Мировой рынок международного туризма.

 

Одной из наиболее острых проблем в туризме является несоответствие между туристским спросом и предложением, вызванное сезонностью туризма. Доведение спроса до уровня существующего предложения — задача туристской рекламы. Но туристская реклама не в состоянии решить проблему сезонности.

Сезонность создает значительные трудности в индустрии туризма, снижая рентабельность туристических предприятий, эффективность использования основных фондов, ухудшая обслуживание туристов, особенно в разгар туристского сезона, и вызывая текучесть кадров вследствие недогрузки предприятий туризма в межсезонный период.

Сезонность в туризме усложняет развитие туристического хозяйства, обостряя противоречия между эластичным спросом на туристские услуги и сравнительно стабильным туристским предложением, тем самым вызывая проблемы в обслуживании туристов. В «пиковые» месяцы возникают определенные трудности в работе транспорта, организации питания, обеспечении жильем, проведении экскурсионной работы и т. д. Если в «горячий» сезон перегружены все гостиницы, кемпинги и мотели Европы, то в межсезонный период, как правило, большое количество мест в объектах размещения туристов оказывается незанятым. Поэтому сезонность требует постоянного регулирования туристского спроса.

Туристским потокам свойственна сезонная неравномерность, которая имеет в основном годовой и недельный циклы. В годовом цикле периоды сезонности — отдельные месяцы или кварталы, а в недельном цикле — отдельные дни.

Проблема сезонности, т. е. особенность туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении относительно небольшого периода времени,— сложная проблема, решить которую практически невозможно. В большинстве стран мира 80 % туристских потоков приходится на период между маем и октябрем. Сезонность можно только смягчить, а не ликвидировать. Смена времен года не может устранить сезонность в формировании и становлении благоприятных рекреационных ресурсов. Лето, например, было и будет наиболее удобным временем для организации и проведения отдыха преимущественного большинства населения. Попытки некоторых стран продлить сезон активного туризма вследствие изменения времени каникул в учебных заведениях и перенесения отпусков не принесли пока желаемых результатов.

Сезонность работы туристических предприятий значительно снижает экономическую эффективность капитальных вложений в индустрию туризма. Из этого вытекает закономерное стремление по возможности продлить период функционирования туристических предприятий, сводя к минимуму факторы сезонности.

Сезонные колебания туристских потоков создают экономические и организационные трудности для туристского обслуживания. Не использованные на протяжении длительного периода фонды туристических предприятий заметно повышают цену туристских услуг.

Сезонность отдыха приводит к тому, что в летний период спрос на транспортные услуги, особенно в наиболее популярных местах отдыха, намного превышает предложение. Увеличить пропускную способность главных видов транспорта очень трудно, хотя и это полностью не решит проблему. Единственный путь решения проблемы — сглаживание сезонности, а затем достижение по возможности более-менее равномерного использования по временам года средств транспорта. Этого можно достичь, установив для туристов дифференцированные транспортные тарифы в межсезонный период.

В современном туризме наблюдается определенная закономерность сезонности, которая выведена на основе многолетних наблюдений. Суть ее такова: чем дальше расположена та или иная страна от основных туристических центров Европы и Северной Америки, тем менее выражена там сезонность. Это можно объяснить прежде всего относительной стабильностью природно-рекреационных условий, а также сравнительно невысоким уровнем развития туризма в странах южного полушария. Из стран южного полушария только Австралия имеет заметно выраженную сезонность. Здесь на октябрь — декабрь приходится треть всех иностранных туристов, посещающих страну. Именно этот период, когда в странах северного полушария наблюдается спад в системе туризма, наиболее благоприятный для отдыха по комплексу природно-рекреационных условий.

В тропических странах района Карибского моря, где климатические условия почти одинаковы на протяжении всего года, тоже наблюдается сезонность. Туристским сезоном здесь является теплая зима.

Европа как район наибольшего развития туризма отличается самым высоким уровнем сезонности. Высокая концентрация иностранного туризма проявляется ярко выраженной сезонностью летом. На протяжении двух летних месяцев (июль — август) по Европе путешествует примерно половина общего годового количества иностранных туристов. В Испании, например, число туристских посещений достигает кульминации в августе — 21,7 % общего годового числа иностранных туристов. Уровень концентрации туристских потоков в эти месяцы возрастает в средиземноморских странах как в Европе, так и в Африке и Азии. Зимой поток туристов заметно перемещается в африканские страны – в первую очередь Египет, в меньшей степени Тунис. В этих странах туристский сезон длится весь год. Заезд иностранных туристов происходит более-менее равномерно на протяжении всего года. Разница в количестве прибывших туристов по месяцам незначительная.

Таким образом, уровень сезонности не во всех странах одинаков, а в отдельных странах практически даже отсутствует. В тех странах, где годовые колебания элементов климата небольшие, сезонность туризма проявляется слабее или же ее вовсе нет. В странах, где заметно проявляются природно-климатические отличия по временам года, лето остается основным туристским сезоном.

Проблема увеличения туристского сезона остро встает перед туристическим хозяйством преобладающего большинства стран, но особенно она актуальна для стран Европы, где наблюдается высокий уровень концентрации туристских потоков в летние месяцы.

Чтобы привлечь туристов в межсезонный период или зимний сезон, туристические организации и туристические фирмы осуществляют ряд стимулирующих мероприятий. Для увеличения туристского сезона, а затем для сглаживания сезонности во многих странах проводится пропаганда туристских маршрутов в несезонное время через рекламу и устанавливаются льготные тарифы на этот период. Туристская реклама показывает преимущества отдыха зимой в горах и раскрывает возможности для зимних видов спорта, пропагандирует различные фестивали и выставки, которые проводятся в осенние, зимние и весенние месяцы. Туристам, путешествующим в несезонное время, предоставляются льготы в виде скидок тарифов за проезд, размещение и туристский сервис. Туристский опыт таких стран, как Чехия, Италия, Швейцария, Австрия, Франция и других, показывает, что развитие туризма в межсезонный период не только возможно, но и достаточно выгодно. Учитывая то, что межсезонье для развития морского туризма практически существенной роли не играет, туристические организации Италии, Франции и стран Средиземноморья увеличили в этот период число круизов.

В последнее время наблюдается быстрый рост темпов зимних видов отдыха и количества отдыхающих зимой. По данным ООН, через каждые семь лет вдвое увеличивается число туристов, отдыхающих зимой. При этом большую роль играют горно-озодоровительные объекты, которые значительно расширяют возможность проведения отдыха зимой. Беларусь перенимает в этом смысле опыт соседних стран и ведётся активное строительство горнолыжных курортов местного значения, которые также пользуются спросом в летний период, переквалифицировавшись в площадки для подвижных видов спорта, трассы для квадрациклов, оборудованные места активного отдыха.

Увеличению туристского сезона содействует организация разнообразных спортивных соревнований, фестивалей, конкурсов, выставок, научных конференций и т. д.

Стоит отметить, что проблема сезонности в международном туризме вызвана не только климатическими факторами, но и социальными, а также некоторыми другими факторами.

С развитием международного туризма, которое шло параллельно развитию транспортных средств, возможности варьировать отпуск во времени и пространстве в значительной степени возросли. Однако в силу инерции мышления и некоторой доли консерватизма туристов, что в определенной мере базируется и на моде, увеличение туристских потоков вне летнего сезона осуществлялось значительно медленнее, чем позволяло развитие туристской инфраструктуры, в том числе и транспорта, и зимних курортов. Определенную роль в сезонности туризма играет и то, что многие мелкие и средние промышленные предприятия и учреждения на протяжении длительного времени выработали определенный режим работы, который предусматривает уход в отпуск большинства сотрудников в летний период.

«Сезоном» для того или иного туристского района принято считать период года, когда ежемесячное количество прибывающих туристов превышает их среднемесячное число за год. В случае существования двух сезонов (например, летнего и зимнего) между ними протекают «межсезонные периоды». При наиболее высоком в году заезде пользуются термином «горячий сезон»; период почти полного отсутствия туристов, что для многих районов объясняется исключительно неблагоприятными погодными условиями, принято называть «мертвым сезоном».

Четкие явления сезонности туризма в настоящее время выявлены практически во всех европейских странах. Так, в Испании число туристских прибытий достигает пика в августе 22% общего годового числа посетителей. В целом в Европе свыше 50% всех посещений туристов приходится на летние месяцы.

Явление сезонности в международном туризме подтверждается не только данными посещения «классических» для туризма стран и районов, но и распределением по месяцам числа убытий из стран «экспортеров» туристов. В целом в странах Западной Европы в течение двух летних месяцев (июль и август) путешествует до 50% общегодового числа туристов. В южном полушарии наплыв туристов приходится на зимние месяцы (декабрь-февраль).

Уровень сезонности не во всех странах мира одинаков. Как правило, в странах, где годовые колебания температур и других элементов климата невелики, сезонность туризма проявляется меньше. Так круглогодичный туристский сезон имеют Египет, Тунис, Марокко, ОАЭ, Израиль и т.д. Разница прибытий по месяцам в эти страны невелика, однако лето является основным сезоном, что можно объяснить преобладанием летних отпусков у посетителей из Европы.

Сезонность порождает серьезные проблемы в обслуживании туристов. В «горячий» сезон могут возникнуть трудности с транспортом, размещением, организацией питания, экскурсий для многочисленных туристов. В разгар летнего сезона из Парижа по железным дорогам выезжает свыше 250 тыс. человек в день, тогда как с ноября по февраль не более 3540 тыс.

К негативным последствиям сезонности можно отнести и тот факт, что в течение большей части года основная масса мест в гостиницах на курортах Европы практически остается невостребованной.

Для привлечения туристов вне сезона или для развития еще одного сезона зимнего туристские фирмы вынуждены проводить гибкую ценовую политику, снижать цены на размещение и транспортные услуги, большие средства вкладывать в рекламу зимних путешествий.

Расширению туристского сезона способствует и активизация делового туризма, выражающаяся в проведении международных выставок, конференций, симпозиумов и т.д. Как правило, все эти мероприятия проводятся зимой, весной или осенью.

Развитие таких зимних курортов, как Альпы в Австрии и Швейцарии, горнолыжные курорты в Польше и т.д. также способствует расширению туристского сезона.