Разновидности бюрократической организационной структуры.
§ Линейная организационная структура применяется для небольших предприятий, занимающихся однородной деятельностью.
Проектирование такой структуры происходит при вертикальном разделении труда.
Достоинства линейной организационной стру-ктуры:
1. Проста и понятна.
2. Экономична
3. Принцип единоначалия
4. Каждый сотрудник имеет определенный уровень личной ответственности
Недостатки:
1. Чрезмерная перегруженность первого руководителя, выполнение широкого круга задач
2. Возникает проблема взаимозаменяемости сотрудников
§ Функциональная организационная структураприменима для более крупных предприятий, осуществляющих в основном однородную деятельность. Проектирование такой структуры происходит на основе горизонтального разделения труда.
Достоинства:
1. Позволяет профессионально решать возникающие проблемы
2. Более равномерное распределение нагрузки
3. Возможен более своевременный контроль за работой функциональных подразделений
Недостатки:
1. Необходимость в постоянной координации деятельности в структурных подразделениях
2. Потеря оперативности в решении производственных проблем
3. Раздувание штата управленческих работников, что не всегда ведет к повышению эффективности предприятия
§ Линейно-функциональная организационная структура
§ Дивизиональная организационная структура предполагает дополнительную специализацию деятельности, за счёт которых появляется возможность принятия управленческих решений на уровне крупных структурных подразделений.
В зависимости от принципа специализации может быть три разновидности дивизиональных структур:
1. Дивизиональная продуктовая организационная структура (используется для крупных предприятий, выпускающих широкий ассортимент продукции).
2. Дивизиональная организационная структура, ориентированная на группы потребителей. Такая структура применима для крупных организаций, ориентированных в сбыте продукции на разные сегменты рынка, т.е. на специфические запросы потребителей.
3. Дивизиональная организационная структура региональная, используется для крупных предприятий, ориентированных в своей деятельности на различные регионы.