I. Развитие ребенка в периоде новорожденности.

Развитие общих движений

Для здорового новорожденного малыша в спокойном состоянии характерным является физиологически повышенный тонус в мышцах сгибателях конечностей (гипертонус). Повышенный тонус в мышцах сгибателей симметрично выражен во всех положениях: на спине, на животе, в положении на весу. Поэтому малыш в этом возрасте занимает сгибательную позу (флексорная поза): его ручки согнуты во всех суставах и приведены к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, а большой палец прижат к ладони. Ножки также согнуты во всех суставах, а бедра слегка отведены, в стопах преобладает тыльное сгибание. В мышцах разгибателях головы и шеи тонус несколько выше, чем в сгибателях, поэтому у новорожденного голова слегка запрокинута назад. Даже во время сна мышцы сгибатели не расслабляются. Собственная двигательная активность малыша или его спонтанная активность хаотична, беспорядочна, если малыша распеленать и понаблюдать за его движениями, то можно заметить, как они импульсивны и нескоординированны. Мышечный тонус и сгибательная поза могут варьироваться у детей в зависимости от типа нервной системы, конституции, физиологического состояния. При крике и беспокойстве малыша тонус может повышаться, поэтому у возбудимых детей он будет постоянно более высоким, чем у спокойных. При этом беспокойные дети совершают больше спонтанных, хаотичных движений в пространстве.

Если малыша взять за запястья и слегка потянуть на себя, то его голова запрокинется, а руки и ноги будут полусогнутыми и слегка отведены в стороны. Выложенный на живот, новорожденный сохранит сгибательную позу: его ручки будут под грудной клеткой, ножки будут совершать попеременные движения сгибания и разгибания – рефлекторное ползание, голова будет повернута в сторону, что говорит о хорошем защитном рефлексе. Если поднять малыша вертикально с поддержкой под мышки, то его ножки будут также совершать попеременные сгибательно-разгибательные движения. Поставленный на опору малыш выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах, опираясь на полную стопу (рефлекс опоры), однако голову он еще пока не держит. А если вы попытаетесь наклонить его корпус вперед, то его ножки сделают попеременные шаговые движения (рефлекторная ходьба). Малыш сожмет ваш палец, если вы его вложите ему в ладонь (хватательный рефлекс). При раздражении кожи вокруг рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя – это поисковый рефлекс. Этот рефлекс помогает ребенку найти сосок матери. При нажатии на ладонь ребенка в области большого пальца малыш открывает рот, так проявляется ладонно-ротовой рефлекс.

Если хлопнуть рядом с малышом, он сначала разведет руки в стороны, а потом «обнимет» себя, так у него проявится рефлекс Моро. Малыш изогнется в ту же сторону, если вы своим пальцем проведете рядом с его позвоночником в направлении от ягодицы до головы (рефлекс Галанта).

Таким образом, с помощью простых приемов у малыша в период новорожденности можно вызвать рефлексы врожденного автоматизма: защитный, хватательный, Моро, опоры, автоматической ходьбы, ползания, Галанта. Рефлексы проявляются симметрично с одной и другой стороны.

Зрелый доношенный ребенок к 3-ей неделе, выложенный на живот, делает попытку приподнять голову, а к концу первого месяца жизни в положении на животе или спине уже может удержать голову до 5 секунд. Это говорит о том, что у ребенка формируется лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову. У малыша может наблюдаться тремор, а также периодическое косоглазие.

 

По каким признакам вы - родители можете заметить неблагополучие в развитии движений у новорожденного ребенка?

 

Родителям на заметку    

 

О неблагополучии в развитии движений у новорожденного малыша может говорить изменение мышечного тонуса и позы в период бодрствования и сна, а также объема пассивных и спонтанных движений, наличие патологических движений.

У новорожденного малыша мышечный тонус является наиболее важной и значимой характеристикой его двигательного развития, по нему же судят о возможном скрытом неблагополучии.

Патологические признаки нарушения мышечного тонуса у малыша проявляются в изменении позы ребенка и объема его пассивных и спонтанных движений.

Повышение мышечного тонуса у новорожденного может проявиться в усилении сгибательной позы (флексорной гипертонии), ее практически невозможно преодолеть при пассивных движениях ручками и ножками малыша, не причинив ребенку боли. В положении на животе сгибательная поза значительно усиливается, ребенку трудно повернуть голову в сторону, у него отсутствует защитный рефлекс, ему сложно лежать на животе. Малыш скован во все моменты ухода за ним, будь-то купание, подмывание, пеленание или кормление.

При понижении мышечного тонуса (мышечной гипотонии) малыш, наоборот, на животе лежит в «позе лягушки» с разогнутыми во всех суставах конечностями. Выраженность этой позы зависит от степени снижения мышечного тонуса. При любых пассивных движениях ручками и ножками малыша, уменьшается сопротивление движениям, а их объем значительно увеличивается.

……………………………………………………………………………………………

Крайним выражением повышения возбуждения в ЦНС являются судороги. Судороги у новорожденного ребенка могут проявляться в виде подергиваний мимической мускулатуры и мышц конечностей, напряжения мышц туловища и конечностей, нарушения ритма дыхания.

Важным признаком неблагополучия является отсутствие умения поднимать голову, лежа на животе, и удерживать ее до 5 секунд, что может говорить об отсутствии лабиринтного установочного рефлекса на голову.

 

Психическое развитие ребенка в периоде новорожденности

Обычно новорожденные большую часть су­ток спят. В первые дни своей жизни младенцы не чувствуют раз­ницы между днем и ночью. Но через некоторое время могут включиться биологические ча­сы. И вот уже ваш малыш в состоянии про­снуться на кормление два-три раза, однако тут же после него вновь засыпает. Спокойный глубокий сон - важ­нейший фактор его здоровья. У разных детей выраженность эмоциональных реакций и их порог может быть разным. Однако общим для них будет преобладание аффективно отрицательных эмоциональных реакций над положительными, малыш скорее на всякий дискомфорт: яркий свет, громкий стук, мокрые пеленки, голод будет реагировать неудовольствием или криком, а на ласковый разговор – замиранием.

В короткие промежутки бодрствования, когда но­ворожденный не спит, можно понять, как он реагирует на яркие и звучащие игрушки, останавливается ли его взор на лице взрослого, пытается ли он прислушиваться к речи близких людей.

Знакомство с голосами близких еще до рождения позволяет ему уже на первой неделе выделять звуки человеческой речи, различать их по высоте, тембру, громкости. В десять дней ребенок по запаху молока определяет, кормит его мама или кормилица. В три недели безошибочно различает, держит его на руках мама или кто-то другой.

Наклоняясь к ребенку, разговаривая с ним, вы замечаете, что он останавливает взгляд на вашем лице, обычно на верхней его части. При кормлении ваше лицо находится перед лицом ребенка на расстоянии 30-40 см, это расстояние идеально для рассмат­ривания. Проходит совсем немного времени, и малыш ловит ваш взгляд, смотрит вам в глаза. Прислушивается к вашей речи. Психологи считают это одним из первых признаков зарождающе­гося общения.

Установлено, что новорожденный начинает следить за медленно движущимися предметами скачкообразно: то зацепил взглядом предмет, то упустил, а чуть позже учится останавли­вать взгляд на неподвижных игрушках и предметах. Со второй-третьей недели младенец пытается следить и за небольшой яркой звучащей игруш­кой, если держать ее перед ним на высоте 30-40 см и медленно вести то в одну, то в дру­гую сторону от центра. Вначале малыш быстро теряет игрушку из вида, но вскоре научается прослеживать за ее движениями.

С первых дней жизни у младенца наблюда­ются разнообразные мимические движения и даже нечто, похожее на улыбку. Такие движе­ния обычно появляются на лице ребенка во сне и носят название «физиологическая улыбка». Если с малышом постоянно разговаривать, то к концу первого месяца жизни он одарит вас настоящей «социальной улыбкой». Появление такой «социальной улыбки» знаменует конец периода новорожденности.

Какое поведение малыша может сигнализировать о неблагополучии в его психическом развитии?

 

Родителям на заметку    

 

О скрытых проблемах в психическом развитии малыша говорят поведение малыша при засыпании и сне, просыпании и бодрствовании, преобладающие эмоциональные реакции и их порог, а также развитие его сенсорных реакций – слуховых и зрительных ориентировочных реакций.

Понаблюдайте за своим малышом, особое беспокойство у вас должно вызвать некоторое парадоксальное поведение малыша при переходе от сна к бодрствованию и наоборот. Например, малыш не просыпается голодный и мокрый, а сытый и сухой не засыпает или часто и много беспричинно кричит, его трудно успокоить. Мало спит и много кричит. Отрицательные эмоции возникают при действии любого даже самого слабого раздражителя, часто не удается вызвать эмоционально положительных ответных реакций. Если же малыш не кричит даже в состоянии крайнего голода, давно мокрых пеленок, почти никак не реагирует на то, что его будят, это можно расценить как состояние заторможенности и апатии. Такое состояние очень характерно для недоношенных и незрелых детей в период новорожденности.

Следующим фактором неблагополучия является отсутствие «социальной улыбка» к 1 месяцу жизни, а также слухового и зрительного сосредоточения на лице близкого и говорящего человека, реакции прослеживания за яркой игрушкой и прислушивания к различным звукам.

 

Родителям на заметку    

 

Какие симптомы у новорожденных детей являются поводом для обращения к неврологу:

-быстрый прирост окружности головы, увеличение размеров и усиление пульсации большого родничка, нарушение пропорций головы и тела;

- беспокойное, «болезненное» выражение лица младенца, слабый или раздраженный крик ребенка;

- снижение двигательной активности и мышечного тонуса, ребенок лежит в позе «лягушки»;

- повышение двигательной активности, длительный тремор (дрожание) конечностей, подбородка в покое, спонтанные вздрагивания, судороги;

- повышение мышечного тонуса, поза ребенка с запрокинутой головой, вытянутыми или поджатыми конечностями;

- снижение аппетита, упорные срыгивания, рвоты;

- необычный запах, исходящий от ребенка;

- светлые или «кофейные» пятна на коже, сосудистые опухоли – гемангиомы на лице, выраженная бледность или синюшность кожи;

- ограничение движений в одной или двух конечностях (правых, левых);

-установка головы в одну сторону;

- недостаточность или отсутствие слежения за игрушками, предметами, реакции на звуки 1 мес.

- отсутствие улыбки, слухового сосредоточения во время общения со взрослыми в возрасте 1 мес.