Понятие и классификация учетных регистров
Информация, содержащаяся в документах, требует дальнейшей регистрации. Для этой цели используют учетные регистры – носители упорядоченной информации. Учетными регистрами могут быть бухгалтерские книги (Главная книга), карточки (производственные карточки), сводные листы (т.е. платежные и расчетные ведомости и другие). Учетные регистры могут быть сформированы на бумажных носителях, например, напечатаны на компьютере, и могут быть записаны на технических носителях – дискетах, дисках.
Формы бухгалтерских регистров утверждает руководитель. Они должны содержать следующие обязательные реквизиты:
-наименование регистра;
- название организации;
- даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
-хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
- величина денежного измерения объектов учета с указанием единицы измерения;
-наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра ,с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих граждан
Таким образом, учетная регистрация – это запись сумм хозяйственных операций в учетных регистрах.
Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Отражение хозяйственных операций на счетах БУ называется систематической записью (регистрацией). Наряду с систематической записью применяют хронологическую запись – т.е. регистрацию хозяйственных операций в той последовательности, в которой они совершаются. В хронологическом порядке ведутся регистрационные журналы, кассовые книги, что обеспечивает контроль над полнотой учета всех хозяйственных операций. Таким образом, регистры БУ предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, отражаемой на счетах БУ и в бухгалтерской отчетности. Правильность отражения хозяйственных операций в БУ обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров БУ должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
В случае, если в организации возникают существенные различия в порядке ведения бухгалтерского и налогового учета, учетной политикой может быть предусмотрены разработка и утверждение налоговых учетных регистров, цель которых – формирование учетной информации для определения налоговой базы.
Таблица 8.
Классификация учетных регистров.
Классификационный признак | Группы регистров | Примеры |
Внешний вид | Книги Карточки Листы | Кассовая книга Карточка учета материалов Расчетная ведомость |
Название | Хронологические Систематические | Регистрационный журнал Журнал-ордер |
Степени обобщения информации | Синтетические Аналитические | Главная книга Инвентарная карточка учета основных средств |
Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и способом «красное сторно». Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов и не повлияла еще на итоги учетных записей.
Ошибочную запись зачеркивают и над зачеркнутым пишут правильный текст. Зачеркивание проводят тонкой линией. Исправление ошибки в учетных регистрах подтверждается подписью лица, производящего исправление, а в документах – подписями лиц, подписавших документ. Оговорку об исправлениях делают на полях или в конце страницы, записывая в ней «Исправлено» и правильную информацию.
Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная проводка, но сумма по ней меньше правильной. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и ошибочной суммами составляют дополнительную бухгалтерскую проводку.
Способ «красное сторно» применяется, когда ошибка обнаружена после подтверждения итогов в учетных регистрах и заключается в неправильной корреспонденции счетов. На неправильную бухгалтерскую проводку и сумму делают точно такую же запись только со знаком storno или красным цветом для ее вычитания. Затем делается правильная запись.