Музыка для инструментальных ансамблей

В отличие от органной музыки, связанной главным образом с исполнением в церкви, и от клавирной, как чисто светской, ансамблевая инструментальная музыка звучала везде – в церкви и во дворце, в домашнем быту и светском салоне.

К началу XVII века определенных типов инструментальных ансамблей еще не было: чуть ли не для каждого произведения возможен был особый «набор» инструментов. Но постепенно в качестве преобладающего выдвинулся ансамбль из двух скрипок и баса. Басовый голос исполнялся на клавесине или органе и нередко дублировался виолончелью или фаготом. При этом партия клавесина (органа) записывалась особым способом – при помощи цифрованного баса(basso continuo или генерал–баса).

Цифрованный бас – особый прием записи аккомпанемента, когда он не выписывался полностью, а ограничивался только нижним голосом с цифрами, указывающими, какие аккорды следовало строить на его основе. Искусством записи и расшифровки цифрованного баса владели тогда все композиторы и исполнители, которые по своему усмотрению могли варьировать фактуру изложения.

В XVII веке развитие ансамблевой музыки осуществлялось творческими усилиями различных западноевропейских композиторов, но на «переднем фронте» были итальянцы и это далеко не случайно. Именно в Италии со второй половины XVI века выдвинулась целая плеяда выдающихся скрипичных мастеров. В первую очередь это мастера кремонской школы Андреа и Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джованни Гварнери, которые довели искусство изготовления смычковых инструментов до высшего совершенства.

XVII век с полным основанием называют «золотой эпохой» в истории скрипки, которая вышла победительницей в напряженной борьбе со «старшими» по возрасту виолами.