Принципы правосудия

 

Совокупность этих принципов и образует систему демократических основ правосудия. Некоторые из этих принципов правосудия можно отнести к принципам судоустройства (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в отправлении правосудия и др.) а другие к принципам судопроизводства (состязательность и равенство сторон, презумпция невиновности и др.). Однако, учитывая их тесную связь и взаимозависимость, свойственную организации и деятельности суда, все они рассматриваются как принципы правосудия в целом.

Но рассмотрим мы только конституционные принципы правосудия.

1) Принцип законности является одним из основных демократических принципов правового государства и выступает в качестве универсального правового принципа, заключающегося в точном и неукоснительном соблюдении действующих в государстве законов и принятых на их основе иных правовых актов всеми участниками общественных отношений: государственными и негосударственными органами, учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами и иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации.

Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

К законам относятся федеральные законы, которые подразделяются на федеральные конституционные законы, например ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и др. и федеральные законы (ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» и др.), а также принимаемые в субъектах РФ Конституции, уставы и другие законодательные акты[8].

Федеральные законы обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, а законодательные акты, издаваемые органами власти субъектов РФ, действуют на территории данного субъекта. Федеральные законы должны соответствовать Конституции РФ. Законодательные акты субъектов РФ должны соответствовать федеральному законодательству. Иные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов государственной власти) применяются в пределах, установленных законами, и если они им не противоречат.

В Конституции РФ (ч. 2 ст. 120) записано: «Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».

Понимание принципа законности предполагает возможность применения судами общепризнанных норм международного права и положений международных договоров. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные обязательства Российской Федерации имеют преимущество над нормами внутреннего законодательства, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, то применяются правила международного договора. Никто не вправе применять федеральный закон, противоречащий международным обязательствам Российской Федерации.

2) Осуществление правосудия только судом. В соответствии с Конституцией РФ (ч.1 ст.118) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Только суд может разрешить по существу в пределах своей компетенции гражданское, уголовное, административное, арбитражное, а также дело, рассматриваемое в порядке конституционного судопроизводства.

Этот принцип конкретизирован в ст.4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» где сказано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учреждаемыми в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим законом, не допускается.

Впервые принцип осуществления правосудия только судом был закреплен в законодательстве в период проведения судебно-правовой реформы в 60-х годах XX века в связи с обнародованием многочисленных фактов репрессий в 20-40-х годах и начале 50-х годов (применение мер уголовного и административного воздействия к фактически ни в чем не повинным гражданам).

Принимались эти меры в большинстве случаев не судами с соблюдением процессуальных норм и гарантий, а внесудебными органами («особыми совещаниями», «тройками», «двойками» и другими квазисудебными органами), в действиях которых не могло быть и речи о законности, обоснованности и справедливости принимаемых решений. Чтобы не повторялись такие события в жизни нашего государства, и был провозглашен принцип осуществления правосудия только судом.

Суды, уполномоченные осуществлять правосудие, указаны в ст. 4 Закона о судебной системе. К ним отнесены федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации – конституционные (уставные) суды и мировые судьи (см. схему 6). Только эти, названные в Законе суды, вправе осуществлять правосудие. Никакие другие государственные или иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) вправе отменять или изменять лишь вышестоящие суды с соблюдением установленных законом процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а также правомерные интересы общества и государства. После вступления в Законную силу акты судов приобретают общеобязательный характер и подлежат неукоснительному исполнению.

3) Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Независимость судей один из важнейших конституционных принципов правосудия. Он провозглашен в ст.120 Конституции РФ: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» и получил отражение и дальнейшее развитие в законодательных актах, регламентирующих деятельность судов – в федеральных конституционных законах: «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст.5 и 13), «Об арбитражные судах в Российской Федерации» (ст.6), «О военных судах Российской Федерации» (ст.5), «О судебной системе Российской Федерации» (ст.5); в законах «О судоустройстве РСФСР» (ст.12), «О мировых судьях» (ст.1) и «О статусе судей в Российской Федерации» (ст.1), а также в гражданском, арбитражном и уголовном процессуальном законодательстве.

Деятельность суда находится в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто отдельных лиц, заинтересованных в результатах рассмотрения конкретных дел, поэтому очень важно обеспечить подлинную независимость суда при осуществлении правосудия, исключить вмешательство в деятельность суда, оказание давления на судей.

При рассмотрении дела суд руководствуется не мнением участников процесса, а законом и принимает решение по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе исследованных в судебном заседании доказательств.

Кроме того, что судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, их независимость обеспечивается и другими гарантиями, в том числе и закрепленными в Конституции: несменяемостью судей, особым порядком прекращения или приостановления полномочий, неприкосновенностью и особым порядком привлечения к уголовной и административной ответственности.

Гарантии независимости судей установлены в ст.9 Закона о статусе судей.[9] В частности, независимость судьи обеспечивается:

- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

- запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

- правом судьи на отставку;

- неприкосновенностью судьи;

- системой органов судейского сообщества;

- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Необходимо помнить, что всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Установлена уголовная ответственность за вмешательство в деятельность суда, за посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а также их близких в связи с рассмотрением дел в суде; за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия, а также за неуважение к суду. За совершение действий, нарушающих установленные в суде правила поведения, предусмотрена административная ответственность.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей и не могут быть отменены и снижены иными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ.

Закрепление в законе принципа независимости судей служит обеспечению судами законности, объективности и беспристрастности при выполнении задач правосудия.

4) Обеспечение прав граждан на судебную защиту. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, как указано в ст.18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Право на судебную защиту закреплено в ст. 46 Конституции РФ, которая сформулирована в соответствии с нормами международного права, в том числе со ст.8 Всеобщей декларации прав человека и ст.6 Европейской конвенции и защите прав человека и основных свобод.

Суть судебной защиты заключается в том, что любые действия (бездействие) и решения государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан и иных лиц, способные ущемить чьи-либо права и законные интересы и причинить им ущерб, могут быть оспорены и обжалованы в суд в порядке, установленном законом.

В зависимости от характера нарушенного права защита может осуществляться в порядке конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Правом обращения в суд обладают все без исключения участники правоотношений – граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица. Физические недееспособные граждане (несовершеннолетние, больные) могут защищать свои права в суде через представителя – адвоката, родителей или иного законного представителя.

Граждане, обратившиеся в суд, должны доказать факт нарушения своих прав и свобод. Законность обжалуемых действий (или бездействия) возлагается на органы и лица, действия которых обжалуются.

В случае установления обоснованности жалобы или заявления обратившихся в суд лиц, суд признает обжалуемые действия (или бездействие) незаконными, отменяет примененные к гражданину меры ответственности или иным способом восстанавливает его нарушенные права. Когда же суд признает обжалуемые действия законными, не нарушающими права и свободы, обратившихся в суд лиц, он отказывает в удовлетворении жалобы или заявления. Решение суда может быть оспорено путем обращения с жалобой в вышестоящий суд.

В соответствии с ч.3 ст.46 Конституции РФ, каждый вправе обратится за защитой прав и свобод в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. После присоединения России к Европейскому сообществу и Совету Европы (в 1998 г.) граждане России стали обращаться в Европейский Суд по правам человека (ЕСППЧ). Так, в 2007 г. гражданами стран, входящих в Европейский Союз подано 41510 жалоб, в том числе свыше 8 тыс. их поступило из России. Чаще всего граждане России обращались в Европейский Суд по вопросам доступности правосудия, его публичности, гласности и открытости, о разрешении дел в разумные сроки.

5) Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту. Одним из важнейших конституционных принципов реализации правосудия является принцип обеспечения каждому права на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотренной ст.48 Конституции РФ.

Содержание данного принципа складывается из двух взаимосвязанных положений, названных в ст. 48 Конституции:

«1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».

Данный принцип является наиболее актуальным для уголовного судопроизводства. В ст. 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ он конкретизируется и в юридической литературе он чаще называется как принцип обеспечения обвиняемому права на защиту.

Право на защиту – совокупность предоставленных подозреваемому и обвиняемому процессуальных прав, которые предоставляют им возможность опровергать обвинение или подозрение в совершении преступления отстаивать свою непричастность, добиваться смягчения ответственности.

Подозреваемый и обвиняемый могут реализовать свое право на защиту либо отказаться от его реализации, защищаться самостоятельно либо с помощью защитника и (или) законного представителя.

Уголовно-процессуальный кодекс обязывает лиц, ответственных за ведение дела, разъяснять процессуальные права участникам процесса и обеспечивать возможность их осуществления. Одним из важнейших факторов обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту, является допуск защитника с ранних этапов предварительного расследования. По действующему уголовно-процессуальному законодательству защитник может участвовать в уголовном деле: с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого; с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица; с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления и в ряде других случаях (ст. 49 УПК РФ).

В качестве защитников в уголовном процессе, наряду с адвокатом, по определению или постановлению суда, могут быть допущены один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый

Если в указанных законом случаях защитник не приглашен обвиняемым или подозреваемым, их законными представителями или другими лицами, следователь, дознаватель или суд обязаны обеспечить участие защитника.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

6) Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Этот принцип закреплен во многих законодательных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст.19, где сказано: «Все равны перед законом и судом». Конституция гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Этот принцип находит отражение и в ст. 7 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Равенство перед законом и судом предполагает наличие единых норм, применяемых в процессе судопроизводства, единого стандарта в применении судом законодательных норм ко всем лицам, вовлеченным в орбиту судопроизводственной деятельности, а также в предоставлении всем равных прав, возможностей для их реализации, возложении одинаковых обязанностей, равных возможностях применения ответственности.

Закон, в частности, предполагает, что равными правами и обязанностями наделяются лица, имеющие одинаковый процессуальный статус – истца, ответчика, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта и т.д.

Вместе с тем закон предусматривает некоторые исключения из правила равенства всех перед законом и судом, устанавливая особый режим ограничения неприкосновенности и привлечения к уголовной и административной ответственности в отношении отдельных лиц.

Так, ст.96 Конституции РФ устанавливает неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы РФ в течение всего срока их полномочий. Законодательство о статусе судей в РФ и прокуратуре устанавливает отдельные гарантии неприкосновенности судей и прокурорских работников. Особый порядок привлечения к уголовной ответственности применяется и в отношении ряда других должностных лиц (ст. 447 УПК РФ).

Установление изъятий из принципа равенства перед законом и судом обусловлено важностью выполняемых названными лицами функций и необходимого обеспечения их независимости при осуществлении этих функций.

7) Принцип состязательности и равенства сторон. Конституция РФ устанавливает, что «судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон» (ч. 3 ст.123).

Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении дел сторонам равные возможности по отстаиванию защищаемых ими интересов. Данный принцип относится ко всем видам судопроизводства и реализуется во всех стадиях процесса.

В любом судопроизводстве есть стороны, и они должны быть процессуально равны – иметь равные права и юридические возможности отстаивать свои интересы.

В уголовном судопроизводстве стороны – это его участники, выполняющие в соответствии с п. 46 и 47 ст. 5 УПК РФ функцию обвинения (прокурор, следователь, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель) и защиты (обвиняемый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель).

В гражданском и арбитражном судопроизводстве есть истцы и ответчики, и их представители.

В конституционном судопроизводстве – заявитель это орган или лицо, направившее в Конституционный Суд РФ обращение о проверке конституционности законов. Другие стороны – орган или должностное лицо, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого оспаривается.

Правосудие является состязательным, когда стороны рассмотрения дела могут активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, собирать и представлять доказательства, излагать свободно суду свои доводы, давать толкование рассматриваемых в суде фактов, событий и делать на основе этого свои выводы и тем самым содействовать суду в поисках истины и принятии законного, обоснованного и справедливого решения.

Так, в уголовном процессе, согласно ст. 244 УПК РФ, идея состязательности выражение следующим образом: «В судебном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок по вопросам, указанным в пунктах 1-6 части первой статьи 299 настоящего кодекса (здесь речь идет о вопросах, которые решаются судом при постановлении приговора), на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства».

В статье 14 ГПК РФ говорится, что гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.

Равноправие сторон в судебном разбирательстве предполагает, что ни одной из сторон не могут создаваться какие-либо преимущества или ограничения, независимо от служебного положения или других обстоятельств.

Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию ее законных прав, создавать необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей, проследить, чтобы действия стороны осуществлялись в рамках закона.

В то же время суд, действуя в соответствии с принципом осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон, сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет сторонам их права и обязанности, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении дела. Суд сам активно участвует в исследовании материалов дела и выносит по делу решение (приговор по уголовному делу, решение по гражданскому или арбитражному делу).

8) Открытое разбирательство дел во всех судах. Конституцией РФ установлено: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных Законом» (ч.1 ст.123).

Принцип гласности судебного разбирательства закреплен также в процессуальном законодательстве Российской Федерации – ст.10 ГПК РФ, 11 АПК РФ, 243 КоАП РФ и ст.241 УПК РФ, что соответствует требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (п.1 ст.14) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (п.6).

Суть данного принципа заключается в том, что суд рассматривает гражданские, арбитражные, административные, уголовные и иные дела в открытом судебном заседании. Любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, вправе присутствовать при судебном разбирательстве любого гражданского, уголовного и иного дела.

В качестве синонима часто используют термин «транспорентность» (от англ. Transparent - прозрачный). Однако термин транспорентность является более широким, чем открытость и гласность, т.к. охватывает все стороны организации (открытость судебного заседания) и деятельности (гласность судопроизводства) судебной власти, включая форму организации и проведения судебных слушаний, работу (режим) судебных учреждений, назначении судей, полномочия и обязанности должностных лиц в данных учреждениях, нормативно-правовую информацию о подсудности и подведомственности споров.

Значение данного принципа заключается в установлении «прозрачности», транспорентности правосудия, возможности своеобразного контроля со стороны граждан, общественности, средств массовой информации за правосудием, что является дополнительной гарантией объективности, законности и справедливости принимаемых судом решений, четкого осуществления предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия.

Обязательность открытого разбирательства дел распространяется на первую, апелляционную, кассационную и надзорную инстанции.

Исключение составляют случаи, когда суд в соответствии с законом принимает решение о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании.

Это может быть связано с необходимостью соблюдения других охраняемых законом интересов – интересов соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны (частной жизни, коммерческой тайны, факта усыновления (удочерения) ребенка), когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного делопроизводства и в других случаях, предусмотренных законом (ст. 9 АПК РФ, 10 ГПК РФ, 243 КоАП РФ и 241 УПК РФ). В зависимости от обстоятельств дела по этим основаниям закрытым может быть все судебное заседание либо его часть. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение или постановление.

Однако во всех случаях дела в закрытых судебных заседаниях рассматриваются с соблюдением всех правил судопроизводства, а судебные решения и приговоры (во всяком случае, вводная и резолютивные части) оглашаются публично в открытом судебном заседании.

9) Презумпция невиновности.Презумпция означает предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное.[10] Из этого следует, что каждый человек добропорядочный, пока иное не будет доказано.

Принцип презумпции невиновности отражен в ряде международно-правовых актов. Так, в ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах сказано, что «каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону». Схожая по смыслу формулировка содержится в ст.11 Всеобщей декларации прав человека (от 10 декабря 1948 г.) и ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Суть принципа презумпции невиновности сформулирована в ч.1 ст.49 Конституции РФ: «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Основные положения уголовно-процессуального законодательства о презумпции невиновности сводятся к следующему: никто не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом; виновность лица в совершении преступления должна быть доказана надлежащими субъектами уголовно-процессуальной деятельности (дознавателем, следователем, частным обвинителем, потерпевшим и др.) путем сбора, оценки и проверки доказательств, предусмотренных уголовно-процессуальным законом с соблюдением требований всех уголовно-процессуальных норм; доказательства, полученные с нарушением требований закона, являются недопустимыми и не могут быть положены в основу обвинения; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, он может давать показания или отказаться от этого; запрещено добиваться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер; признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью других, собранных по делу доказательств; все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Действие презумпции невиновности в отношении привлекаемого к уголовной ответственности гражданина прекращается с установлением его вины в совершении преступления вступившим в законную силу приговором суда. Вина лица должна быть установлена доказательствами, исследованными в судебном заседании, приговор суда не может быть основан на предположениях.

В силу презумпции невиновности, если вина лица в совершении преступления не установлена рассмотренными в суде доказательствами, лицо будет считаться невиновным. В этом случае суд выносит оправдательный приговор.

10) Участие граждан в отправлении правосудия. В части 5 ст. 32 Конституции РФ говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

Такое участие граждан в разбирательстве судебных дел проявляется в выполнении обязанностей присяжных либо арбитражных заседателей.

Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел о преступлениях, подсудных областному и равнозначным судам по ходатайству обвиняемого. Подсудность уголовных дел областному и равнозначным судам определена в ч. 3 ст.31 УПК РФ.

Впервые в России институт присяжных заседателей был введен во время судебной реформы в 1864 г., в 1917 г. Декретом Советской власти о суде №1 он был отменен. В ноябре 1991 г. Конституция Российской Федерации дополнена положением о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных заседателей. Действующая Конституция РФ предоставляет обвиняемому право на рассмотрение его дела судом с участие присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20) . Порядок участия присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел федеральными судами общей юрисдикции определяется федеральным законом от 25 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».[11]

Присяжные заседатели – это граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении дела судом. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

Список присяжных заседателей для каждого областного и им равного суда составляется администрацией исполнительного органа субъекта РФ на основании представления председателя суда о количестве присяжных заседателей, необходимых для нормальной работы суда.

В соответствии со ст. 326 УПК РФ от исполнения обязанностей присяжных заседателей могут быть освобождены по их заявлению лица старше 60 лет, женщины, имеющие ребенка в возрасте до 3-х лет и другие лица.

Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в году сроком на 10 дней, а по истечении указанного срока – до конца рассмотрения дела, начатого с их участием.

Правила разбирательства дела с участием присяжных заседателей регулируются Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 324-353).

Особенности этой формы участия граждан в осуществлении правосудия заключается в том, что присяжные заседатели решают три основных вопроса: доказано ли, что деяние, вмененное в вину подсудимому имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. В случае признания подсудимого виновным присяжные заседатели могут высказать мнение о том, заслуживает ли он снисхождения. При этом они учитывают наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность (ст.339 УПК РФ). Вопросы наказания подсудимого судья решает единолично.

Понятие «арбитражные заседатели» получило законодательное закрепление в ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФЗ от 30 мая 2001 «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации». Порядок участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 19).

Арбитражным заседателем может стать гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет.

Списки арбитражных заседателей формируются арбитражными судами субъектов РФ на основе предложений о кандидатах, направленных в суды торгово-промышленными палатами, объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Численность арбитражных заседателей определяется из расчета не менее 2-х заседателей на одного судью арбитражного суда субъекта РФ, рассматривающего дела по первой инстанции. Срок полномочий арбитражных заседателей – два года.

11) Национальный язык судопроизводства.

Согласно Конституции РФ «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения» (ст. 26).

С учетом этих конституционных положений решается вопрос о языке судопроизводства и делопроизводства в судах. Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. «О языках народов РСФСР» (в ред. от 11 декабря 2002 г) установил, что судопроизводство и делопроизводство в судах ведется на государственном языке Российской Федерации или государственном языке республики, на территории которой находится суд (ст.18). Эта норма конкретизирована в ст.10 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Согласно этой статьи закона судопроизводство и делопроизводство в высших судах РФ, арбитражных судах и военных судах ведутся на русском языке – государственном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Это положение относится также к судам субъектов РФ (мировым судьям, конституционным (уставным) судам). Лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом другом свободно выбранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Важность конституционного принципа государственного и национального языка судопроизводства в том, что без права каждого свободно пользоваться родным языком, невозможно было бы реальное осуществление многих других важнейших принципов правосудия, о которых шла речь выше. Нарушение конституционных принципов правосудия влечет, как правило, отмену судебных решений.

 

************************************************************

Правосудие составляет содержание судебной деятельности по решению юридически значимых дел, имеющих правовые последствия. Правосудие – функция реализации судебной власти, которая осуществляется судом путем рассмотрения и решения в судебном заседании гражданских, уголовных, административных, хозяйственных дел и применения норм права к спорному правоотношению.

ПРАВОСУДИЕ - форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел - об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. Осуществление П. судом осуществляется в установленном законом процессуальном порядке.

Справедливое решение дела, спора. Торжество правосудия. Искать правосудия.

 

Полномочия соответствующих органов по рассмотрению юридических дел с вынесением по ним юридически обязательных решений называется юрисдикцией. Пределы компетенции суда.

I) установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителям. Ю. определяется по различным признакам: вид и характер разрешаемых дел (преступления, проступки; имущественные споры и т.д.); территориальная их принадлежность (рассмотрение уголовного дела судом по месту совершения преступления, гражданского дела - по месту жительства ответчика); участвующие в деле лица (подсудность военнослужащих военным судам); 2) территория в подведомственности определенного органа власти; 3) отправление правосудия, а также иная деятельность государственных органов по рассмотрению споров, дел о правонарушениях и применению санкций.

ПОДСУДНОСТЬ - разграничение компетенции между судами по рассмотрению дел по первой инстанции. Различают подсудность: предметную (родовую) (по виду преступления или предмета и характера гражданского дела); территориальную (по месту совершения преступления или месту жительства ответчика); по связи дел (отнесение к ведению одного судавзаимосвязанных дел, напр. встречный иск рассматривается тем же судом, что и первоначальный), а также в уголовном процессе - персональную (подсудность по субъекту преступления).

Судопроизводство – это процессуальная деятельность судов относительно рассмотрения судебных дел и вынесения по ним решений.

СУДОПРОИЗВОДСТВО — урегулированная нормами процессуального права деятельность суда, участвующих в деле лиц и других участников процесса, а также органов исполнения судебных решений по разрешению юридических дел.

СУДОПРОИЗВОДСТВО (англ. court procedure, legal proceedings) - форма реализации судебной власти. В более узком смысле под С. понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ* судебная властьосуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного С. С. осуществляется наоснове состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, С. осуществляется с участием присяжных заседателей. Процессуальные правила С. определяются соответствующими процессуальнымикодексами - ГПК*, УПК*, АПК РФ*. Правила административного С. установлены соответствующими нормами КоАП*, конституционного - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

СУДОПРОИЗВО́ДСТВО, судопроизводства, мн. нет, ср. (юр.). Разрешение судебных дел по установленному порядку, судебный процесс.

 


[1] Издания, отмеченные таким значком, имеются в фондах библиотеки РАП.

1Даль В. Толковый словарь. Т.1.С.213; Словарь русского языка. М., 1989, Т.1. С.184.

[2] Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Зерцало-М, 2007. С.44.

2 Ш.Монтескье. Избранные произведения. М., 1995, С.289.

1.Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Указ. соч. С.47.

2 Судоустройство в Российской Федерации: учебное пособие для ВУЗов под ред. В.И.Швецова. М., 1995.

С.28.

[3] См.: подробнее Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации. – М.: РАП. ЭКСМО, 2008. С. 42

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1975.

2 См. подробнее. Правоохранительные органы: учебник / под ред. В.П.Божьева. - М.,Спарк, 2004. С.46-51,

Дмитриев Ю. А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы: учебник. - М., Эксмо, 2006. С.36-45;

.Савюк Л. К. Правоохранительные и судебные органы: учебник. - М., Юристъ, 2005. С.56-59.

[4] Воскобитова Л. А. Сущностные характеристики судебной власти: монография. Ставрополь, 2003. С. 80-137.

[5] См. подробнее главу 9.

[6] См. подробнее главу 4.

[7] См.: Верховному Суду Российской Федерации 85 лет. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, № 3, с.5.

1 Абросимова Е.Б. Конституционные основы судебной власти в зарубежных странах. Конспект лекций.

Тверь. 2000. С.5

[8] См. подробнее раздел 1.3

[9] См. подробнее главу 9.

[10] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1975.

[11] СЗ РФ. 2004. № 34. Ст.3528.