Будущее информационных технологий в туризме.

Думаю, все согласятся с тем, что прогнозировать развитие информационных технологий в туризме невозможно без понимания и прогнозирования тенденций развития самого туристического рынка. И в этом вопросе не нужно быть гением, чтобы понять: российский рынок, как, впрочем, и туризм в странах СНГ, пойдет по пути глобализации, уже пройденному Западом. Глобализация, извините за тавтологию, глобальный процесс, затрагивающий все сферы жизни и экономики на земле. Я и не вижу никаких причин, которые бы помешали российскому туристическому рынку продолжать движение в этом направлении. Пишу «продолжать», потому что глобализационные процессы в российском туризме уже давно начались. Стоит только посмотреть на укрупнение ведущих туроператоров, на их объединение и с западными, и с российскими компаниями. Это может происходить как в виде купли-продажи доли акций, так и в виде стратегического партнерства. Мы видим, как крупные туроператоры выходят на агентский рынок, создавая свои агентские цепочки. Мы видим, как «сгорают» мелкие (да и крупные тоже) туроператорские компании, не выдерживающие давления рынка. Мы видим, как те же процессы происходят среди агентских компаний, которые стремятся к объединению в крупные сетевые цепочки. Из маленьких агентств выживают только корпоранты, или агентства, предлагающие какой-то особый вид отдыха. Основные причины – рост издержек на ведение бизнеса, снижение из-за конкурентной борьбы прибыли. В результате выживают самые крупные (прибыль и объемы больше) и самые мелкие (маленькие затраты). Думаю, что через пять лет на рынке останется около 50 туроператоров и 1500 - 2000 агентств, из которых (агентств) 80 процентов будут составлять крупные сетевые компании.

Все это, безусловно, наложит и уже накладывает свой отпечаток на развитие информационных технологий. С одной стороны, технологии призваны решить насущные проблемы туроператоров и агентств, вызванные все возрастающим числом и интенсивностью потока клиентов, то есть технологичность есть суровая необходимость: хочешь выжить - снижай затраты за счет автоматизирования процессов. С другой стороны, эффективное использование информационных технологий предоставляет дополнительные конкурентные преимущества. Выигрывает тот, кто сегодня быстрее и качественнее доведет до клиента (агентства или туриста) информацию о турпродукте, кто быстрее и удобнее обслужит клиента. Поэтому сегодня уже недостаточно автоматизации отдельных аспектов деятельности компании. Например, если у туроператора автоматизирована бухгалтерия, но учет клиентов ведется отдельно, а сайт есть независимое информационное хранилище, то он постоянно будет иметь проблемы, связанные с информационным обменом между всеми подразделениями компании. Точно так же и у агентства. Если поиск туров ведется в одной (или нескольких) системах, а учет туристов - в другой независимой программе (или не дай бог вообще «на коленке»), то затраты на перенос данных в одно информационное хранилище и на устранение неизбежных при этом накладок будут сводить на нет преимущества, которые дает автоматизация.

Таким образом, сегодня (а может, уже и вчера?) рынок требует комплексной автоматизации всех бизнес-процессов в рамках одной компании. Завтра (а может, уже и сегодня?) потребуется комплексная автоматизация всего рынка. Что такое комплексная автоматизация в рамках компании? Это прежде всего единое (одно) информационное хранилище данных с несколькими «окнами» (интерфейсами). Через одно «окно» (сайт) смотрят клиенты, через другое (внутреннюю программу) – менеджеры. Третье и четвертое окна - для бухгалтерии и директората. Понятно, что обеспечить единое информационное хранилище в рамках всего туристического рынка нереально. Слишком много игроков, слишком много противоречий. Поэтому, на мой взгляд, в рамках пятилетнего прогноза можно говорить лишь о едином информационном пространстве. Что это такое?

Единое пространство – это информационные хранилища всех игроков туристического рынка, объединенных между собой с помощью неких программных средств. Как это будет выглядеть на практике? Туроператор вносит в формализованном виде свой турпродукт в свою базу данных (единое информационное хранилище). Одновременно с этим информация о турпродукте копируется в поисковые системы. Понятно, что все изменения по турпродукту (наличие мест, цена, стопы) должны немедленно отражаться в поисковой системе. Менеджер агентства, находясь в своей агентской базе данных, имеет возможность подобрать тур в поисковой системе. При этом он не тратит время на заход на сайт поисковика или туроператора, всю нужную менеджеру информацию агентское программное обеспечение должно уметь получать от поисковика и показывать в рамках собственного интерфейса. Сайт агентства – зеркало поисковой системы. Менеджер агентства бронирует тур из внутренней программы. Турист бронирует с сайта агентства. Заявка попадает как в базу данных туроператора (и подтверждается им при получении гарантий оплаты), так и в базу данных агентства. Все действия по заявке, сделанные туроператором, должны автоматически отражаться в БД агентства. Менеджер агентства или турист имеет возможность оплатить тур в реальном режиме времени. Менеджер в агентской программе, а турист с сайта может посмотреть, что происходит с его заявкой. То есть. весь процесс должен быть открыт для заинтересованных лиц.