Скульптура Возрождения.

началом эпохи возрождения начинается медленный, но верный процесс отделения скульптуры, высвобождение его от зависимости от архитектурных задумок. Скульптуры постепенно "отодвигаются" от стен храмов, от рельефов и портиков, становясь самостоятельным, самодостаточным искусством.

Эпоха Возрождения делится на три периода, первый из которых берет свое начало еще в 13 веке, а последний заканчивает 16 век.

Творчество Бенедетто принадлежит романской эпохе. Однако в его работах (рельефы Пармского собора) уже угадывается стремление вырваться из тесных рамок канонического средневековья. Его скульптуры еще непропорциональны, просты, но в лицах можно разглядеть попытку передать интеллект, творческое начало и красоту человека.

Традицию подхватили скульпторы Пизано и ди Камбио. Их скульптуры - это не просто поиски новой эстетики, искания связаны с лучшими образцами античной древности, стремление вернуться к которым и породило революцию во взгляде на красоту.

Библейский Давид в исполнении учителя великого Леонардо (Андреа Верроккьо) - нескладный, угловатый подросток, изумленный своей собственной победой над великаном, гордо попирает ногой голову поверженного врага. На лице героя едва уловимая улыбка, а детские кудри и нарочито "героическая" поза вызывает умиление. Мастер изобразил юношу с непростым подростковым характером. Самоуверенного, бунтарского склада. Работа получилась реалистичной как по внешнему виду, так и по внутреннему содержанию. Здесь нет и тени средневекового пафоса, патетики. Здесь автор любуется обычным мальчиком, который оказался героем.

Именно Донателло первым создал обнаженную скульптуру Возрождения. До него ни один мастер не осмеливался так близко подойти к античным образцам, привнеся в них христианскую добродетель. Давид Донателло - также нескладен и несколько угловат. Пропорции тела трактуются достаточно мягко, герой лишен выраженной мускулатуры. Выбранная автором поза героя свободна, расслаблена. Это поза скорее греческого бога, нежели библейского персонажа. Известно, что для своего времени скульптура была настолько смела, что заказавшие ее Медичи предпочли установить ее во дворе своего дома, подальше от чужих глаз.

Стремительное развитие искусства, и скульптуры в частности, происходило на рубеже 15 и 16 веков, когда большое строительство развернулось в Риме, Флоренции, Венеции и других крупных городах Италии. Этот период, который носит гордое название "Высокого Возрождения", связан, в первую очередь, с именем Микеланджело.