Анализ показателей рентабельности
Показатели рентабельности анализируются по данным «Баланса» предприятия и «Отчета о прибылях и убытках».
Рентабельность – это прибыльность, доходность. Предприятие является рентабельным, если результаты от продажи продукции (работ, услуг) покрывают его издержки и дают прибыль, достаточную для расширенного производства.
Показатели рентабельности определяются отношением прибыли к авансированному капиталу, стоимости имущества, производственным затратам и другим показателям. Экономический смысл показателей рентабельности заключается в оценке прибыли, получаемой с рубля вложенных денежных средств.
В отличие от прибыли, которая является абсолютным показателем, рентабельность относительный показатель.
Общая формула расчета рентабельности:
, (7.10)
где П – прибыль организации;
V – показатель, по отношению к которому определяется рентабельность.
Для расчета рентабельности можно принимать в числителе:
- прибыль от продажи продукции;
- прибыль до налогообложения;
- чистую прибыль.
Для расчета рентабельности можно принимать в знаменателе:
- активы предприятия (капитал);
- собственный капитал;
- перманентный капитал;
- основные производственные средства;
- выручку от продаж;
- себестоимость реализованной продукции.
Показатели рентабельности используются при обосновании инвестиционной политики предприятия, ценовой политики, оптимизации структуры выпускаемой продукции и других управленческих решений.
Показатели рентабельности делятся на 2 группы:
Рентабельность капитала и его составляющих:
Обобщающим показателем эффективности хозяйственной деятельности является показатель рентабельности активов:
, (7.11)
Показатели рентабельности активов определяются за отчетный и базовый периоды.
, (7.12)
На величину изменения рентабельности активов влияют следующие факторы:
- рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли до налогообложения;
- коэффициент оборачиваемости активов (капиталоотдача).
, (7.13)
, (7.14)
, (7.15)
Влияние факторов на изменение рентабельности активов определяется способом исчисления разниц.
Рентабельность собственного капитала:
, (7.16)
, (7.17)
На величину изменения рентабельности собственного капитала влияют следующие факторы:
- рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли;
- коэффициент оборачиваемости активов (капиталоотдача);
- коэффициент финансовой зависимости.
, (7.18)
, (7.19)
Размер влияния факторов на рентабельность собственного капитала определяется способом исчисления разниц.
Рентабельность пермоментного капитала:
, (7.20)
Перманентный капитал = Собственный капитал + Долгосрочные обязательства (долгосрочный заемный капитал)
, (7.21)
Фондорентабельность:
, (7.22)
Рентабельность продукции и продаж:
Рентабельность продаж:
, (7.23)
На величину изменения рентабельности продаж влияют следующие факторы:
- объема продаж;
- себестоимости реализованной продукции;
- коммерческих расходов;
- управленческих расходов.
, (7.24)
Влияние факторов на изменение рентабельности продаж определяется способом цепных подстановок.
Рентабельность реализованной продукции:
, (7.25)
, (7.26)
Рентабельность отдельных видов продукции:
, (7.27)