию детей-инвалидов;
• облегчить труд обслуживающего персонала по уходу за тяжело больными
детьми и привить детям-инвалидам навыки самообслуживания;
• использовать новые реабилитационные технологии, повышающие резуль
тативность реабилитационного процесса детей-инвалидов.
2.3. В Учреждении могут создаваться следующие структурные подразделения: приемное отделение, отделение медико-социальной реабилитации, отделение пси хо лого-педагоги ческой помощи, отделение социально-трудовой реабилитации, отделение социально-консультативной помощи, отделение милосердия, группа дневного пребывания и другие отделения, отвечающие целям и задачам Учреждения.
2.3.1- Приемное отделение Учреждения предназначается для:
• осуществления первичного и при необходимости последующего приема
детей-инвалидов в Учреждение, выявления имеющихся у ник потребностей в
социальных услугах, направления в соответствующие функциональные подраз
деления Учреждения;
• создания банка данных о детях-инвалидах, обратившихся в Учрежде
ние за помощью, осуществления обмена необходимой информацией с заинте
ресованными государственными и общественными организациями и учрежде
ниями;
• осуществления анализа и прогнозирования социальных процессов на тер
ритории, обслуживаемой Учреждением.
2.3.2. Отделение медико-социальной реабилитации Учреждения предназна
чается для:
• освсл:пия и использования традиционных и новых эффективных методик
и технологий в проведении реабилитационных мероприятий;
• направления детей-инвалидов при необходимости и по согласованию с
органами здравоохранения в медицинские учреждения для получения специа
лизированной медицинской помощи;
• обеспечения взаимодействия специалистов отделения с родителями (за
конными представителями) детей-инвалидов для достижения непрерывности
реабилитационных меронриший и социальной адаптации детей-инвалидов в
семье, осуществления их обучения основам медико-психологических и медико-
социальных знаний, навыкам и умениям для проведения реабилитационных
мероприятий в домашних условиях;
• проведения лечебных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с
детьми-инвалидами.
2.3.3. Отделение психо лого- педагоги ческой помощи Учреждения предна
значается для:
• оказания практической помощи в организации обучения детей-инвали
дов, разработки, исходя из особенностей психофизического развития и индиви
дуальных возможностей детей-инвалидов, образовательных программ;
• проведения психолого-коррекпионной работы с детьми-инвалидами;
• подготовки и проведения мероприятий по организации досуга детей-ин
валидов вместе с их родителями (законными представителями), проведения
медико-социального патронажа семей, имеющих детей-инвалидов;
• обучения детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту
и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим
приемам бытовой адаптации;
• организации иглотерапии детей-инвалидов;
• проведения развернутой диагностики психического развития детей-инва
лидов с целью определения форм и методов исихсжоррекционной работы.
2.3.4. Отделение социально-трудовой реабилитации Учреждения предна
значается дли:
• проведения мероприятий по оказанию психолого-профориентационлых
услуг детям-инвалидам:
• проведения мероприятий, способствующих развитию и освоению детьми-
инвалидами профессиональных навмков и умений;
• организации трудотерапии и предирофессионального трудового обучения
детей-инвалидов на базе учебно-производственных мастерских Учреждения ис
ходя из местных условий;
• решения вопросов будущего трудоустройства детей-инвалидов на специ
ализированные предприятия для инвалидов в установленном порядке.
2.3.5. Отделение социально-консультативной помощи Учреждения предназначается для:
• консультирования родителей (законных представителей) по нсихолого-
педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности детей-
инвалидов с ограничениями в развитии;
• оказания социально-консультативной помощи семьям, воспитывающим
детей-инвалидов, по вопросам социально-правовой защиты и обеспечения их
жизнедеятел ьности.
2.3.G. Отделение милосердия Учреждения предназначается для:
• организации реабилитационных групп, объединяющих детей-инвалидов с
учетом их возраста и тяжести заболевания;
• осуществления деятельности реабилитационных групп на основе индиви
дуальных программ реабилитации детей-инвалидов.
2.3.7. Группа дневного пребывания Учреждения предназначается для:
• реализации индивидуальных программ меди ко-социальной, психолого-со
циальной, социально-педагоги ческой реабилитации детей-инвалидов;
• обеспечения режима временного содержания детей-инвалидов с учетом
семейных обстоятельств и интересов детей-инвалидов.
2.4. Для оказания помощи в деятельности Учреждения может быть создан
попечительский совет, порядок выборов и компетенция которого определяется
уставом Учреждения, одним из направлений деятельности которого является
привлечение территориальных общественных объединений, организаций, фон
дов к решению проблем детей-инвалидов, проживающих в Учреждении.
2.5. Штатное расписание вышеперечисленных отделений рекомендуется со
ставлять в соответствии с Примерным штатным расписанием, предусмотрен
ным приложением к настоящим Методическим рекомендациям.
III. Порядок приема, содержания и выписки из учреждения детей-инвалидов
3.1. В Учреждение принимаются дети-инвалиды от 4 до 18 лет с откло
нениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в по
стороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и
трудовой реабилитации, обучении и воспитании и находящиеся в иной трудной
жизненной ситуации.
3.2. Не принимаются в Учреждение дети-инвалиды, страдающие по заклю
чению медицинских учреждений психическими, онкологическими, кожпо-ве-
нерологическими и другими формами инфекционных заболеваний, требующих
лечения в специализированных стационарных медицинских учреждениях.
3.3. Дети-иныалиды принимаются в Учреждение на постоянное, временное
(на срок до 6 месяцев), пятидневное в неделю проживание и дневное пребыва
ние. Социально-реабилитационная работа с родителями (законными представи
телями) проводится в течение всего срока проживания или пребывании детей-
инвалидов в Учреждении.
3.4. Основанием для помещении в Учреждение является путевка, выдан
ная органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации
или органом местного самоуправления. Путевка для помещения ребенка-ин
валида может выдаваться на основании заявления его родителей (законных
представителей}.
3.5. На каждого проживающего в Учреждении заводится личное дело, в
котором хранятся: путевка; история болезни, к которой приобщается меди
цинская карта; справка из учреждения государственной службы медико-соци
альной экспертизы; индивидуальная программа реабилитации, амбулаторная
карта, поступившая из медицинского учреждения, все медицинские и другие
документы со времени нахождения ребенка-инвалида в Учреждении.
3.6. Стационарное обслуживание детей-инвалидов осуществляется на плат
ной основе, включающей затраты на приобретение продуктов питания и мягко
го инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 г. №244
«О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвали
дов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, К'16, ст. 1571).
Плата производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между родителями ребенка-инвалида (законными представителями) и Учреждением в соответствии с Положением о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формой примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденными постановлением Минтруда России от 17.05.2002 г. №35.
3.7. Детям-инвалидам за счет денежных средств их родителей (законных
представителей) могут предоставляться дополнительные платные или частич
но оплачиваемые услуги (по индивидуальному уходу и питанию, лечению и дру
гие), перечень я стоимость которых утверждаются органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправле
ния.
3.8. Временное выбытие ребенка-инвалида из Учреждения осуществляется
только по заявлению родителей (законных представителей) и с согласия дирек
тора Учреждения на срок не более трех месяцев или на период каникул.
3.9. При выписке из Учреждения ребенка-инвалида выдаются личные вещи
ребенка-инвалида и ценности, хранившиеся в Учреждении, а также справка с
указанием времени пребывания в Учреждении, медицинские и другие докумен
ты, имеющиеся в личном деле ребенка-инвалида и не подлежащие дальнейшему
хранению в Учреждении.