Биржи и торговые дома в логистике товародвижения

 

Биржи и торговые дома существовали в качестве рыночных механизмов до внедрения логистики в бизнес. Однако, поскольку предметом организации логистики товародвижения являются потоки однородных товарно-материальных ценностей, а биржи, в свою очередь, занимаются котировкой акций и операциями с однородными массивными товарными группами, то они стали идеальным местом приложения логистических принципов оптимизации товародвижения.

Внешне это выражается повышением эффективности деятельности бирж на основе мониторинга ценовых параметров, движущихся товарных потоков в глобальном масштабе с использованием современных космических средств связи и технологий обработки информации и взимания платежей.

Торговые дома являются крупными оптово-розничными фирмами, трансформировавшимися из товарных бирж, выполняют функции управления товародвижением, но на уровень ниже, т. е. биржи являются уровнем макрологистических решений в сфере товародвижения, а уровень торговых домов будет в основном соответствовать уровню микрологистики.

Особенностью функционирования бирж на современном этапе является такой вариант торга, при котором реальный товар на бирже отсутствует и только представляется в качестве товара либо в качестве контракта, представляющего право на товар. Сделки на таких биржах заключаются в электронной и бумажной форме. Сам товар, перепродаваясь много раз, может оставаться на исходном месте либо по окончании торгов транспортируется по наиболее оптимальному маршруту с вариантом оптимальной загрузки транспортных средств и минимальным числом погрузочно-разгрузочных операций.

Торговый дом — многоцелевое образование, он вправе экспортировать и импортировать любые товары, проводить обмен ими. В его компетенции находится приобретение предприятий, сдача в аренду оборудования, предоставление кредита, создание нового производства. Его клиенты могут воспользоваться самым широким кругом соответствующих услуг: финансированием перевозки продукции, страховки сервиса, ремонтом и т. д. Торговые дома проявляют готовность заниматься всем: не только посредническими, но и производственными операциями. Крупные торговые дома организуются как многопрофильные инвестиционно-производственно-торговые комплексы. Другие торговые дома помимо своей основной деятельности оказывают услуги:

· коммунально-бытовые;

· прокат оборудования и транспортных средств;

· транспортировку, складирование.

В деятельности торговых домов нет каких-либо жестких ограничителей, как по товарной специфике, так и по форме продаж. Возможен широкий спектр организационных форм оптовых и мелкооптовых продаж — аукционы, выставки, ярмарки, бартер, посредничество и пр. Кромё того, существует возможность предоставления комплекса всевозможных услуг: с маркетинговых исследований рынка (пока это только перспектива), послепродажное и предпродажное обслуживание, транспортно-фрахтовые услуги, услуги по хранению, экспертиза товаров и консультирование, таможенные услуги. Возможна разработка прогнозов конъюнктурных обзоров рынка региона по той или иной номенклатуре товара или услуги. Зачастую торговые дома активно влияют на производство для удовлетворения нужд рынка, трансформируя сбытовую стратегию последних в маркетинговую и изменяя структуру производства.

Сферой приложения логистики на уровне торгового дома обычно являются стандартные оптимизационные процедуры из арсенала транспортной, складской и финансовой логистики.