Массовая коммуникация как социальный феномен.

В условиях усложнения жизни и ускорения ритмов, революции в области средств массовой информации, расширения международных политических контактов, интеграции мировой экономики и финансов, охвативших современное мировое сообщество, всё большее значение приобретает коммуникация.

Массовая коммуникация - это процесс распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории и тем самым охватывают не отдельных индивидов, а именно массы. С этой точки зрения средства массовой информации можно рассмотреть, как канал формирования массового сознания.

Современные средства массовой информации не знают в принципе никаких границ своего действия - ни демографических, ни социальных, ни национальных и государственных. В этом смысле СМИ, обеспечивая не только снабжение населения информацией, но и взаимосвязанность, взаимозависимость народов и культур, служат средством формирования целостного представления о мире.

Коммуникация все больше усложняется, становясь мощным действенным средством организующей силой, оказывающей влияние на все сферы жизнедеятельности общества. [1, 3]

 

2. Функции массовой коммуникации.

Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций, так как, именно, в массовой коммуникации, являющейся средством общения больших социальных групп, ярко выражена социальная направленность. Содержание социальных функций массовой коммуникации определяется конкретными социально-психологическими условиями и зависит в первую очередь от интересов тех классов, тех социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации. В основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы.

Социальные функции:

1. Распространение знаний о действительности, информирование.

2. Социальный контроль и управление.

3. Интеграция общества и его саморегуляция.

4. Формирование общественного мнения.

5. Идейно-воспитательная функция.

6. Реализация социальной активности членов общества.

7. Распространение культуры.

8. Развлечение.

Наряду с социальными функциями выделяют и социально-психо-логические. Основу этих функций составляют социально-психологические потребности аудитории в целом и отдельных, входящих в неё групп. По мне-нию Н. Н. Богомоловой, главные из них:

1. Функция социальной ориентировки человека и группы. В социальном мире реализуется при участии создания общественного мнения и в соответствующей разработке стратегии поведения в различных социальных ситуациях.

2. Функция аффиляции, социальной идентификации, то есть создание у человека чувства приобщения к группе, сопричастности с ней.

3. Функция контакта с другим человеком. Связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Следует отметить и другие формы проявления контакта: отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем в редакции; массовая коммуникация может в отдельных случаях заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации.

4. Функция самоутверждения. Проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп.

Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологическими:

1. Утилитарная. Выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы.

2. Функция эмоциональной разрядки. Осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного порядка. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятие напряжения. Но в определённых условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода “наркотическое воздействие”, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.

Проблема классификации функций массовой коммуникации является весьма сложной и здесь ещё не сложилась общепринятая модель, более того, некоторые из функций, считавшиеся ранее основными, сегодня уходят в тень, другие возникают.[1, 3]

 

3. Особенности общения в условиях массовой коммуникации.

Массовая коммуникация, как разновидность человеческого общения, безусловно, обладает определёнными специфическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на сам процесс общения и на его структурные компоненты:

1. Информация, передаваемая через СМИ, является всегда организованной. В противоположность межличностному общению, где в зависимости от обстоятельств присутствуют и стихийные, и спонтанные и организованные формы.

Массовая коммуникация не может существовать вне организованных форм, как бы разнообразны они ни были.

2. Институциональный характер массовой коммуникации. Деятельность средств массовой коммуникации организуется и управляется специальными учреждениями – редакциями, газетами, телевидением, кото-рые реализуют интересы той или иной группы.

3. Отсутствием непосредственного контакта между коммуникатором и аудиторией. Источник передачи информации лишён немедленной возможности узнать о своём воздействии, о том, принята или отвергнута переданная им информация.

4. Повышенная требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения. Передаваемые сообщения должны быть максимально четкими и понятыми для самой широкой аудитории.

5. Особая роль коммуникатора. Коммуникатором выступает целый коллектив участников и создателей текста (передач, репортажей и пр.). Информация получаемая человеком через СМИ, пропущена через личность подающего эту информацию, т.е. образ социального мира в каком-то смысле. [1,3]

4.Психологические эффекты массовых информационных процессов

Психологические эффекты являются показателем социально-психологических функций. Их разработка является одной из актуальных теоретических и прикладных задач социальной психологии массовой коммуникации.

Психологические эффекты:

1. Утилитарный эффект (разрешение различных жизненных проблем).

2. Престижный эффект (удовлетворение от информации, поддержива-ющей цели и ценности социальной группы, к которой принадлежит реципи-ент).

3. Эффект усиления позиции (поддержка во мнении по спорному вопросу).

4. Эффект удовлетворения познавательного интереса.

5. Эмоциональный эффект (удовлетворение от эмоциональной разря-дки).

6. Эстетический эффект (радость эстетического обогащения).

7. Эффект комфорта (удовлетворение от психологического комфорта). [3]