Развитие туристического бизнеса в Республике Беларусь. Современное состояние.

Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она еще не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстает от соседних государств. Из 15 тысяч объектов культурного и природного наследия в туристских целях используется менее 5 процентов. Сохраняется тенденция к преобладанию выездного туризма над въездным. Так, в 2008 году число туристов, выезжавших за пределы республики, составило 380 349 человек, а число иностранных туристов, посетивших республику Беларусь, – всего 91 587 человек. Принято списывать этот показатель на кризис, но, стоит заметить, что и в докризисные времена ситуация выглядела незначительно лучше.

Не сформирована целостная система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения. Отсутствует механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов.

Отсутствие единой эффективной системы статистического учета и анализа приводит к тому, что реальный вклад туризма в создание валового внутреннего продукта занижается.

В настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке как самостоятельное государство, имеющее древнюю историю, богатую культуру, разнообразную природу. Слабо развита система маркетинга национального туристского продукта и его продвижения на мировом и внутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскими организациями. В зачаточном состоянии находится брэндинг страны – отсутствует уникальное узнаваемое лицо, без чего невозможно построить фундамент для привлечения иностранных туристов.

По большинству компонентов и характеристик системы туристского обслуживания (уровень качества услуг, соотношение цена – качество, количество предприятий размещения и питания, состояние производства и торговли товарами для туристов, инфраструктура, кадровый потенциал, нормативная правовая база, характер и объемы финансирования туризма и т.д.) Республика Беларусь не достигла сколько-нибудь приемлемого уровня в соответствии с международной практикой.

Материально- техническая база туризма на 70–80 % нуждается в реконструкции.

Не сформирована целостная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы туризма. Не определены потребности в специалистах различных уровней. Не разработан перечень туристских профессий и квалификационных требований к ним.

Научные исследования проблем развития туризма не носят инициативный и систематический характер.

Преодоление негативных тенденций в развитии туризма предполагает активизацию государственной политики в этой сфере, придание туризму статуса приоритетного направления экономики, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Республике Беларусь современного конкурентоспособного туристского комплекса, который при активной поддержке и непосредственной помощи государства:

- выполняет важнейшие социальные функции, обеспечивая возможность восстановления и пополнения физических, духовных и эмоциональных сил человека, приобретения знаний и повышения культурного уровня населения;

- обеспечивает сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия;

- оказывает стимулирующие воздействия на отрасли, обслуживающие сферу туризма;

- повышает привлекательность страны как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества;

- создает стимулы для притока в национальную экономику иностранного капитала;

- является источником валютных поступлений в страну и средством обеспечения занятости населения.

Развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться преимущественно на тех видах и формах туризма, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристский потенциал.

В существенном упадке находится внутренний туризм. Отсутствует четкий механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций в развитие туризма, система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках услуг. Низкая покупательная способность населения, рост стоимости транспортных услуг оказывают негативное воздействие на развитие детского, молодежного, самодеятельного, спортивного и экологического туризма. Недостаток бюджетных средств на дотации в социальный туризм приводит к недоступности участия в путешествиях основной массы населения, особенно социально незащищенных слоев.

Туристский бизнес – высокорентабельная сфера. Однако в условиях значительной бюджетной нагрузки на турфирмы (обязательная продажа валюты, косвенные налоги) и сложности, зарегулированности процесса организации туров у турфирм нет стимулов для легализации части совершаемых сделок. По экспертным оценкам, около 30% сделок совершается «в тени», и соответственно, не учитывается в официальной статистике. Из-за сложности выделения самостоятельного, неорганизованного туризма из общего потока пассажиров и несовершенства существующей системы статистического учета туризма трудно оценить его реальный вклад в формирование бюджета и создание валового внутреннего продукта. Развитие туризма не обеспечено достаточно эффективной правовой базой, крайне медленно осуществляется переход на мировые стандарты качества туристских услуг.

Состояние материально-технической базы (от гостиничного до транспортного хозяйства) — одна из самых существенных проблем в современном туризме. Например, расходы на аренду транспорта для турфирм составляют до 50% себестоимости. Государство не может осуществлять значительных инвестиций в отрасль, частный капитал не рискует вкладывать средства, что отрицательно сказывается на развитости инфраструктуры туризма в крупных городах, резко снижает там качество туристских услуг.

Имеет место завышенный уровень цен для иностранных посетителей на предоставленный турпродукт (получение визы, гостиницы, транспортное обслуживание, экскурсионные услуги и др.).

Актуальной стала проблема доминирования выездного туризма, усугубляющаяся утечкой денежных средств. В связи с этим одной из приоритетных задач должно стать развитие въездного туризма, в том числе и с целью активизации платежного баланса страны.

Решение части проблем развития туризма связано с кадровым обеспечением отрасли. Уже начинает сказываться недостаток «узких»специалистов с хорошими знаниями в области финансов, страноведения, компьютерной технологии, работы с персоналом, культурологии и др. направлениях.