Оценка дорожных транспортных средств.

Оценка выполнена в соответствие с Методикой товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств, утвержденная приказом Министерства юстиции Украины, Фонда государственного имущества Украины от 24.11.2003г. №142/5/2092.

Согласно указанной Методике дорожное транспортное средство (ДТС) – это транспортное средство, предназначенное для эксплуатации преимущественно на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий и сконструированное в соответствии с их нормами.

Оцениваемые объекты относится к ДТС и являются прицепами. Прицеп – это транспортное средство без собственного источника энергии, которое полностью опирается на дорогу колесами, предназначенное для перевозки пассажиров и (или) грузов и приспособленное для буксирования автомобилем.

Основным при определении рыночной стоимости ДТС является сравнительный подход.

Сравнительный подход базируется на анализе цен продажи (предложения) ДТС, идентичных или аналогичных оцениваемому, на первичном или вторичном рынках, с соответствующим корректированием, которое учитывает отличия между объектами сравнения и объектом оценки. Под первичным имеется в виду рынок новых ДТС, под вторичной – рынок ДТС, которые находилось в пользовании.

Для определения стоимости по сравнительному подходу используются статистически усредненные ценовые данные ДТС, которые были отчуждены в Украине, при условиях, которые отвечают содержанию и понятию "рыночная стоимость", то есть базируются на данных открытого рынка ДТС и сведенные в справочниках, к которым выдвигаются требования относительно научности, объективности, объемности информации.

Наиболее точным методом сравнительного подхода к оценке ДТС является метод, основанный на анализе цен идентичных ДТС. Этим методом стоимость определяется на базе средней цены продажи (предложения) идентичного ДТС с соответствующим сроком эксплуатации. Дальнейшее корректирование учитывает различие по пробегу, комплектности, укомплектованности, техническому состоянию объекта сравнения и объекта оценки.

В случае невозможности определение стоимости ДТС с учетом цен идентичных объектов допускается использование метода, основанного на анализе цен аналогичных транспортных средств. Этим методом стоимость ДТС определяется по ценовым данным аналогичных, но не идентичных ДТС, с надлежащим или скорректированным сроком эксплуатации. Дальнейшее корректирование стоимости учитывает разность между пробегом, комплектностью, укомплектованностью, техническим состоянием объекта сравнение и объекта оценки.

Корректировки, которые применяются в сравнительном подходе, принимаются в виде коэффициента (процента) к средней цене ДТС или в виде денежной суммы, которая прибавляется или высчитывается из этой цены; а также комбинирование указанных способов.

Для определения стоимости оснащения (с учетом ремонтных работ по его монтажу) специальных, специализированных и переоборудованных ДТС допускается использование метода мультипликаторов. Этим методом стоимость определяется на базе расчета соотношений стоимостей установленного оснащения аналогичных транспортных средств с величиной определяющего технического параметра, который обуславливает стоимость специального или специализированного транспортного средства (грузоподъемность, мощность и др.).

Для определения стоимости составляющих ДТС, в случае отсутствия ценовой информации дилера производителя ДТС, допускается использование соответствующим данным, полученным обследованием рынка региона.

Для оценки специальных, специализированных ДТС, в случае невозможности применение сравнительного подхода, применяется комбинированный затратно-сравнительный подход, основанный на использовании информации о стоимости базового ДТС с добавлением стоимости специального или специализированного оснащения с учетом стоимости работ по его монтажу.

Комбинированный затратно-сравнительный подход применяется для определения стоимости ДТС, которые имеют повреждение или разукомплектованы.

В случае оценки ДТС, изготовленных индивидуально, их стоимость определяется на базе калькуляции затрат на изготовление ДТС, с дальнейшим корректированием с применением сравнительного подхода.

В отдельности затратный подход применяется для определения стоимости восстановительного ремонта ДТС и стоимости материального ущерба, причиненного собственнику ДТС.

Основные методы затратного подхода, которые используются для оценки ДТС:

- калькуляция затрат на переоборудование ДТС;

- калькуляция затрат на восстановление поврежденных или разукомплектованных ДТС и их составляющих;

- калькуляция затрат на индивидуальное изготовление ДТС;

- калькуляция затрат на демонтаж трудоспособных составляющих в случае определения утилизационной стоимости ДТС.

Физический износ обуславливается ухудшением технического состояния ДТС вследствие эксплуатационного износа его составляющих. Физический износ учитывается как потеря стоимости ДТС, которое возникает в процессе его эксплуатации.

Физический износ может рассчитываться в виде коэффициента физического износа составляющих в зависимости от технического состояния ДТС, которое отображает взаимосвязь условий эксплуатации и технического состояния ДТС со стоимостью его составляющих.

Физический износ может также определяться путем учета влияния на ухудшение технического состояния ДТС полученных и устраненных повреждений.

Физический износ неисправного ДТС (его составляющих) или бывшего в пользовании, подлежит устранению при условиях технологической возможности и экономической целесообразности их восстановления, которое учитывается во время оценки. Замена составляющих частей ДТС предполагается в случае, если их физический износ не может быть устранен.

Функциональный износ ДТС определяется с помощью коэффициента функционального износа, который характеризует степень снижения уровня функциональных, потребительских характеристик оцениваемого ДТС относительно ДТС, которое изготавливается тем же самым производителем на дату оценки.

Коэффициентом рынка региона учитывается уровень цен продажи и текущих цен предложения продажи в данном регионе относительно к ценам из справочной литературы.

Доходный подход во время оценки отделенных ДТС не используется.

Оценка ДТС осуществляется преимущественно с применением базы оценки, которая отвечает рыночной стоимости.

Рыночная стоимость ДТС учитывает его комплектность, укомплектованность и фактическое техническое состояние, срок эксплуатации, величину пробега, условия, в которых он эксплуатировался (хранился), особенности конъюнктуры рынка региона.

Определение стоимости ДТС на территории Украины проводиться на основании их цен продажи и текущих цен предложения, которые указаны в отечественных справочниках. Указанные цены представляют собой статистически усредненные ценовые данные ДТС, которые были отчуждены в Украине в соответствии с условиями, отвечающим содержанию и понятию "рыночная стоимость".

Использование зарубежной справочной литературы допускается в случае отсутствия нужной информации в отечественных справочниках.

Основным методом в рамках сравнительного подхода является метод, основанный на анализе цен идентичных ДТС.

Корректировка рыночной стоимости ДТС, полученной с применением сравнительного подхода, осуществляется по общей формуле

где - рыночная стоимость, грн.;

- средняя рыночная цена ДТС, грн;

- процент дополнительного увеличения (уменьшения) рыночной стоимости ДТС, который зависит от условий его хранения, использования и т.п., %. Этот показатель определяется на основании данных таблиц приложения 5 к Методике.

- дополнительное увеличение (уменьшение) рыночной стоимости ДТС, исходя из его комплектности, укомплектованности, повреждений, восстановления и обновления составляющих, грн;

- коэффициент корректировки рыночной стоимости ДТС по величине пробега, %.

Средняя рыночная цена ДТС – это величина, которая определяется статистическими методами, эквивалентная наиболее вероятной стоимости продажи (предложения к продаже), совокупности ДТС определенной модели с соответствующим сроком эксплуатации на определенный момент времени, в конкретном регионе или местности с соблюдением требований, которые отвечают понятию "рыночная стоимость".

Определение для ДТС базируется на справочных ценовых данных продажи на подобное имущество. для ДТС определяется на базе средней цены продажи (предложения) идентичного ДТС по формуле

где - цена ДТС, бывшего в пользовании, с учетом срока его эксплуатации по информации из справочной литературы приложения 8 Методики. Если в справочной литературе приводятся цены продажи и цены предложения, то в соответствии с принципом замещения значение должно равняться цене продажи ДТС;

- стоимостной эквивалент суммы налогов во время таможенного оформления в соответствие с действующим законодательством;

- коэффициент рынка региона, который учитывает уровень цен продажи и текущих цен предложения к продаже в данном регионе относительно цен из справочной литературы. Значение коэффициента рынка принимается на основании информации периодического справочника "Бюллетень автотовароведа".

Стоимостной эквивалент суммы налогов во время таможенного оформления учитывается в случае принятия цены ДТС из отечественной справочной литературы или по ценам дилеров заводов-производителей Украины.

Для ДТС, не зарегистрированных в Украине, величина М в случае определения рыночной стоимости не учитывается. Значение М рассчитывается таким же образом, как и налоги во время таможенного оформления, в соответствии с действующим законодательством Украины.

В случае невозможности определение рыночной стоимости ДТС с применением средней цены продажи (предложения) идентичного, ДТС используется метод, основанный на анализе цен аналогичных транспортных средств.

При использовании в качестве аналогичного транспортного средства нового ДТС средняя рыночная цена определяется по формуле:

где - цена нового ДТС в Украине или в ведущих странах-экспортерах по информации из справочной литературы;

- коэффициент функционального износа ДТС;

- процентный показатель рыночной стоимости ДТС, %.

Коэффициент функционального износа Кз характеризует степень снижения уровня функциональных характеристик оцениваемого ДТС и представляет собой отношение цены ДТС, снятого с производства, к цене ДТС с базовой комплектностью, которая выпускается тем же производителем на дату оценки. Значение Кз для отдельных транспортных средств приведенные в приложении 3 к Методике.

Величина процентного показателя рыночной стоимости ДТС, который находился в пользовании, является переменной в зависимости от срока эксплуатации расчетной процентной составляющей стоимости и определяется по такому соотношению:

Если определить Г данным соотношением невозможно, то его значение принимается из соответствующих таблиц приложения 1 к Методике.

Процентный показатель рыночной стоимости ДТС не может быть меньшее 4%, если автомобиль находится в исправном техническом состоянии.

Г не учитывает фактического технического состояния ДТС и отклонений от его нормативного пробега.

Коэффициент корректирования рыночной стоимости ДТС по величине пробега Гк учитывает отличия между фактическим и нормативным пробегом оцениваемого ДТС. Значение Гк принимается на основании рекомендаций, приведенных в справочнике, по которому вычисляется стоимость ДТС. В случае отсутствия таких рекомендаций используется формула (3.3), а значение Гк принимается из таблиц приложений 1 к Методике.

Гк не применяется для прицепов, полуприцепов, специальных дорожных транспортных средств, строительной и сельскохозяйственной техники.

Для определения стоимости ДТС, его составляющих, а также для составления калькуляции восстановительного ремонта в исключительных случаях (из-за отсутствия необходимых справочных данных) допускается использование соответствующих стоимостных данных аналогичных транспортных средств.

Подбор аналога ведется за нижеследующими факторами:

- грузовые автомобили, тягачи: тип кузова (общего назначения или специализированный), грузоподъемность, колесная формула, расположение кабины и двигателя относительно осей, тип двигателя (бензиновый, дизельный и т.п.), мощность двигателя, рабочий объем двигателя, габаритные размеры, комплектность, год изготовления;

- прицепы, полуприцепы: тип кузова по назначению, грузоподъемность (пассажировместимость), колесная формула, полная масса, полезный объем кузова, наличие тента, материал изготовления кузовных элементов, габаритные размеры, год изготовления;

- легковые автомобили, внедорожные легковые автомобили: тип кузова (седан, универсал и т.п.), назначение (дорожные, внедорожные), тип двигателя (бензиновый, дизельный и т.п.), рабочий объем двигателя, привод тяговых колес (переднеприводные, заднеприводные, полноприводные), тип коробки передач, габаритные размеры, комплектность, количество двери, год изготовления;

- автобусы: назначение (городского, пригородные, междугородные, общего назначения), пассажировместимость, длина, тип двигателя (бензиновый, дизельный и т.п.), мощность двигателя, рабочий объем двигателя, комплектность, год изготовления;

- мототехника: год изготовления, назначение, тип рамы, рабочий объем двигателя, число цилиндров, число тактов двигателя, габаритные размеры;

- сельскохозяйственная и лесохозяйственная техника, специальный подвижной состав: год изготовления, назначение, характеристики специального оснащения, базовое шасси, тип двигателя, мощность двигателя, рабочий объем двигателя, габаритные размеры.

Для подбора аналога преимущественно следует выбирать транспортные средства одного и того же производителя (страны-производителя).

Год изготовления аналога должен отличаться от года изготовления оцениваемого ДТС не более чем на 5 лет.

Аналог считается подобранным, если отклонение факторов по каждой сравниваемой характеристике, которая имеет числовое выражение, не превышает 5%. Другие функциональные характеристики должны совпадать.

Если это условие не выполняется, цена принимается как среднее арифметическое значение нескольких наиболее близких аналогов.

Дополнительное увеличение (уменьшение) рыночной стоимости ДТС, исходя из его комплектности, укомплектованности, повреждений, восстановление и обновление составных определяется по формуле

где - величина увеличения стоимости ДТС в случае обновления его составляющих, грн;

- величина корректирования стоимости ДТС в зависимости от его комплектности, грн;

- стоимость восстановительного ремонта с учетом коэффициента физического износа ДТС, грн.;

- величина потери товарной стоимости ДТС, грн.

Особенностью оценки железнодорожного подвижного состава является:

- оценка износа методом стадии ремонтного цикла, если объект оценки эксплуатируется в соответствие с системой планово-предупредительного ремонта;

- возможность применения доходного подхода при наличии развитого рынка аренды подвижного состава.


[1] терминология Положения (стандарта) бухгалтерского учета 3 "Отчет о финансовых результатах"