Глава 1. Краткая характеристика компании.

1.1. Характеристика существующей компании: миссия, цели – стратегические и тактические, основные направления развития, ресурсный потенциал.

 

В случае, когда в качестве объекта исследования берется существующая компания, необходимо дать характеристику ее текущей деятельности, выделить имеющиеся виды ее деятельности и планируемые в перспективе, если есть. Здесь же указывается организационно-правовая форма, формирование уставного капитала и его собственники, излагаются миссия и цели.

Под миссией понимают социальное/общественное предназначение компании, т.е. ее роль в системе экономических отношений в обществе. При формировании миссии этом в качестве слагаемых необходимо рассмотреть следующие: сам продукт или услугу, категории целевых потребителей, целевые рынки, технологии, приоритеты выживания, роста и прибыльности, философию компании, конкурентные преимущества, публичный имидж и отношение к работникам, занятым в компании.

Приведем небольшой пример. Начинающая транспортная фирма формулирует свою миссию как: «Мы перевозим быстро, без потерь в пути и точно в срок». Здесь компания делает акцент на своих конкурентных преимуществах. Но формулировки миссии недостаточно для эффективной деятельности. Поэтому далее следует определить цель.

Цель помогает перейти от общей формулировки миссии к отдельным планам работы, с помощью которых можно достичь успеха. Цели выхода существующей компании на международные рынки могут быть различными:

- увеличить потенциальный спрос и, значит, расширить объем производства и улучшить результаты за счет экономии на масштабе. Для ряда направлений эта цель достижима только при большом потенциале рынка;

- распределить коммерческий риск, обращаясь к покупателям, живущим в различных экономических средах, и действуя в более благоприятных конкурентных условиях;

- продлить жизненный цикл, внедряясь на рынки, глобальный спрос на которых все еще является расширяющимся, тогда как на национальном рынке фирмы он уже достиг зрелости;

- защитить себя от конкуренции, диверсифицируя свои позиции и в то же время получая возможность следить за конкурентами на других рынках;

- снизить снабженческие и производственные издержки, используя сравнительные преимущества других стран.

При характеристике существующей компании также необходимо дать общую оценку финансового положения компании, привести результаты экономической деятельности за предыдущие 3-5 лет. Следует также определить, какую нишу занимает данная компания на текущий момент в осуществляемых видах деятельности – является ли она лидером, или отстающей, какова занимаемая ею доля рынка.

1.2. Характеристика вновь создаваемой компании: предполагаемые миссия и цели, основные задачи..

В случае создания международной компании, дать ретроспективный анализ невозможно, и перед исследователями ставится задача дать характеристику «на будущее» - необходимо определить виды ее деятельности, организационно-правовую форму, изложить миссию и цели. Подробно построение миссии было описано ранее, что же касается целей, то к перечисленному выше следует добавить, что целями могут быть прибыльность, маркетинговые, производственные и финансовые показатели, а также параметры, характеризующие качество менеджмента и работающих. Цели, которые вы ставите, должны быть:

- количественно определенными;

- ограниченными во времени;

- реалистичными и достижимыми.

Если ваши цели удовлетворяют этим трем основным критериям, то они помогут вам и послужат своего рода шаблоном, по которому вы сможете судить об эффективности своей деятельности. Таким образом, вы будете точно знать, к чему вы стремитесь, а также сможете сами оценить, когда вы этого достигните. В нашем примере, приведенном ранее, такими целями могут быть: за 2 года стать лидером в своем деле, войти в список лучших коммерческих фирм страны и стать членом Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, обеспечить 30% прибыли с вложенного капитала, за 3 года расширить дело и увеличить число автомашин с трех до двадцати.

В рамках данного подпункта также следует выделить задачи, которые поставит компания для достижения своих целей.