Определение сметной стоимости строительства

Сметная стоимость строительства, которое определяется в составе инвесторской сметной документации, используется для планирования капитальных вложений, финансирования строительства, проведения тендеров.

Сметная стоимость, которая определяется по локальным сметам, содержит в себе прямые и общепроизводственные затраты.

Прямые затраты учитывают в своем составе заработную плату рабочих, стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов и материалов, изделий, конструкций. Они определяются в локальных сметах путем умножения определенного по ресурсным элементным сметным нормам количества ресурсов на соответствующие текущие цены этих ресурсов.

Текущие цены на трудовые и материально-технические ресурсы в инвесторской сметной документации принимаются по исходным данным заказчика или, по его поручению, из других источников (в том числе по усредненным данным Госстроя).

Сметная заработная плата (основная и дополнительная), которая приводится в прямых затратах в локальных сметах, высчитывается в отдельности для рабочих-строителей и монтажников, рабочих, занятых на управлении и обслуживании строительных машин и механизмов, и рабочих, занятых на управлении и обслуживании автотранспортных средств при перевозке грунта и строительного мусора. Расчет сметной заработной платы выполняется на основании нормативно-расчетных трудозатрат и стоимости человеко-часа, которая отвечает среднему нормативному разряду работ для звена рабочих-строителей, монтажников и среднему нормативному разряду звена рабочих, занятых на управлении и обслуживании строительных машин и механизмов.

Сметная стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов, занятых в строительном производстве, в прямых затратах определяется исходя из нормативного времени их работы, необходимого для выполнения установленного объема строительных и монтажных работ, и стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов за единицу времени их применения (машино-час) в текущих ценах.

В стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов в том числе отмечается заработная плата рабочих, занятых на управлении и обслуживании строительных машин и механизмов.

Стоимость машино-часа в текущих ценах рассчитывается на основании трудовых и материальных ресурсов, приведенных в Ресурсных сметных нормах эксплуатации строительных машин и механизмов, и текущих цен на них с добавлением амортизационных отчислений на полное восстановление строительных машин и механизмов, стоимости материальных ресурсов на замену частей, которые быстро отрабатываются, ремонт и техническое обслуживание, перебазирование, а также налога с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

Время использования рабочими-строителями и монтажниками механизированного производственного орудия (горелки газопламенные, вибраторы поверхностные, машины мозаично-шлифовальные, машины электрозачищающие, трамбовки пневматические и т.п.) включено в нормы трудозатрат рабочих-строителей и монтажников и выделены в ресурсных элементных сметных нормах для расчета стоимости энергоносителей, смазочных материалов и гидравлической жидкости, которая учитывается в составе прямых затрат на материальные ресурсы.

Амортизационные отчисления, затраты на ремонт и перемещение механизированного производственного орудия учтены в составе общепроизводственных затрат.

Сметная стоимость строительных материалов, изделий и конструкций в прямых затратах определяется на основании нормативной потребности в них, рассчитанной исходя из объемов работ, предусмотренных рабочими чертежами, и соответствующих текущих цен.

Текущие цены на материалы для строительства определяются франко-приобъектный склад строительной площадки и на установленную единицу измерения учитывают такие элементы стоимости:

- отпускную цену;

- стоимость тары, упаковки и реквизита;

- стоимость транспортирования и грузовых работ (калькуляция или усредненные нормы Госстроя);

- заготовительно-складские затраты.

Заготовительно-складские затраты рассчитываются по процентам, рекомендованным Госстроем, к сметной стоимости материалов франко-приобъектный склад и являются лимитом средств на возмещение этих затрат подрядчикам:

- для строительных, санитарно-технических и электротехнических материалов, изделий и конструкций - 2 процента;

- для металлических конструкций - 0,75 процента.

В сметной стоимости строительства учитываются средства на возведение и разборку временных зданий и сооружений, необходимых для проведения строительно-монтажных работ, а также для обслуживание работников строительства в границах строительной площадки, с учетом возможности приспособление и использование для потребностей строительства существующих и нововыстроенных зданий и сооружений постоянного типа.

К временным зданиям и сооружениям относятся производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для выполнения строительно-монтажных работ и обслуживание работников строительства, которые специально строятся или приспосабливаются на период строительства.

Временные здания и сооружения делятся на титульные и нетитульные.

Средства на строительство титульных временных зданий и сооружений включаются в главу "Временные здания и сооружения" ССР. Размер упомянутых средства определяется или калькуляционным методом по данным проекта организации строительства, или по усредненным процентным показателями, которые предоставляются Госстроем.

Затраты на сооружение, сборку, разборку, амортизацию, текущий ремонт и перемещение нетитульных временных зданий и сооружений учитываются в общепроизводственных затратах.

В сметной стоимости строительства учитываются средства на дополнительные затраты при выполнении строительно-монтажных работ:

- в зимний период под открытым небом и в помещениях, которые не обогреваются, при температуре внешнего воздуха низший 0 град. C;

- в летний период под открытым небом при температуре внешнего воздух более чем +27 град. C.

Размер средства определяется по усредненным показателям, которые предоставляются Госстроем.

Усредненные показатели зимних удорожаний стоимости СМР рассчитанны по видам строительства и выраженные в процентах от стоимости строительно-монтажных работ по итогом глав 1-8 ССР. Эти показатели являются среднегодовыми и учитывают все дополнительные затраты, связанные с осложнением выполнения работ в зимний период, в том числе:

1. Дополнительные факторы и затраты труда, которые влияют на снижение производительности работы:

2. Дополнительные работы и затраты, вызванные методами выполнения строительно-монтажных работ, которые применяются при минусовое температуре внешнего воздуха:

3. Дополнительные затраты, вызванные потерями отдельных материалов при выполнении работ в зимний период;

4. Дополнительные затраты, связанные с временным отоплением:

Определенный за усредненными показателями размер средства являются лимитом на возмещение подрядчику указанных затрат только при выполнении работ в зимний период.

Дополнительные затраты при выполнении строительно-монтажных работ в летний период под открытым небом при температуре внешнего воздух более чем +27 град. определяются по усредненному процентному показателю, который составляет 0,35% от стоимости строительно-монтажных работ по итогам глав 1-8 ССР. Эти средства являются лимитом заказчика для доплат подрядчику только при выполнении работ при указанных условиях.

Сметная прибыль – это средства, которое учитывают экономически обоснованную величину прибыли подрядной организации от выполнения строительных и монтажных работ.

Размер сметной прибыли зависит от вида строительства, технической и технологической сложности строения, сроков строительства, условий его финансирования и т.п. Определенный на основании анализа этих факторов размер сметной прибыли согласуется с заказчиком.

По объектам, строительство которых осуществляется с привлечением бюджетного средства или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности, размер сметной прибыли принимается с учетом рекомендованных Госстроем по согласованию с Минэкономики усредненных показателей (приложение 12), выраженных в гривнах в расчете на один человеко-час общей сметной трудоемкости.

Средства на покрытие административных затрат строительно-монтажных организаций предназначенные на возмещение административных затрат, которые относятся к строительно-монтажных работам.

Размер этих средств принимается с учетом рекомендованных Госстроем усредненных показателей, выраженных в гривнах в расчета на один человеко-час общей сметной трудоемкости.

Средства на покрытие риска всех участников строительства предназначенные на возмещения:

- увеличение стоимости объемов работ и затрат, характер и методы выполнения которых не могут быть точно определены при проектировании и уточняются при определении производителя работ (проведении тендера) или в процессе строительства;

- увеличение стоимости строительства, вызванного изменением государственных стандартов на отдельные материалы, изделия, конструкции, оборудование и т.п.

Размер этих средств зависит от стадии проектирования, вида строительства и сложности строения и определяется процентом от итогу глав 1-12 ССР.

Средства на покрытие дополнительных затрат, связанных с инфляционными процессами, предназначенные на возмещение увеличения стоимости трудовых и материально-технических ресурсов, вызванное инфляцией, которая может состояться как в начале строительства, так и в течение его.

Эти средства определяются путем экспертной оценки, исходя из отраслевой принадлежности строения, сроков строительства, прогнозного уровня инфляции и соответствующих показателей относительно изменения стоимости трудовых и материально-технических ресурсов в строительстве, которые будут предоставляться Госстроем ежеквартально.

Средства на страхование рисков заказчика в строительстве включаются в сведенный сметный расчет стоимости строительства по его решению в обоснованном размере, но не более чем два процента от общей сметной стоимости строительства от итога глав 1-12 ССР.

В ССР стоимости строительства включаются установленные действующим законодательством налоги, сборы, обязательные платежи, не учтенные в ССР. Размер этих затрат определяется исходя из норм и базы для их начисления, установленных соответствующими постановлениями Правительства.

 

Правила определения общепроизводственных
и административных затрат

Общепроизводственные затраты – это затраты строительно-монтажной организации, которые включаются в производственную себестоимость строительно-монтажных работ.

Административные затраты строительно-монтажной организации, которые учитываются в стоимости строения (объекта), - это общехозяйственные затраты, направленные на обслуживание и управление строительно-монтажной организацией, которые не включаются в себестоимость строительно-монтажных работ. Указанные затраты включаются в стоимость строительно-монтажных работ по строительному контракту пропорционально базы распределения, которая избирается строительно-монтажной организацией самостоятельно (себестоимость соответствующего объекта затрат, прямые затраты и т.п.).

Для расчета общепроизводственных затрат они группируется в 3 блока:

- средства на заработную плату работников;

- отчисление на социальные мероприятия в соответствии с законодательством;

- остальные стати ОП затрат.

Средства на заработную плату работников рассчитываются исходя из трудозатрат работников и соответствующей стоимости человеко-часа.

В инвесторских сметах трудозатраты работников определяются по формуле:

где - трудозатраты работников по общепроизводственным затратам;

- нормативно-расчетная сметная трудоемкость работ, которые предполагаются в прямых затратах, которая учитывает трудозатраты рабочих, занятых на строительно-монтажных роботах и на управлении и обслуживании строительных машин и механизмов

К - усредненный коэффициент перехода от нормативно-расчетной сметной трудоемкости работ, которые предполагаются в прямых затратах, к трудозатратам работников по общепроизводственным расходам.

При определении средств на заработную плату на стадии составления инвесторской сметы стоимость человеко-часа принимается в размере, рекомендованном Госстроем для строительства, по пятому разряду на выполнение работ.

В инвесторских сметах усредненный коэффициент перехода от нормативно-расчетной сметной трудоемкости работ в прямых затратах, к трудозатратам по ОП затратам принимается в размерах, рекомендованных Госстроем.

Отчисление на социальные мероприятия определяются исходя из норм, установленных законодательством, и сметной заработной платы рабочих, занятых на строительно-монтажных роботах и на управлении и обслуживании строительных машин и механизмов; работников по ОП расходам.

На стадии составления инвесторской сметной документации средства на покрытие остатка статей ОП затрат рассчитываются исходя из нормативно-расчетной сметной трудоемкости работ, которые предполагаются в прямых затратах, и усредненных показателей для определения средств на покрытие остатка статей ОП затрат, вычисленных в денежном выражении на человеко-час указанной трудоемкости.

Эти показатели предоставляются Госстроем.

Средства на покрытие остатка статей ОП затрат определяются по формуле:

где - средства на покрытие остатка статей ОП затрат, грн.;

- усредненный показатель для определения средств на покрытие остатка статей ОП затрат, грн./чел.-час.

В инвесторской сметной документации средства на покрытие административных затрат строительно-монтажных организаций определяются на основании усредненных показателей, предоставленных Госстроем, которые учитывают эти затраты в части, которая относится к строительно-монтажных работ, и могут уточняться на стадии согласование договорной цены.

При уточнении размера этих затрат не учитываются административные затраты, связанные с затратами на сбыт и другими операционными затратами строительно-монтажной организации.