Лекция 12. КИНЕТИЧЕСКИЙ И ВЕРБАЛЬНЫЙ ИМИДЖ. ВЫБОР МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Содержание: Кинетический имидж. Взгляд. Кинетика тела. Вербальный имидж . Выбор модели поведения

Кинетический имидж Kinetikos в переводе с греческого означает «относящийся к движению». Кинетический имидж зависит от кинетического языка личности — его жестикуляции и телодвижений.

Взгляд Зрительный контакт в процессах коммуникации является важнейшим фактором персонального кинетического имиджа. Имиджирование будет более продуктивным, если характер зрительного контакта соответствует потребностям как индуктора, так и реципиента.

Взгляд может быть долгим или мимолетным, пристальным или поверхностным, периодическим или неотрывным.

Часто люди не смотрят в лицо: 1) когда боятся или чувствуют себя виновными перед собеседником; 2) когда равнодушны: «в упор не видят». Недостаточный зрительный контакт расценивается как свидетельство невнимания, нежелания проявлять уважение, как неискренность, наличие нечистых помыслов или проявление застенчивости. Сознательное уклонение от взгляда может восприниматься как стыд, замешательство, скорбь или ложь. Уклонение от зрительного контакта, при котором человек опускает глаза, обычно воспринимается как признание чужого превосходства и служит свидетельством покорности.

Более активный зрительный контакт в диалоге порождает большую симпатию. Повышение зрительной контактности помогает повысить внешнюю привлекательность. Чрезмерный зрительный контакт воспринимается как стремление подчеркнуть

свое превосходство, отсутствие уважения; скрытая агрессивность, желание унизить.

Обычно поедают глазами в тех случаях, когда складывается ситуация «удава и кролика». Долгие немигающие взгляды используют люди, желающие утвердить свою доминирующую позицию. Частый или продолжительный взгляд незнакомцев у большинства людей вызывает неприятные ощущения.

Сознательный выбор характеристик зрительного контакта зависит от цели коммуникации. Целями установления зрительного контакта могут быть:

-получить информацию о собеседнике и его сообщении, -показать свое внимание и интерес, -побудить к взаимодействию,

-выразить свое превосходство, -определить состояние и установки собеседника.

Независимо от цели, в процессе разговора с партнером старайтесь выполнять простые правила зрительного контакта. Старайтесь смотреть в лицо собеседнику, когда: 1) Вы обращаетесь к нему; 2) Ваш партнер обращается к Вам. Вы можете не смотреть на него 1) когда он задал Вам трудный вопрос и Вы ищете на него ответ; 2) когда Вы высказываете проблему, подыскивая четкую формулировку. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60—70 % от всего времени общения.

Существуют специальные упражнения по тренировке зрительного контакта.

1.При неожиданной встрече с хорошо знакомыми людьми как можно больше смотрите им в глаза и заметьте, воспринимают ли они Ваш взгляд как признак желания продлить встречу.

2.В процессе случайного разговора с незнакомцем постарайтесь только по глазам выяснить, испытывает ли человек симпатию к Вам.

3.Понаблюдайте за другими разговаривающими парами и попытайтесь выяснить по взглядам характер их взаимоотношений.

4.На белом листе нарисуйте точку размером с двухкопеечную монету. Прикрепите лист на расстоянии одного метра. Смотрите, не моргая одну-две минуты, пока не выступят слезы. Результат — взгляд будет более спокойным.

5.С помощь глаз и губ отработайте шесть вариантов мимики: прагмтичную, решительную, открытую, закрытую, осторожную, застенчивую. 98 – нет 99 – нет = 44, 46, 98, 99

Рукопожатие ладонью вниз - властное. Рукопожатие ладонью вверх — покорное.

Поэтому, протягивая руку для рукопожатия, держите ладонь нейтрально, т.е. вертикально. Пожатие несогнутой рукой — властное. Западноевропейские и американские бизнесмены не любят вялых рукопожатий, а азиатские не любят энергичные сильные рукопожатия. Для японцев рукопожатие антигигиенично.

Жесты рук. Различают жесты-символы (заменители слов), иллюстративные жесты, жесты-регуляторы (подтверждающие роль человека), жесты-адаптеры (игра предметами, почесывание головы и т. п.), жесты-индикаторы эмоций. Ниже дается несколько примеров наиболее широко распространенных жестов символов.

Жесты с ладонью книзу - знак подавления, придавливания, запрета. Жесты с ладонью кверху - знак приподнятая, разрешения.

Руки «большой передний замок» (или «поза Наполеона») проявляют подсознательное отчуждение, отстраненность от ситуации.

Жест «расстегивание пиджака» является знаком открытости, дружеского расположения. Жесты недоверия, подозрительности и скрытности по отношению к собеседнику потирание лба, висков, подбородка, прикрывание лица руками.

Собирание несуществующих ворсинок - популярный жест неодобрения.

Кинетика тела. Кинетика тела включает разнообразные движения плечами, корпусом, животом, бедрами, ногами: пожатие плечами, выпячивание груди, постукивание ступнями ног по полу и т. д. Существуют многочисленные исследования значений этих движений. Выявлены различия значений в зависимости от обстоятельств и ситуации. Исследование языка движений тела получило название кинетики. При множестве противоречий в знаниях о языке тела существует ряд универсальных рекомендаций, позволяющих улучшить кинетический имидж:

—Открытость и уверенность движений считывается как свидетельство активности, позитивного настроя и внутренней силы человека.

—Используя жесты, анализируйте ситуацию и будьте уверены, что они соответствуют друг другу.

— Избегайте жестов, которые могут быть неверно истолкованы.

Существуют специальные упражнения, тренирующие кинетику тела.

Вот некоторые из них.

1. Зафиксируйте свои жесты, позы. Уловите физическое самочувствие и эмоциональное состояние, которое отпечаталось в них. Выработайте у себя свойство внутреннего наблюдателя и контролера за жестами и телодвижениями.

2. Попробуйте походить как балерина, руководитель, полицейский, спортсмен-профессионал и т. д.

3. Ролевая гимнастика. Сидя на стуле, изобразите позу энергичного на стойчивого человека, старого и больного человека, кинозвезды на светском приеме, преступника на скамье подсудимых, секретарши очень влиятельного лица и т. д.

Формируя кинетический имидж, блокируйте негативные и посылайте позитивные кинетические сигналы о себе. Чтобы блокировать кинетические сигналы, несущие негативную информацию о Вас, воспользуйтесь приемом самонаказания. Всякий раз, когда движение автоматически проскакивает, причините себе психическую и физическую боль: одерните себя неприятными словами, ущипните себя. Чтобы использовать позитивные кинетические сигналы, нужно преднамеренно тренировать себя до той стадии, когда движения и жесты станут автоматическими.

Вербальный имидж. Вербальный имидж (лат. vebalis - устный, словесный) формируется речью индуктора - письменной и устной. В мире вербальных имиджей живут «тарахтелки» и «размазни», «Цицероны» и «болтуны», «почемучки» и «сороки» и т. д.

Вербальный имидж формируется под влиянием двух групп факторов. В первую группу входят факторы собственно словесного характера - активный словарь, словарный запас (лексика), речевые ошибки. На эту группу приходится только 7 % коммуникативного воздействия. Вторая группа это паравербальные или паралингвистические характеристики: стиль и темп речи, громкость, высота и тембр голоса, интонации, внятность и отчетливость речи, паузы, смысловые ударения, умение слушать. По паравербальным характеристикам реципиенты судят о возрасте, образовании, привлекательности, принадлежности к тому или иному социальному слою и т. д.

Требования, которым должна соответствовать речь:

-правильность, т. е. соответствие принятым литературным нормам; -точность, т. е. соответствие мыслям говорящего;

-ясность, т. е. доступность пониманию слушающего; -логичность, т. е. соответствие законам логики; -простота, т. е. отсутствие напыщенности и неестественности; -сжатость, т. е. отсутствие лишних слов; -чистота, т. е. отсутствие нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных слов, употребляемых без необходимости; -живость, т. е. нешаблонность, выразительность, образность; - благозвучие, т. е. приятное звучание.

Важное значение для устной речи имеет пауза. Она привлекает внимание и позволяет осмыслить только что сказанное. Пауза должна быть продолжительностью в четыре секунды. Более короткая не привлекает внимание, более длинная заставит ваших слушателей беспокоиться за вас.

Имиджмейкеры советуют использовать следующие приемы формирования вербального имиджа:

-разговаривать, а не говорить;

-активно использовать слова-обращения (знаете ли, поймите, поверьте, представьте, согласитесь и т. д.);

-использовать технику заочной формы диалога («не так давно я беседовал с... и спросил..., а в ответ... вот и получается, что...»);

-говорить то, что хотят услышать;

-провоцировать улыбку;

-преодолевать некоторые не явно обоснованные социальные табу;

-в некоторых случаях нарушать сексуальное табу, используя «крепкие слова»;

-иногда лучше промолчать, чем сказать.

Выбор модели поведения. Модель, или паттерн, поведения - это комплекс поведенческих элементов. Существуют стратегические профессиональные модели поведения (врача, юриста, дипломата, учителя и т. д.) и тактические модели поведения - агрессивная, оборонительная, авторитарная и т. д. Модель поведения избирается в соответствии со сформулированной идеей и чертами делового имиджа. Она может быть построена с учетом советов специалистов, личных наблюдений, литературных источников. Выбор модели зависит от цели, ситуации и возможностей личности. Так, поведение, в котором демонстрируется веселость и напористость может быть приемлемо с коллегами, но будет скорее раздражать начальника или клиента.

Универсальные составляющие паттерна профессионального поведения – простая вежливость, дружелюбие.

В процессе имиджирования модели поведения вырабатываются с помощью специальных приемов. К ним относятся следующие:

-мысленное проигрывание вариантов поведения в тех или иных ситуациях, апробация в воображении; -запись на видеомагнитофон, анализ и коррекция; -построение ролевых образов под конкретные ситуации; -тренинг на практике; -сбор и анализ сторонних оценок. Выработанные в процессе имиджирования модели поведения поддерживаются в процессе непрерывного самоконтроля и самооценки.

Вопросы для самопроверки

1.Назовите факторы вербального имиджа.

2.Назовите универсальные требования к устной речи.

3.Перечислите приемы формирования вербального имиджа.

4.Что представляет собой кинетический имидж?

5.Из каких составляющих складывается кинетический имидж?

6.Назовите характеристики взгляда.

7.Как влияет на имидж недостаточный зрительный контакт?

8.Как влияет на имидж чрезмерный зрительный контакт?

9.Назовите цели установления зрительного контакта.

10.Каковы основные правила зрительного контакта?

11.Назовите типы кинетики головы.

12.Что такое кинесика?

13.Как рукопожатие влияет на имидж?

14.Как классифицируются жесты?

15.Охарактеризуйте известные вам жесты-символы.

16.Что включает кинетика тела?

17.Перечислите рекомендации по улучшению кинетики тела.

18.Дайте определение и назовите виды моделей поведения.

19.От чего зависит выбор модели поведения?

20.Какие элементы поведения являются универсальными в профессиональном поведении?

21.Назовите приемы выработки модели поведения.