Стандартизация систем управления качеством

 

При заключении контракта на поставку продукции или оказание услуг потребитель стремится иметь определённые гарантии того, что изделия или услуги на протяжении всего срока действия контракта будут высокого качества. Поэтому кроме согласованных технических условий в контракт вносят требования к системе качества, а также к проверке системы качества на предприятии у поставщика.

В 1986 году вышли в свет, а в 1994 г. и в 2000 г. пересмотрены международные стандарты ИСО серии 9000, в которых изложены рекомендации по разработке систем качества.

В настоящее время эти стандарты признаны всеми странами мира и приняты в качестве национальных. В РФ действуют:

- ГОСТ ИСО Р 9000 – 2008 – Системы менеджемента качества. Основные положения и словарь (описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества);

- ГОСТ ИСО Р 9001 – 2008 – Системы менежджемента качества. Требования (определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям; эти системы могут использоваться для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов);

- ГОСТ ИСО Р 9004 – 2008 – Системы менежджемента качества. Рекомендации по улучшению деятельности (Содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001—2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности; он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов).

Нормативные документы ИСО по элементам системы качества объединены в серии 10000, например:

- ИСО 10006: 1997 (Е) – Руководство качеством при управлении проектами;

- ИСО/РП 10015 –Руководящие указания по непрерывному обучению и подготовке кадров.

Система обеспечения качества складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии т. н. «петли качества», начинающейся и заканчивающейся маркетингом (поиском и изучением рынка). Между ними – жизненный цикл продукции: разработка технических требований и проектирование – материально-техническое снабжение – подготовка и разработка производственных процессов – производство продукции – контроль и испытания – упаковка и хранение – реализация и распределение – монтаж и эксплуатация – техническая помощь и обслуживание – утилизация после использования.

Усиление влияния общества на предприятия привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Структура стандартов ИСО серии 14000 во многом совпадает с ИСО серии 9000, что обеспечивает их совместимость.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества.