ИНКВИЗИЦИЯ

Севилья, XVI век. Иисус Христос снова пришел на землю и творит чудеса. Его арестовывают. Великий инквизитор лично допрашивает узника: «Почему Ты пришел нам мешать?» Ответа он не получает.

Среди других обвинений Инквизитор говорит Христу, что тот увлек людей по ложному пути, даровав им свободную волю. Человек по природе — бунтарь, и при возможности выбора он всегда выберет путь в ад. Ради их же блага, убеждает Инквизитор, людей надо лишить свободы и спасти их души. «Разве Ты забыл, что безмятежный разум и безмятежная смерть дороже Человеку, чем свобода познания Добра и Зла?»

Инквизитор утверждает, что на его стороне и факты истории. Люди слишком слабы, чтобы противостоять искушениям. Они не в состоянии исполнить заветы Христа и за 1500 лет погрязли в грехах и страданиях. «Ты обещал им хлеб небесный, но в глазах слабых, порочных и темных людей разве может он сравниться с хлебом земным? Мы гуманнее Тебя».

Инквизитор обвиняет Христа, что Он не ответил на вызов дьявола и не доказал свою Божественность, не смог выдержать испытания Тайны, Чуда и Власти. Папы, на деле, тайно встали на сторону дьявола: «Мы были с ним, а не с Тобой в течение восьми столетий», — признается Инквизитор, имея в виду схизму православия и католичества.

С горечью предсказывает Инквизитор победу неверующих материалистов. «Знаешь ли Ты, что пройдут века, и человечество провозгласит... что

нет преступления и, следовательно, нет греха — есть лишь голодные люди? «Сначала накорми их, а потом требуй добродетели!» Вот что будет написано на их знаменах, под которыми они разрушат Твои храмы».

Теперь, в застенках инквизиции, развязка представляется неизбежной: «Тебя изверг ад.

Ты — еретик. Завтра я сожгу Тебя!»

Но в последний момент торжествует христианское всепрощение. Христос целует Инквизитора в щеку. Весь во власти любви, Инквизитор смягчается, и двери темницы отворяются...

Так кратко мог бы изложить студент «Легенду о Великом Инквизиторе». Создателем Легенды был молодой русский литератор Иван Карамазов, живший с отцом и братьями в 1860-х годах. Собственная сага Карамазовых, как и Легенда (составляющая один из центральных эпизодов романа), ставит вечные вопросы Добра и Зла. Отец Карамазов — грязный сладострастник, и против него восстает его старший сын Дмитрий. Иван и Алеша — сводные братья Дмитрия являют, соответственно, образы атеиста-скептика и легковерного оптимиста. Но есть еще четвертый, незаконный сын Смердяков [смердящий] — он убивает сначала отца, а потом себя. На судебном процессе Иван терзается виной: он был подстрекателем в этом страшном деле — и пытается взять вину на себя. Однако в результате ужасной судебной ошибки невиновному Дмитрию выносят приговор. В финале дети показывают старшим пример, как жить в согласии и гармонии.

Создателем Братьев Карамазовых (1880 г.) был Федор Достоевский. В этом романе Достоевский перерабатывает многие темы своего творчества, возвращается к своим более ранним прозрениям. Зигмунд Фрейд считал Братьев Карамазовых «самым замечательным романом из всех, когда-либо написанных». У самого же Достоевского не было сомнений, Кто является его (Достоевского) Создателем.

Легенда о Великом Инквизиторе Достоевского стала самой острой критикой Церкви в европейской литературе. Автор в этой Легенде выдвигает моральные аргументы против тоталитаризма. Художественный вымысел автора демонстрирует его предубеждение против католицизма, но также и его веру в фундаментальное единство христианского по существу мира.

На поверхности Достоевский был русским шовинистом. Он не любил «бессердечных» евреев, презирал католиков, и особенно поляков, которых он часто изображает преступниками; наконец, он ненавидел социалистов. Русскую православную церковь он принимал за то, что провозглашает ее имя — за единственно Истинно Верную. «На Западе больше нет христианства, — заявляет он довольно безосновательно. Католицизм превращается в идолопоклонство, а протестантизм быстро становится атеизмом и этической терпимостью». Кажется, что его формула гласит: «Католицизм = Единство без Свободы. Протестантизм = Свобода без Единства. Православие = Свобода в Единстве, Единство в Свободе».