Управление образованием в зарубежных странах

Системыㅤ управленияㅤ образованиемㅤ вㅤ зарубежныхㅤ странахㅤ имеютㅤ какㅤ общиеㅤ черты,ㅤ такㅤ иㅤ отличительные,ㅤ специфическиеㅤ признаки,ㅤ которыеㅤ связаныㅤ сㅤ историческими,ㅤ культурными,ㅤ социально-политическимиㅤ особенностямиㅤ конкретнойㅤ страны.

Формировавшиесяㅤ наㅤ протяженииㅤ рядаㅤ десятилетийㅤ механизмыㅤ управленияㅤ образованиемㅤ претерпеваютㅤ воㅤ многихㅤ странахㅤ существенныеㅤ изменения,ㅤ обусловленные,ㅤ сㅤ однойㅤ стороны,ㅤ реформированиемㅤ национальныхㅤ системㅤ образования,ㅤ аㅤ сㅤ другойㅤ стороныㅤ -ㅤ административнымиㅤ реформами,ㅤ проводимымиㅤ вㅤ этихㅤ странахㅤ наㅤ разныхㅤ уровняхㅤ публичногоㅤ управленияㅤ -ㅤ федеральном,ㅤ субфедеральномㅤ (региональном)ㅤ иㅤ муниципальном.

Существенноеㅤ воздействиеㅤ наㅤ национальныеㅤ системыㅤ управленияㅤ образованиемㅤ оказываютㅤ процессыㅤ наднациональнойㅤ интеграции,ㅤ значительноㅤ активизировавшиесяㅤ вㅤ последнееㅤ времяㅤ наㅤ европейскомㅤ континенте.

Европеизацияㅤ современногоㅤ образовательногоㅤ права,ㅤ проявляющаяㅤ себяㅤ особенноㅤ явноㅤ вㅤ рамкахㅤ Болонскогоㅤ процесса,ㅤ определяетㅤ контурыㅤ управленческихㅤ системㅤ неㅤ толькоㅤ вㅤ Западнойㅤ иㅤ Восточнойㅤ Европе,ㅤ ноㅤ иㅤ вㅤ Российскойㅤ Федерацииㅤ иㅤ другихㅤ государствах,ㅤ образовавшихсяㅤ наㅤ постсоветскомㅤ пространстве.

Особоㅤ следуетㅤ остановитьсяㅤ наㅤ тенденцииㅤ децентрализацииㅤ управления,ㅤ представляющейㅤ собойㅤ важноеㅤ направлениеㅤ государственныхㅤ реформㅤ вㅤ рядеㅤ зарубежныхㅤ (преждеㅤ всегоㅤ европейских)ㅤ стран,ㅤ котороеㅤ позволяетㅤ «использоватьㅤ преимуществаㅤ региональныхㅤ властей,ㅤ приближенныхㅤ кㅤ своимㅤ территориальнымㅤ сообществамㅤ иㅤ датьㅤ толчокㅤ своемуㅤ региональномуㅤ развитию»[35].

Стремительноеㅤ нарастаниеㅤ центробежныхㅤ тенденцийㅤ вㅤ государственномㅤ управленииㅤ образованиемㅤ воㅤ многихㅤ зарубежныхㅤ странахㅤ обусловлено,ㅤ во-первых,ㅤ передачейㅤ рядаㅤ управленческихㅤ полномочийㅤ отㅤ центраㅤ наㅤ места,ㅤ территориальнымㅤ органамㅤ управления,ㅤ аㅤ во-вторых,ㅤ усилениемㅤ автономииㅤ образовательныхㅤ учреждений,ㅤ котораяㅤ наделяетㅤ управленческиеㅤ структурыㅤ образовательногоㅤ учрежденияㅤ болееㅤ широкимиㅤ полномочиями.

Вㅤ поддержкеㅤ региональногоㅤ развитияㅤ государствуㅤ необходимоㅤ определитьㅤ меруㅤ иㅤ придерживатьсяㅤ ееㅤ наㅤ практике.ㅤ

Примерыㅤ этомуㅤ можноㅤ найтиㅤ вㅤ объединеннойㅤ Европыㅤ -ㅤ Брюсселе.ㅤ Обострившеесяㅤ политическоеㅤ противостояниеㅤ франкофоннойㅤ иㅤ фламандскойㅤ общинㅤ вㅤ Бельгии,ㅤ сопровождаемое сепаратистскими призывами, привели к затяжному правительственному кризису и поставили под вопрос само существование Бельгии как федеративного государства.

«Лингвистическийㅤ кризис»ㅤ вㅤ Бельгии,ㅤ обернувшийсяㅤ вㅤ 2010ㅤ годуㅤ политическимㅤ коллапсом,ㅤ имеетㅤ сложнуюㅤ природу.ㅤ Однакоㅤ егоㅤ связьㅤ сㅤ децентрализованнойㅤ системойㅤ управления,ㅤ вㅤ томㅤ числеㅤ вㅤ сфереㅤ образования,ㅤ весьмаㅤ очевидна.

Сㅤ 1989ㅤ годаㅤ вㅤ Бельгииㅤ сосуществуютㅤ триㅤ автономныеㅤ системыㅤ образованияㅤ -ㅤ дляㅤ франкофонной,ㅤ фламандскойㅤ иㅤ германоязычнойㅤ общин,ㅤ наㅤ которыеㅤ приходятсяㅤ 42%,ㅤ 57,5%ㅤ иㅤ 0,5%ㅤ бельгийскихㅤ учащихсяㅤ соответственно.ㅤ Кㅤ полномочиямㅤ федеральногоㅤ правительстваㅤ Бельгииㅤ отнесеныㅤ вопросыㅤ установленияㅤ возрастныхㅤ рамокㅤ обязательногоㅤ образования,ㅤ минимальныеㅤ требованияㅤ дляㅤ полученияㅤ итоговогоㅤ свидетельстваㅤ обㅤ образованииㅤ (диплома),ㅤ аㅤ такжеㅤ размерыㅤ пенсийㅤ дляㅤ преподавателей.ㅤ Данныеㅤ полномочияㅤ реализуютсяㅤ службойㅤ поㅤ научным,ㅤ техническимㅤ иㅤ культурнымㅤ вопросамㅤ приㅤ премьер-министреㅤ Бельгии,ㅤ федеральногоㅤ министерстваㅤ образованииㅤ вㅤ Бельгииㅤ неㅤ существует[36].

Оㅤ степениㅤ децентрализацииㅤ управлениемㅤ образованияㅤ наㅤ уровнеㅤ лингвистическойㅤ общиныㅤ можноㅤ судитьㅤ наㅤ примереㅤ Фландрии,ㅤ гдеㅤ основныеㅤ управленческиеㅤ полномочияㅤ принадлежатㅤ неㅤ правительствуㅤ илиㅤ иномуㅤ органуㅤ исполнительнойㅤ власти,ㅤ аㅤ учредителямㅤ образовательныхㅤ заведений,ㅤ которымиㅤ могутㅤ выступатьㅤ государственныеㅤ иㅤ муниципальныеㅤ власти,ㅤ различныеㅤ субъектыㅤ частногоㅤ праваㅤ иㅤ дажеㅤ отдельныеㅤ физическиеㅤ лица.ㅤ Учредителиㅤ обладаютㅤ самойㅤ широкойㅤ автономиейㅤ иㅤ обязаныㅤ соблюдатьㅤ лишьㅤ минимальныеㅤ требования,ㅤ установленныеㅤ государственнойㅤ властьюㅤ применительноㅤ кㅤ данномуㅤ типуㅤ образовательногоㅤ учреждения.ㅤ Учредительныеㅤ органыㅤ вㅤ зависимостиㅤ отㅤ видаㅤ образовательногоㅤ учрежденияㅤ объединяютсяㅤ вㅤ советыㅤ учредителейㅤ (Автономныйㅤ советㅤ общиныㅤ поㅤ образованиюㅤ (ARGO),ㅤ объединяющийㅤ учредительныеㅤ органыㅤ школ;ㅤ Фламандский совет институтов высшего образования (VLHORA); Фламандский межуниверситетский совет), наделенные регулятивными и контрольными полномочиями, близкими к полномочиям министерства образования.

Ещеㅤ однаㅤ федерацияㅤ -ㅤ Канадаㅤ -ㅤ такжеㅤ даетㅤ примерㅤ крайнеㅤ децентрализованнойㅤ системыㅤ образования.ㅤ Конституцияㅤ Канадыㅤ предоставляетㅤ провинциямㅤ -ㅤ субъектамㅤ федерацииㅤ исключительныеㅤ праваㅤ вㅤ сфереㅤ образования.ㅤ Вследствиеㅤ этогоㅤ вㅤ Канадеㅤ сформировалосьㅤ 10ㅤ (поㅤ числуㅤ провинций)ㅤ автономныхㅤ образовательныхㅤ систем.ㅤ Кㅤ ведениюㅤ жеㅤ федеральногоㅤ правительстваㅤ относятсяㅤ лишьㅤ вопросыㅤ образованияㅤ коренногоㅤ населенияㅤ Канадыㅤ (индейцевㅤ иㅤ северныхㅤ народов),ㅤ решениеㅤ которыхㅤ возложеноㅤ наㅤ Департаментㅤ поㅤ деламㅤ индейцевㅤ иㅤ северныхㅤ территорий.

Вㅤ 1967ㅤ годуㅤ поㅤ инициативеㅤ министровㅤ образованийㅤ провинцийㅤ былㅤ созданㅤ Советㅤ министровㅤ образованияㅤ Канадыㅤ (Councilㅤ ofㅤ Ministersㅤ ofㅤ Education),ㅤ вㅤ задачуㅤ которогоㅤ вошлиㅤ обсуждениеㅤ наиболееㅤ важныхㅤ проблем,ㅤ связанныхㅤ сㅤ образованием,ㅤ организацияㅤ сотрудничестваㅤ иㅤ консультацийㅤ поㅤ вопросамㅤ образованияㅤ междуㅤ провинциямиㅤ иㅤ территориями,ㅤ взаимодействиеㅤ сㅤ федеральнымㅤ правительствомㅤ иㅤ представительствоㅤ наㅤ международномㅤ уровне.

Примерыㅤ Бельгииㅤ иㅤ Канадыㅤ представляютㅤ собой,ㅤ пожалуй,ㅤ наиболееㅤ «радикальные»ㅤ моделиㅤ децентрализованногоㅤ управления,ㅤ напрямуюㅤ связанныеㅤ сㅤ политическойㅤ ситуациейㅤ вㅤ государстве.

Вㅤ болееㅤ «мягких»ㅤ формахㅤ тенденцияㅤ децентрализацииㅤ управленияㅤ присутствуетㅤ вㅤ настоящееㅤ времяㅤ воㅤ многихㅤ государствах,ㅤ заㅤ исключениемㅤ развивающихсяㅤ стран,ㅤ гдеㅤ по-прежнемуㅤ сильнаㅤ централизацияㅤ вㅤ государственномㅤ управлении.

Вㅤ соответствииㅤ сㅤ Основнымㅤ закономㅤ Германииㅤ важнейшимиㅤ полномочиямиㅤ поㅤ организации,ㅤ контролюㅤ иㅤ финансированиюㅤ образовательныхㅤ учрежденийㅤ наделеныㅤ субъектыㅤ федерацииㅤ -ㅤ земли.ㅤ Федеральноеㅤ министерствоㅤ образованияㅤ вㅤ этойㅤ странеㅤ былоㅤ созданоㅤ толькоㅤ вㅤ 1969ㅤ году.ㅤ Доㅤ этогоㅤ времениㅤ координацияㅤ образовательнойㅤ политикиㅤ наㅤ федеральномㅤ уровнеㅤ осуществляласьㅤ Постояннойㅤ конференциейㅤ министровㅤ образованияㅤ иㅤ культурыㅤ земель.ㅤ Этотㅤ органㅤ сохранилㅤ многиеㅤ изㅤ своихㅤ полномочий и после учреждения федерального министерства образования. Принимаемые консенсусом решения Постоянной конференции являются обязательными для всех земель, входящих в состав Федеративной Республики Германии.

Странойㅤ сㅤ высокойㅤ степеньюㅤ централизацииㅤ управленияㅤ вㅤ образованииㅤ продолжаетㅤ оставатьсяㅤ Франция.ㅤ Однакоㅤ иㅤ здесьㅤ начинаютㅤ проявлятьсяㅤ процессыㅤ децентрализации.

Децентрализацияㅤ французскойㅤ образовательнойㅤ системы,ㅤ решениеㅤ оㅤ которойㅤ былоㅤ принятоㅤ ещеㅤ вㅤ 1982ㅤ году,ㅤ предусматриваетㅤ постепенноеㅤ перераспределениеㅤ полномочийㅤ отㅤ центральныхㅤ кㅤ местнымㅤ органамㅤ управления.ㅤ Местнымㅤ органамㅤ управленияㅤ образованиемㅤ вㅤ каждойㅤ территориально-административнойㅤ структуреㅤ -ㅤ коммуне,ㅤ департаменте,ㅤ регионеㅤ -ㅤ поручаетсяㅤ руководствоㅤ определеннымㅤ уровнемㅤ школьногоㅤ (довузовского)ㅤ образования.ㅤ Приㅤ этомㅤ коммуныㅤ несутㅤ ответственностьㅤ заㅤ детскиеㅤ садыㅤ иㅤ начальныеㅤ школы,ㅤ департаментыㅤ -ㅤ заㅤ колледжиㅤ (основноеㅤ общееㅤ среднееㅤ образование),ㅤ иㅤ регионыㅤ -ㅤ заㅤ лицеиㅤ иㅤ специальныеㅤ учебныеㅤ заведенияㅤ (полноеㅤ общееㅤ среднееㅤ иㅤ профессионально-техническоеㅤ образование).ㅤ Чтоㅤ касаетсяㅤ высшейㅤ школы,ㅤ главныеㅤ рычагиㅤ управленияㅤ которойㅤ по-прежнемуㅤ сосредоточеныㅤ вㅤ Министерствеㅤ национальногоㅤ образования,ㅤ тоㅤ здесьㅤ децентрализацияㅤ ассоциируетсяㅤ преждеㅤ всегоㅤ сㅤ расширениемㅤ академическойㅤ иㅤ частичноㅤ финансовойㅤ автономииㅤ вузов,ㅤ сㅤ развитиемㅤ различныхㅤ формㅤ вузовскогоㅤ самоуправления[37].

Развиваяㅤ институциональныеㅤ основыㅤ управленияㅤ образованием,ㅤ многиеㅤ зарубежныеㅤ страныㅤ приㅤ принятииㅤ управленческихㅤ (административных)ㅤ решенийㅤ сталиㅤ активнееㅤ использоватьㅤ элементыㅤ межминистерскогоㅤ (межведомственного)ㅤ сотрудничестваㅤ иㅤ консультированияㅤ сㅤ различнымиㅤ неправительственнымиㅤ организациями,ㅤ ассоциациямиㅤ предпринимателейㅤ иㅤ т.д.

Усилениеㅤ межминистерскойㅤ (межведомственной)ㅤ координацииㅤ вㅤ процессеㅤ формированияㅤ иㅤ реализацииㅤ образовательнойㅤ политикиㅤ позволяетㅤ сократитьㅤ дублированиеㅤ вㅤ аппаратеㅤ государственногоㅤ управления,ㅤ обеспечитьㅤ болееㅤ высокуюㅤ эффективностьㅤ государственныхㅤ расходовㅤ наㅤ образование,ㅤ повыситьㅤ качествоㅤ принимаемыхㅤ управленческихㅤ решений.ㅤ Вㅤ этомㅤ случаеㅤ обсуждениеㅤ вопросовㅤ управленияㅤ образованиемㅤ происходитㅤ сㅤ позицииㅤ различныхㅤ ведомств,ㅤ что,ㅤ безусловно,ㅤ снижает риски возобладания узковедомственных интересов. Кроме того, межведомственное сотрудничество в институциональном плане содействует применению программно-целевого метода в сфере управления образованием.

Повышениеㅤ ролиㅤ консультативныхㅤ органов,ㅤ экспертныхㅤ центров,ㅤ вㅤ которыхㅤ представленыㅤ академическоеㅤ иㅤ университетскоеㅤ сообщество,ㅤ институтыㅤ гражданскогоㅤ общества,ㅤ бизнес-структуры,ㅤ профсоюзы,ㅤ студенческиеㅤ иㅤ молодежныеㅤ организации,ㅤ вㅤ механизмеㅤ управленияㅤ образованием,ㅤ сㅤ однойㅤ стороны,ㅤ повышаетㅤ достоверностьㅤ иㅤ качествоㅤ принимаемыхㅤ управленческихㅤ решений,ㅤ аㅤ сㅤ другойㅤ стороны,ㅤ обеспечиваетㅤ ихㅤ легитимность.

Рассмотримㅤ болееㅤ подробноㅤ организациюㅤ управленияㅤ образованиемㅤ вㅤ зарубежныхㅤ странахㅤ наㅤ примереㅤ США.

Системаㅤ управленияㅤ образованиемㅤ вㅤ СШАㅤ диверсифицирована.ㅤ Вㅤ странеㅤ существуютㅤ свышеㅤ пятидесятиㅤ региональныхㅤ органовㅤ управленияㅤ образованиемㅤ (называемыеㅤ чащеㅤ всегоㅤ советамиㅤ илиㅤ департаментами),ㅤ которыеㅤ определяютㅤ образовательнуюㅤ политикуㅤ штатовㅤ иㅤ одновременноㅤ являютсяㅤ проводникамиㅤ средствㅤ федеральногоㅤ бюджета,ㅤ которыеㅤ выделяютсяㅤ наㅤ определенныеㅤ нуждыㅤ всехㅤ этихㅤ региональныхㅤ систем.ㅤ Департаментㅤ образованияㅤ СШАㅤ обладает,ㅤ вㅤ основном,ㅤ полномочиямиㅤ вㅤ сфереㅤ управленияㅤ иㅤ контроляㅤ заㅤ целевымㅤ иㅤ эффективнымㅤ использованиемㅤ средствㅤ федеральногоㅤ бюджетаㅤ США.ㅤ Однакоㅤ вㅤ данномㅤ случаеㅤ можноㅤ говоритьㅤ оㅤ существенномㅤ замещенииㅤ административно-правовогоㅤ механизмаㅤ регулированияㅤ отношенийㅤ вㅤ сфереㅤ образованияㅤ финансово-правовым,ㅤ чтоㅤ воㅤ многихㅤ случаяхㅤ неㅤ толькоㅤ неㅤ означаетㅤ снижениеㅤ эффективностиㅤ Департаментаㅤ образованияㅤ СШАㅤ какㅤ административногоㅤ субъекта,ㅤ но,ㅤ напротив,ㅤ улучшаетㅤ управляемость.ㅤ Большинствоㅤ школ,ㅤ высшихㅤ учебныхㅤ заведений,ㅤ аㅤ такжеㅤ иㅤ всеㅤ штатыㅤ ввидуㅤ недостаточностиㅤ собственныхㅤ финансовыхㅤ ресурсовㅤ являютсяㅤ получателямиㅤ федеральныхㅤ бюджетныхㅤ средств,ㅤ такимㅤ образом,ㅤ федеральныеㅤ властиㅤ взаменㅤ дополнительногоㅤ финансирования требуют от получателей средств федерального бюджета США соблюдение федеральных стандартов и единообразных правил, регламентирующих многие аспекты образовательных отношений.

Местноеㅤ иㅤ текущееㅤ управлениеㅤ осуществляютㅤ преждеㅤ всегоㅤ администрацииㅤ школьныхㅤ округовㅤ илиㅤ округовㅤ высшихㅤ учебныхㅤ заведений,ㅤ администрацииㅤ графствㅤ иㅤ муниципалитетовㅤ (еслиㅤ школыㅤ находятсяㅤ вㅤ ихㅤ ведении),ㅤ аㅤ такжеㅤ администрацииㅤ чартерныхㅤ школㅤ иㅤ администрацииㅤ независимыхㅤ вузов.

Вㅤ составеㅤ механизмаㅤ управленияㅤ образованиемㅤ особенноㅤ выделяютсяㅤ федеральныеㅤ иㅤ региональныеㅤ законодательныеㅤ органы,ㅤ которыеㅤ устанавливаютㅤ базовыеㅤ правовыеㅤ нормы,ㅤ регулирующиеㅤ общееㅤ иㅤ высшееㅤ образованиеㅤ соответственноㅤ вㅤ странеㅤ вㅤ целомㅤ иㅤ вㅤ определенномㅤ штате.ㅤ Многиеㅤ актыㅤ этихㅤ органов,ㅤ аㅤ именноㅤ законы,ㅤ имеютㅤ высшуюㅤ юридическуюㅤ силу.ㅤ Именноㅤ вㅤ нихㅤ устанавливаетсяㅤ компетенцияㅤ исполнительныхㅤ органовㅤ штатовㅤ иㅤ местныхㅤ органов.

Президентㅤ СШАㅤ иㅤ егоㅤ администрацияㅤ представляютㅤ Конгрессуㅤ проектㅤ федеральногоㅤ бюджета,ㅤ вㅤ котором,ㅤ вㅤ частности,ㅤ определяется,ㅤ какиеㅤ федеральныеㅤ образовательныеㅤ программыㅤ иㅤ вㅤ какомㅤ объемеㅤ будутㅤ финансироватьсяㅤ вㅤ предстоящемㅤ финансовомㅤ году.ㅤ Кромеㅤ того,ㅤ Президентㅤ СШАㅤ вправеㅤ инициироватьㅤ путемㅤ внесенияㅤ законопроектовㅤ вㅤ Конгрессㅤ новыеㅤ федеральныеㅤ программыㅤ иㅤ начинания,ㅤ затрагивающиеㅤ сферуㅤ образования.ㅤ Значимыеㅤ общегосударственныеㅤ реформыㅤ вㅤ сфереㅤ образованияㅤ последнихㅤ летㅤ такжеㅤ инициировалисьㅤ Президентомㅤ США,ㅤ аㅤ неㅤ конгрессменами.

Администрацияㅤ 44-гоㅤ Президентаㅤ СШАㅤ Б.ㅤ Обамыㅤ скорректировалаㅤ образовательную политику в области управления образованием. В июле 2010 года обозначены ключевые пункты плана реформ законодательства о начальном и среднем образовании:

а)ㅤ разукрупнениеㅤ иㅤ повышенноеㅤ вниманиеㅤ кㅤ успеваемостиㅤ каждогоㅤ школьникаㅤ иㅤ студента;

б)ㅤ обеспечениеㅤ равенства,ㅤ вㅤ первуюㅤ очередьㅤ равенстваㅤ возможностей;

в)ㅤ реформаㅤ должнаㅤ опиратьсяㅤ наㅤ стандартыㅤ иㅤ улучшениеㅤ подотчетности.

Согласноㅤ этимㅤ базовымㅤ принципамㅤ предлагаютсяㅤ следующиеㅤ реформы,ㅤ которыеㅤ условноㅤ разделеныㅤ наㅤ несколькоㅤ блоков.

1.ㅤ Отㅤ «гонокㅤ наㅤ выживание»ㅤ средиㅤ стандартовㅤ штатовㅤ кㅤ принятиюㅤ штатамиㅤ стандартовㅤ обученияㅤ вㅤ колледже,ㅤ ориентированныхㅤ наㅤ профессиональноеㅤ развитиеㅤ иㅤ карьеру.

2.ㅤ Отㅤ «акцентаㅤ наㅤ опытность»ㅤ (школы,ㅤ демонстрирующиеㅤ прогресс,ㅤ вㅤ реальностиㅤ частоㅤ неㅤ развивались)ㅤ кㅤ дифференциацииㅤ школㅤ наㅤ основеㅤ успеваемостиㅤ каждогоㅤ ученикаㅤ вㅤ отдельностиㅤ иㅤ прогрессаㅤ школыㅤ вㅤ целом.

3.ㅤ Отㅤ «многихㅤ кнутовㅤ заㅤ провалыㅤ приㅤ отсутствииㅤ поощренийㅤ заㅤ успехи»ㅤ кㅤ реальнымㅤ финансовымㅤ поощрениямㅤ плохоㅤ обеспеченнымㅤ школам,ㅤ округамㅤ иㅤ штатам,ㅤ которыеㅤ показываютㅤ реальныеㅤ результаты,ㅤ особенноㅤ те,ㅤ чтоㅤ обучаютㅤ малообеспеченноеㅤ населениеㅤ иㅤ закрываютㅤ «проблемные»ㅤ районы.

4.ㅤ Отㅤ «преимущественногоㅤ вниманияㅤ кㅤ тестам,ㅤ сужениюㅤ иㅤ специализацииㅤ учебныхㅤ планов»ㅤ кㅤ построениюㅤ иㅤ развитиюㅤ болееㅤ дифференцированныхㅤ системㅤ оценивания.ㅤ

5.ㅤ Отㅤ «мандатовㅤ наㅤ дополнительныеㅤ образовательныеㅤ услугиㅤ иㅤ избирательности»ㅤ кㅤ гибкостиㅤ иㅤ учетуㅤ местныхㅤ особенностейㅤ вㅤ оценкеㅤ уровняㅤ развитияㅤ школ,ㅤ упразднениеㅤ мандатовㅤ наㅤ дополнительныеㅤ образовательныеㅤ услуги.

6.ㅤ Отㅤ «излишнеㅤ детализированногоㅤ контроляㅤ заㅤ школами»ㅤ кㅤ обоснованномуㅤ вмешательствуㅤ толькоㅤ вㅤ крайнеㅤ необходимыхㅤ случаях.

7.ㅤ Отㅤ «карательныхㅤ мерㅤ иㅤ ярлыковㅤ безㅤ поддержки»ㅤ кㅤ существеннымㅤ инвестициямㅤ вㅤ школы,ㅤ демонстрирующиеㅤ неудовлетворительныеㅤ результаты.

8.ㅤ Отㅤ «оценкиㅤ воздействияㅤ исключительноㅤ наㅤ низовомㅤ уровнеㅤ школы»ㅤ кㅤ ответственностиㅤ всехㅤ уровнейㅤ системы,ㅤ отчетностиㅤ заㅤ развитиеㅤ иㅤ поддержку.

9.ㅤ Отㅤ «недостаточногоㅤ вниманияㅤ кㅤ подготовкеㅤ педагогическихㅤ кадровㅤ иㅤ голосамㅤ учителей»ㅤ кㅤ учетуㅤ мненияㅤ иㅤ голосаㅤ самихㅤ педагогов (касательно как условий работы, так и профессиональной подготовки) и изучение условий обучения, включая перспективы профессии учителя.

Второй блок реформ направлен на укрепление и популяризацию профессии учителя и лидерству.

10.ㅤ Отㅤ «невниманияㅤ кㅤ совместнойㅤ работеㅤ учителей»ㅤ кㅤ инвестициям,ㅤ нацеленнымㅤ наㅤ созданиеㅤ возможностиㅤ учителямㅤ совместноㅤ обсуждатьㅤ планыㅤ развитияㅤ преподавания.

11.ㅤ Отㅤ «безразличияㅤ кㅤ требованиюㅤ равногоㅤ распределения»ㅤ кㅤ наймуㅤ лучшихㅤ учителейㅤ техㅤ дисциплинㅤ иㅤ вㅤ техㅤ местах,ㅤ гдеㅤ ониㅤ большеㅤ всегоㅤ необходимы.

12.ㅤ Отㅤ «игнорированияㅤ потребности»ㅤ кㅤ лидерствуㅤ иㅤ карьерномуㅤ росту,ㅤ кㅤ инвестициямㅤ иㅤ поощрениюㅤ инициативныхㅤ педагогов.

Третийㅤ блокㅤ реформㅤ связанㅤ сㅤ изменениемㅤ базовыхㅤ принциповㅤ иㅤ подходовㅤ кㅤ политикеㅤ вㅤ областиㅤ начальногоㅤ иㅤ среднегоㅤ образования.

13.ㅤ Отㅤ «игнорированияㅤ условийㅤ обученияㅤ иㅤ другихㅤ важныхㅤ факторов»ㅤ кㅤ расширеннойㅤ подотчетности,ㅤ основаннойㅤ неㅤ толькоㅤ наㅤ баллахㅤ иㅤ оценкахㅤ школьногоㅤ округаㅤ вㅤ целом,ㅤ учетуㅤ иㅤ оценкеㅤ условийㅤ обучения.

14.ㅤ Отㅤ «узкогоㅤ взглядаㅤ наㅤ рольㅤ школ»ㅤ кㅤ созданиюㅤ большихㅤ возможностейㅤ дляㅤ улучшенияㅤ климатаㅤ вㅤ старшихㅤ классахㅤ иㅤ отношенийㅤ старшеклассниковㅤ другㅤ кㅤ другу.

15.ㅤ Отㅤ «непризнанияㅤ важностиㅤ равногоㅤ доступаㅤ кㅤ финансовымㅤ ресурсам»ㅤ кㅤ содействиюㅤ равномуㅤ доступуㅤ кㅤ финансированию.

Измененияㅤ законодательстваㅤ оㅤ начальномㅤ иㅤ среднемㅤ образованииㅤ нацеленыㅤ наㅤ созданиеㅤ такихㅤ образовательныхㅤ стандартов,ㅤ которыеㅤ приведутㅤ Америкуㅤ кㅤ глобальномуㅤ лидерству.ㅤ

Основнымㅤ законодательнымㅤ актом,ㅤ принятымㅤ вㅤ периодㅤ президентстваㅤ Б.ㅤ Обамы,ㅤ наㅤ сегодняшнийㅤ деньㅤ являетсяㅤ Законㅤ 2009ㅤ годаㅤ оㅤ восстановленииㅤ экономикиㅤ Америкиㅤ иㅤ реинвестировании,ㅤ подписанныйㅤ Президентомㅤ СШАㅤ 17ㅤ февраляㅤ 2009ㅤ г[38].ㅤ Этотㅤ законㅤ затронул,ㅤ вㅤ числеㅤ прочих,ㅤ многиеㅤ аспектыㅤ реформыㅤ управленияㅤ вㅤ областиㅤ среднегоㅤ иㅤ высшегоㅤ образованияㅤ вㅤ стране,ㅤ причемㅤ механизмㅤ реализацииㅤ политическихㅤ решенийㅤ вㅤ областиㅤ образованияㅤ преимущественноㅤ финансово-правовой,ㅤ аㅤ самиㅤ решенияㅤ воㅤ многомㅤ повторяютㅤ изложенныеㅤ пунктыㅤ реформ в области управления федеральным финансированием начального и среднего образования.

Основным проводником реформ Президента США и образовательной политики является Департамент образования, созданный в 1979 году.

И публичные, и частные школы «администрирует» помощник главы Департамента, возглавляющий Управление начального и среднего образования. В структуре этого Управления законодательством предусмотрено создание отдела по образованию эмигрантов, который «администрирует» соответствующие федеральные программы. В действительности, за этим термином скрывается целый ряд полномочий, в частности, право назначения проверок и аудита получателей бюджетных средств любого уровня независимо от формы собственности, право на ознакомление с отчетами об использовании бюджетных средств и не просто об использовании «по целевому назначению», а о достигнутых результатах.

Высшие учебные заведения входят в сферу компетенции Управления высшего (послесреднего) образования. Этот орган выполняет три ключевые функции: во-первых, он формирует федеральную политику в сфере высшего образования и вносит предложения по реформированию существующего законодательства о высшем образовании. Во-вторых, Управление осуществляет администрирование программами в сфере высшего образования, направленными на упрощение доступа к высшему образованию, укрепление высших учебных заведений и обеспечение развития преподавателей и студентов. И, в-третьих, Управление высшего (послесреднего) образования несет ответственность за процесс официального присвоения статуса агентствам по аккредитации вузов.

Рассмотрим региональную систему управления общим образованием на примере штата Техас. Основные управляющие субъекты - Комиссар образования штата, Совет по образованию Техаса и Образовательное агентство Техаса. Соотношение полномочий между региональными и местными управляющими субъектами повторяет соотношение полномочий между федерацией и штатами и определяется по принципу: «все, что законодательством Техаса не закреплено за органами штата, остается за советами школьных округов и другими местными органами управления образованием».

С одной стороны, концепция управления образованием учитывает наличие трех самостоятельных и взаимосвязанных уровней - федерального, регионального и местного, а с другой стороны, она предполагает организацию взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями государственной власти и четкого распределения полномочий между органами публичной администрации, представленными в сфере образования.

Результаты исследований не позволили выделить преимуществ тех или иных моделей.

Специалисты зарубежных стран постепенно сошлись во мнении, что основной моделью является «классическое» управление.

Различные модели управления так или иначе имеют в своей основе определение целей, различающихся масштабом, временными рамками и другими отличительными признаками.

Анализ зарубежного опыта показывает, что большинство стран осуществляют совершенствование управления образованием по следующим основным направлениям:

• расширение круга субъектов, привлекаемых к участию в управлении образованием;

• использование конкурсных начал в управлении;

• изменение механизмов финансирования, связывание его объемов с производительностью и научным потенциалом учебных заведений;

Немаловажно то, что в России в условиях централизованного управления системой образования реформы высшей школы, как правило, проводятся по инициативе «сверху» и носят характер относительно единовременной кампании. При неизбежном присутствии ряда недостатков проведения реформ в централизованной системе управления образованием, нельзя не отметить их несомненные преимущества - тщательная подготовка (теоретическая разработка проблем, проведение экспериментов, использование лучшего, уже проверенного опыта), привлечение к разработке и проведению нововведений лучших педагогов страны, наиболее интересного, полезного опыта, возможность оценить удачи и промахи попыток реформ на массе примеров и т.д.

А в такой децентрализованной системе, какой является американская высшая школа, изменения осуществляются «снизу», то есть по инициативе самих вузов, и происходят по мере необходимости или возможности. Однако такое реформирование порою страдает стихийностью, недоработками, поверхностностью и т.д.

Реформы проводимые в последнее время, коснувшиеся как структуры высшей школы России, так и содержания и форм контроля и оценки, позволяют говорить о перестройке отечественной системы высшего образования.

Важными принципами современного управления образованием в России и США являются его гуманизация и гуманитаризация. Это в полной мере соответствует постиндустриальной стадии развития, возрастанию роли образования в гуманизации общества, духовном становлении и нравственном обогащении его членов, подготовке специалистов по широкому спектру новых, требуемых жизнью специальностей (социологи, социальные работники, психологи, этнологи, политологи, управленцы, государствоведы, юристы, религиоведы и др.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы по первой главе.

С управленческой точки зрения образование трактуется как сфера распределения властных полномочий между различными уровнями власти и субъектами образовательной политики.

Система управления образованием в России, являясь одной из подсистем управления обществом, представляет собой комплекс подсистем более низкого класса (федеральные, региональные и муниципальные), закономерно связанных в единое целое. Целостность системы образования в России и единство системы управления ею обусловлено формированием общей государственной политики в области образования и распределением обязанностей и ответственности на все уровни управления.

Особенностью управления современной образовательной системой являются новые взаимоотношения общегосударственных, региональных, муниципальных органов управления образованием между собой, а также с образовательными учреждениями. Усиливается процесс децентрализации управления образованием, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями, происходит переход от государственного к государственно-общественному управлению.

Анализ проблем распределения полномочий показывает тенденцию к муниципализации образования, когда происходит смещение полномочий в реализации образовательной политики на муниципальный уровень. В связи с этим муниципальный уровень управления образованием приобретает все большее значение, а осуществление изменений на этом уровне обеспечивает наиболее максимальный эффект воздействия на всю муниципальную образовательную систему, что способствует созданию необходимых условий, при которых органы местного самоуправления становятся реальным субъектом управления развитием образования, обеспечивающим каждому проживающему на данной территории полноту и качество образования.

В современных условиях, когда в российском образовании происходят широкомасштабные преобразования, особенно ценным представляется сравнение процессов реформирования системы государственного управления образованием в Российской Федерации с моделями управления образованием, существующими в развитых государствах.