Корпоративное (частнохозяйственное) финансовое регулирование.

Этот блок системы финансового регулирования представляет собой саморегулирующую деятельность менеджмента коммерческих организаций в процессе разработки и реализации стратегии и тактики управления денежными потоками, корректировки плановых параметров движения финансовых ресурсов, выявления дополнительных резервов роста доходов и повышения эффективности расходов путем целенаправленного воздействия через финансовые механизмы и инструменты на микровоспроизводственный процесс.

В отличие от государственного (муниципального) финансового управления, на уровне предприятий (организаций) сложно провести четкие границы между финансовым регулированием, финансовым планированием и финансовым контролем. Поэтому корпоративное финансовое регулирование тесно переплетается со всеми другими элементами управления финансовыми потоками предприятия. Объектом корпоративного финансового регулирования выступают денежные потоки (финансовые ресурсы) предприятия, обеспечивающие его коммерческую и иную хозяйственно-финансовую деятельность и подлежащие целенаправленному воздействию со стороны органов управления (менеджмента) для получения экономического эффекта (результата).

Корпоративное финансовое регулирование представляет собой трёхэтапный процесс, включающий в себя комплекс мер, алгоритмов управленческой деятельности и действий менеджмента предприятия на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях по выбору и применению финансовых методов и инструментов регулирования финансовых потоков, формированию и реализации финансовой, учетной и налоговой политики предприятия, обеспечению исполнения финансовых планов и бюджетов.

На первом, организационно-исследовательском, этапе корпоративного финансового регулирования осуществляется подбор и выбор финансовых методов и инструментов, которые будут задействованы при формировании финансовых планов, производственной, инвестиционной, финансовой, учетной и налоговой политики предприятия. Здесь могут быть использованы ценовые и инвестиционные механизмы, методы реструктуризации и диверсификации хозяйственно-финансовой деятельности, управления структурой капитала и финансовых ресурсов, материального стимулирования и зарплатные механизмы, методы минимизации и оптимизации налогов, расчетные, учетные и другие методы и инструменты. В свою очередь, процесс формирования стратегии корпоративного финансового регулирования может осуществляться в следующей последовательности: 1) определение периода формирования финансовой стратегии; 2) исследование факторов внешней среды и финансового законодательства; 3) формирование стратегических целей деятельности предприятия в области финансового регулирования; 4) конкретизация целевых стратегических показателей по периодам реализации; 5) разработка финансовой, учетной и налоговой политики предприятия; 6) разработка системы организационно-экономических и экономико-правовых мероприятий по обеспечению реализации стратегии финансового регулирования; 7) оценка эффективности разработанной стратегии финансового регулирования по принятой системе параметров и критериев, в том числе на основе сводного показателя прироста чистого финансового результата (разница между совокупным доходом предприятия, его совокупными затратами, без учета налоговых платежей и общей суммой налоговых платежей, причитывающейся к уплате в бюджетную систему).

На втором этапе корпоративного финансового регулирования весь спектр выбранных финансовых мер, методов и решений фиксируется в стратегических, тактических и оперативных финансовых планах предприятия, в том числе в балансе финансовых ресурсов, сводном бюджете и налоговом бюджете. Наконец, третий этап корпоративного финансового регулирования предполагает реализацию мероприятий, закрепленных в финансовых планах. В ходе этого процесса осуществляется финансовый мониторинг и контроль, выявляются расхождения плановых (прогнозных) и фактических финансовых параметров, анализируются причины отклонений и вносятся необходимые коррективы путем изменения отдельных элементов и инструментов применяемых финансовых механизмов или задействования новых методов и инструментов целенаправленного воздействия на денежные (финансовые) потоки.

Важнейшим элементом корпоративного финансового регулирования выступает налоговое регулирование. При высоком уровне налогового бремени экономия на налогах может дать больший эффект, нежели реализация предприятием других менеджерских решений. Механизмами и методами корпоративного налогового регулирования являются минимизация и оптимизация налогов, налоговое бюджетирование.

Процедура минимизации налоговых платежей предполагает применение менеджментом предприятия совокупности законных и незаконных методов уменьшения своих налоговых обязательств (налоговых расходов). К законным методам минимизации налогов относятся следующие: использование законодательно установленных налоговых льгот, перевод капитала в территории с более мягким или льготным режимом налогообложения, использование более выгодных разрешенных законодательством способов исчисления и налогового учета расходов и объектов налогообложения, а также имеющихся «пробелов» и нестыковок в действующем законодательстве и другие способы. К незаконным относятся методы минимизации налоговых обязательств, которые квалифицируются как уклонение от уплаты и незаконный обход налогов: непостановка на учет в налоговом органе, непредоставление налоговой декларации, сознательное нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, неуплата или неполная уплата налогов и другие способы. Такие действия (бездействия) налогоплательщиков идентифицируются налоговым и уголовным законодательством как налоговые правонарушения и налоговые преступления, соответственно, и за которые налогоплательщики несут налоговую, административную и (или) уголовную ответственность (штрафные санкции, а по налоговым преступлениям ещё и лишение свободы).

Процесс минимизации налогов организацией включает в себя ряд поэтапных действий: 1) разрабатывается несколько вариантов налоговых расходов (налоговых платежей по объему и структуре), доходов (от реализации и внереализационных) с учетом и без учета налоговых льгот и налоговой нагрузки (отношение налоговых расходов к сумме доходов) при различных режимах и условиях налогообложения; 2) сравнивается уровень налоговой нагрузки при различных вариантах налоговых доходов и расходов; 3) выбирается лучший вариант налоговых расходов по критериям минимального уровня налоговой нагрузки и допустимого уровня налогового риска (риска наступления ответственности за налоговые правонарушения или преступления, влекущие за собой банкротство или потерю платежеспособности; количественно степень налогового риска можно определить через коэффициент отношения суммы возможной штрафной санкции к сумме возможной экономии на налогах от допущения налогового правонарушения; степень допустимости риска принимается менеджментом самостоятельно); 4) подготавливаются условия и осуществляется непосредственно реализация выбранного варианта минимизации налогов.

Оптимизация налогов организацией – это более высокий уровень финансового и налогового регулирования, по сравнению с их минимизацией. В отличие от последней, процесс оптимизации налогов непосредственно связан с налоговым бюджетированием на предприятии, с использованием научных методов выбора различных организационно-правовых, хозяйственно-финансовых и налоговых условий с целью оптимизации входящих и исходящих налоговых потоков, получения максимально возможной налоговой прибыли и эффективного её использования на основе законных и незаконных методов минимизации налогов некриминального характера (методов, не принимающих форму налоговых преступлений).

Процесс оптимизации налогов включает в себя ряд этапов: 1) расчет и оценка показателей экономического и финансвого состояния предприятия; 2) расчет целевых показателей развития организации и оценка её управленческой инфраструктуры; 3) определение условий налогового выбора; 4) определение перечня и группировка налоговых и связанных с ними решений; 5) осуществление многовариантного комплексного расчета воздействия принимаемых в качестве приемлемых налоговых и связанных с ними решений на формирование и использование финансовых ресурсов и финансовое состояние предприятия; 6) утверждение типовых и индивидуальных финансовых и налоговых решений с учетом критерия максимизации налоговой прибыли при допустимой степени налогового риска, разработка и утверждение на их основе бюджета оптимизации налогов организацией (см. рис. 7.5); 7) исполнение этого налогового бюджета.

Как видно из рис. 7,5, понятие налоговых расходов в процессе оптимизации налогов отличатся от налоговых расходов при процедуре их минимизации. В составе оптимизационного налогового бюджета налоговые расходы – это не сами налоговые платежи, а расходы, связанные с управлением налогами в организации, получением налоговых доходов (различных видов экономии на налогах) и налоговой прибыли (результата превышения налоговых доходов над налоговыми расходами). При этом важно, чтобы налоговая прибыль не была «проедена», а была эффективно использована на хозяйственные, инвестиционные и иные результативные цели. В противном случае или при получении налогового убытка отпадает необходимость налогового регулирования в форме оптимизации налогов.

 

 

 


Рис. 7.5. Модель бюджета оптимизации налогов организацией