Понятие и классификация учетных регистров

 

Информация, содержащаяся в документах, требует дальнейшей регистрации. Для этой цели используют учетные регистры – носители упорядоченной информации. Учетными регистрами могут быть бухгалтерские книги (Главная книга), карточки (производственные карточки), сводные листы (т.е. платежные и расчетные ведомости и другие). Учетные регистры могут быть сформированы на бумажных носителях, например, напечатаны на компьютере, и могут быть записаны на технических носителях – дискетах, дисках.

Формы бухгалтерских регистров утверждает руководитель. Они должны содержать следующие обязательные реквизиты:

-наименование регистра;

- название организации;

- даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;

-хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

- величина денежного измерения объектов учета с указанием единицы измерения;

-наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

- подписи лиц, ответственных за ведение регистра ,с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих граждан

Таким образом, учетная регистрация – это запись сумм хозяйственных операций в учетных регистрах.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Отражение хозяйственных операций на счетах БУ называется систематической записью (регистрацией). Наряду с систематической записью применяют хронологическую запись – т.е. регистрацию хозяйственных операций в той последовательности, в которой они совершаются. В хронологическом порядке ведутся регистрационные журналы, кассовые книги, что обеспечивает контроль над полнотой учета всех хозяйственных операций. Таким образом, регистры БУ предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, отражаемой на счетах БУ и в бухгалтерской отчетности. Правильность отражения хозяйственных операций в БУ обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров БУ должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

В случае, если в организации возникают существенные различия в порядке ведения бухгалтерского и налогового учета, учетной политикой может быть предусмотрены разработка и утверждение налоговых учетных регистров, цель которых – формирование учетной информации для определения налоговой базы.

Таблица 8.

 

Классификация учетных регистров.

 

Классификационный признак Группы регистров Примеры
Внешний вид Книги Карточки Листы Кассовая книга Карточка учета материалов Расчетная ведомость
Название Хронологические Систематические Регистрационный журнал Журнал-ордер
Степени обобщения информации Синтетические Аналитические Главная книга Инвентарная карточка учета основных средств

 

Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и способом «красное сторно». Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов и не повлияла еще на итоги учетных записей.

Ошибочную запись зачеркивают и над зачеркнутым пишут правильный текст. Зачеркивание проводят тонкой линией. Исправление ошибки в учетных регистрах подтверждается подписью лица, производящего исправление, а в документах – подписями лиц, подписавших документ. Оговорку об исправлениях делают на полях или в конце страницы, записывая в ней «Исправлено» и правильную информацию.

Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная проводка, но сумма по ней меньше правильной. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и ошибочной суммами составляют дополнительную бухгалтерскую проводку.

Способ «красное сторно» применяется, когда ошибка обнаружена после подтверждения итогов в учетных регистрах и заключается в неправильной корреспонденции счетов. На неправильную бухгалтерскую проводку и сумму делают точно такую же запись только со знаком storno или красным цветом для ее вычитания. Затем делается правильная запись.