Роль бюджета как частной финансовой категории

 

Бюджет (система бюджетов) составляет центральное звено системы публичных финансов, что определяет экономическую сущность, функции и особую роль этого многогранного финансового явления. Бюджет тесно связан с частнохозяйственными финансами. Его доходы формируются в основной своей массе за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами (домашними хозяйствами), а бюджетные расходы направляются преимущественно на предоставление юридическим лицам и домашним хозяйствам общественных благ (услуг). Без бюджета не могут полноценно функционировать другие звенья системы публичных финансов: государственные внебюджетные фонды, государственный (муниципальный) кредит, государственные финансовые резервы. Они тесно связаны с бюджетом по доходам и расходам.

В экономической литературе и финансовом праве сущность бюджета рассматривается с различных позиций: как система денежных отношений в процессе формирования и использования публичных финансовых ресурсов, как централизованный фонд денежных средств органов государственной власти и местного самоуправления, как утверждаемый в форме закона финансовый документ, как свод (баланс) доходов и расходов государства и муниципальных образований. Все эти и другие подходы раскрывают различные стороны многообразной сущности бюджета.

В бюджете (системе бюджетов) концентрируется основная масса финансовых ресурсов, доходов и расходов государства и муниципальных образований. Поэтому бюджет представляет собой не только наиболее крупное и самостоятельное звено системы публичных финансов, но и частную финансовую категорию, в основе которой лежат бюджетные отношения, то есть денежные отношения, возникающие в процессе движения бюджетных ресурсов, образования и использования государственных и муниципальных доходов, утвержденных и исполняемых в форме закона (решения) о бюджете. Как часть системы публичных финансов, экономическая сущность финансовой категории бюджета не может принципиально отличаться от сущности самих публичных финансов, что не исключает специфики проявления бюджетных отношений.

Бюджет непосредственно обслуживает процесс производства, распределения и предоставления общественных благ (услуг) при выполнении государством (муниципальными образованиями) своих функций. Бюджет является основным источником финансового обеспечения и функционирования этого процесса в рамках исполнения органами публичной власти бюджетных (расходных) обязательств в соответствии с законодательно установленными бюджетными полномочиями и бюджетной классификацией.[34]

Государство (муниципальные образования) как макроэкономический хозяйствующий субъект, производящий, распределяющий и предоставляющий в принудительном порядке общественные блага (услуги), аккумулирует в бюджете публичные финансовые ресурсы (доходы) путем первичного и вторичного распределения (также преимущественно в принудительном порядке) части ВВП и направляет их на финансирование публичных расходов, составляющих стоимостную оценку общественных благ (услуг), в соответствии с задачами, функциями и бюджетными обязательствами органов публичной власти. Бюджет, с этих позиций, выступает в качестве своеобразного «расчетного счета» макроэкономического юридического лица – органа государственной или муниципальной власти. Первичные доходы образуются в результате первичного распределения ВВП и аккумулируются в бюджете в форме косвенных налогов, а также доходов, полученных органами государственной власти и местного самоуправления в процессе их функционирования в качестве обычных предпринимателей. Вторичные доходы формируются путем перераспределения первичных доходов хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств в форме прямых (расходных) налогов. Связь функций государства и местного самоуправления с общественными благами выражается в законодательно установленной функциональной бюджетной классификации расходов. В самом общем виде бюджетные расходы направляются на финансирование следующих групп общественных потребностей (функций государства): содержание органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов и органов судебной власти; обеспечение безопасности и обороноспособности страны; развитие национальной экономики; оказание услуг социального характера общественным сектором экономики (образование, здравоохранение, культура и т.п.); государственное регулирование межотраслевых и территориальных пропорций; удовлетворение прочих общественных потребностей.

Такое понимание экономической сущности бюджета вполне согласуется с его новой трактовкой в Бюджетном кодексе РФ (статья 6), в которой, по сравнению с прошлой его редакцией, был исключен термин «фонд денежных средств». Теперь бюджет законодательно определяется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Объективной основой бюджета как финансовой категории выступают бюджетные отношения. Сфера их распространения также неоднозначно трактуется в экономической литературе. Чаще всего она ограничивается денежными отношениями, возникающими по поводу перераспределения ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, что сужает сферу действия, экономическое содержание и роль бюджета. Бюджетные отношения составляют ту часть денежных отношений, которая возникает между органами публичной власти и организациями, учреждениями, домашними хозяйствами, а также между публично-правовыми образованиями в процессе финансового обеспечения и финансирования производства, распределения и предоставления общественных благ (удовлетворения общественных потребностей) с целью выполнения государством и местным самоуправлением своих функций.

Финансовое обеспечение источниками и финансирование расходов на производство общественных благ (услуг) осуществляется в процессе движения бюджетных ресурсов, образования и использования на этой основе бюджетных доходов в результате применения общефинансовых и специальных бюджетных механизмов и инструментов.

Бюджетные ресурсы представляют собой денежные средства, поступающие в распоряжение органов публичной власти для исполнения своих функций в соответствии с бюджетными полномочиями. Источниками формирования бюджетных ресурсов выступают: доходы организаций, учреждений и домашних хозяйств, поступающие в бюджет в виде налогов, сборов и других обязательных платежей; часть средств государственных внебюджетных фондов, зачисляемая на бюджетные счета органов публичной власти; средства, поступающие в бюджет в порядке государственных (муниципальных) заимствований; часть средств государственных (муниципальных) финансовых резервов (резервных фондов), направляемая в бюджет для расходования в текущем финансовом году; безвозмездные поступления от бюджетов других уровней в различных формах межбюджетных трансфертов; добровольные поступления и пожертвования от юридических и физических лиц. Направления использования бюджетных ресурсов в целом совпадают с направлениями использования бюджетных доходов в соответствии с бюджетной классификацией расходов и расходными обязательствами, установленными бюджетным законодательством и иными нормами финансового права. В свою очередь, под расходными обязательствами, согласно Бюджетному кодексу РФ (статья 6), понимаются обусловленные законом, иными нормативными актами, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.[35] Эти средства (бюджетные ресурсы) формируются на безвозмездной (безвозвратной) и возмездной (возвратной) основе. В первом случае бюджетные ресурсы принимают форму собственных, а во втором случае – заемных ресурсов.

Финансовое обеспечение доходными источниками расходных обязательств осуществляется путем аккумуляции в бюджетах публично-правовых образований доходов в их различных формах и видах. Доходы бюджета (бюджетные доходы) представляют собой денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Бюджетные доходы призваны обеспечить стабильную, устойчивую финансовую базу для выполнения органами публичной власти своих задач и функций. Одновременно они выступают одним из основных элементов и инструментов системы государственного регулирования экономики и социальной сферы страны и ее территорий. Государство, используя установленные законом формы, методы аккумуляции и виды бюджетных доходов (налоговые, неналоговые, межбюджетные), целенаправленно воздействует на совокупные спрос и предложение, структуру потребления и накопления, на инвестиционную и деловую активность, на социальные процессы и темпы развития территорий.

По форме доходы бюджета делятся на принудительные (обязательные), предпринимательские и добровольные. К обязательным платежам и поступлениям относятся налоги, сборы и пошлины, обязательные платежи за пользование природными ресурсами, поступления в виде штрафов, пени, конфискаций, компенсаций и возмещений вреда, поступления от других бюджетов (субсидий, субвенций, дотаций), иные обязательные платежи (пенсионные взносы, средства от самообложения граждан). Обязательная форма этих доходов обусловлена принудительной силой закона (бюджетного, налогового и иного законодательства). Предпринимательскими доходами бюджета являются доходы от продажи и использования государственного (муниципального) имущества (в том числе в виде арендной и иной платы, процентов и другой платы за кредит, части прибыли унитарных предприятий и др.), от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, и иной их деятельности, приносящей доход. Доходами бюджета в добровольной форме можно считать безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

По методам формирования и видам бюджетные доходы делятся на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Основным методом аккумуляции доходов в бюджет выступает налоговый метод, наиболее полно соответствующий, с одной стороны, специфике государства как макроэкономического хозяйствующего субъекта, предоставляющего в принудительной форме общественные блага (услуги), и, с другой стороны, принципам рыночной экономики. Налоги призваны обеспечивать органы публичной власти необходимым объемом денежных средств для выполнения своих функций и задач в рамках бюджетных полномочий и расходных обязательств, а также выступать одним из основных инструментов государственного финансового регулирования воспроизводственного процесса, доходов и расходов налогоплательщиков. В свою очередь, сам налоговый метод и система налогов имеют сложную структуру. В их составе выделяют методы (способы) прямого и косвенного, пропорционального и прогрессивного, поимущественного и ресурсного налогообложения, налогообложения доходов и расходов (потребления). Каждая из групп налоговых платежей аккумулированная в бюджет названными способами, включает в себя конкретные виды налогов, сборов и пошлин. Налоговое разнообразие обусловлено необходимостью реализации принципа всеобщности налогообложения, диверсификации налогообложения по объектам и налогоплательщикам с целью минимизации налоговых рисков, а также повышения результативности государственного налогового регулирования на основе расширения его объектов.

Неналоговые методы формирования и виды бюджетных доходов связаны преимущественно с поведением и функционированием государства (муниципальных образований) как обычного субъекта рыночной экономики, преследующего цель извлечения дохода. К ним относятся все основные методы финансового менеджмента с поправкой на необходимость решения ряда социальных задач. Видами неналоговых доходов бюджета являются арендная плата, поступления от продажи имущества, от оказания платных услуг, плата за кредит и процентные доходы, средства в виде штрафных санкций и др.

Методы и виды безвозмездных поступлений связаны преимущественно с формированием бюджетных доходов в порядке реализации межбюджетных отношений путем распределения межбюджетных трансфертов. Межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений и функционирования бюджетного процесса, а межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы страны в виде дотаций, субсидий, субвенций. Дотации предоставляются одним бюджетом другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Субсидии предоставляются для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов власти нижестоящих публично-правовых образований по конкретным предметам (вопросам), находящимся в ведении последних, а также по предметам (вопросам) совместного ведения нижестоящих и вышестоящих публично-правовых образований. Субвенции предоставляются бюджетам нижестоящих публично-правовых образований для финансового обеспечения расходных обязательств последних, возникающих при выполнении полномочий вышестоящего публично-правового образования, переданных нижестоящим органам государственной власти и местного самоуправления. Субсидии и субвенции носят целевой характер, а межбюджетные трансферты в целом выступают доходом для получающих их бюджетов и расходом – для предоставляющих их бюджетов. Кроме межбюджетных трансфертов, к безвозмездным перечислениям относятся также безвозмездные поступления в бюджет от физических и юридических лиц, правительств других стран и международных организаций.

Использование доходов бюджета осуществляется путем их расходования. Бюджетные расходы (расходы бюджета) представляют собой выплачиваемые из бюджета денежные средства (Бюджетный кодекс РФ исключает из состава расходов средства, являющиеся источниками финансирования дефицита бюджета). Формирование расходов бюджетов бюджетной системы страны осуществляется в соответствии с расходными обязательствами органов публичной власти. Финансирование расходов бюджетов происходит преимущественно в форме бюджетных ассигнований, которые представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных на соответствующий финансовый год для исполнения бюджетных обязательств.

Основное предназначение бюджетных расходов заключается в непосредственном обеспечении выполнения органами публичной власти своих функций по производству, распределению и предоставлению общественных благ (услуг). Расходы бюджета составляют стоимостную оценку предоставленных обществу благ (государственных и муниципальных услуг). Одновременно, бюджетные расходы выступают важным инструментом государственного (муниципального) финансового регулирования экономики и социальной сферы, в том числе в территориальном аспекте. Через расходы бюджета органы публичной власти активно и целенаправленно воздействуют на совокупный спрос и предложение, на накопление и потребление. Если налоговое регулирование влияет на эти макроэкономические параметры косвенно, то бюджетное расходное регулирование – непосредственно. Бюджетная политика стимулирования экономического роста совокупного предложения и накопления осуществляется на основе механизмов субсидирования хозяйствующих субъектов, государственного инвестирования приоритетных отраслей и долевого участия в крупных инвестиционных проектах, финансирования национальных и региональных целевых программ и национальных проектов, размещения государственных (муниципальных) заказов и т.п. Бюджетное регулирование социальной сферы, совокупного спроса и потребления осуществляется через финансирование социальных трансфертов (увеличение пенсий, пособий, стипендий, других денежных выплат нуждающимся категориям граждан), реализацию социальных национальных проектов, увеличение расходов социального характера. В конечном счете, такая расходная политика, в сочетании с рациональной налоговой политикой, создает условия для роста производства, потребления, доходов в экономике, в том числе и бюджетных.

В Бюджетном кодексе РФ (статья 69) к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

- оказание государственных (муниципальных) услуг, включая ассигнования на оплату контрактов (заказов, закупок) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- социальное обеспечение населения;

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

- предоставление субсидий негосударственным (немуниципальным) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, производящим товары, работы, услуги;

- предоставление межбюджетных трансфертов;

- осуществление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда физическим и юридическим лицам.

В расходной части бюджетов бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местной администрации, а также резервного фонда Президента РФ. Размер резервных фондов исполнительных органов публичной власти не может превышать 3 % общего объема доходов соответствующего бюджета, а резервного фонда Президента РФ – 1 % расходов федерального бюджета. Бюджетные ассигнования названных резервных фондов используется преимущественно для финансирования непредвиденных расходов.

Бюджетными инструментами и механизмами, задействование которых приводит к образованию и использованию доходов бюджета, являются: виды налогов и других обязательных платежей, методы и элементы налогообложения (объекты, налоговые ставки, налоговая база, налоговые льготы, налоговые санкции, налоговая декларация и др.); арендная плата и цены на платные услуги бюджетных учреждений, механизм самообложения и применения мер принудительных изъятий в порядке возмещения ущерба; межбюджетные дотации, субсидии, субвенции и иные трансферты; целевые программы и бюджетирование, ориентированное на результат; виды бюджетных ассигнований, государственные и муниципальные задания, заказы и закупки, субсидии юридическим и физическим лицам; бюджетные инвестиции и нормы расходов; бюджетная классификация и ее элементы; единый счет бюджета; бюджетные резервы и т.д.

Таким образом, экономическое содержание бюджета составляет движение денежных средств в публично-правовой форме бюджетных ресурсов, образование и использование на этой основе доходов государства и местного самоуправления для финансового обеспечения задач и функций по производству, распределению и предоставлению общественных благ (услуг) в результате приведения в действие бюджетных инструментов и механизмов.

Бюджет как финансовая категория выполняет следующие функции: 1) образование бюджетных доходов; 2) использование бюджетных доходов; 3) функцию бюджетного контроля. По содержанию эти функции аналогичны функциям публичных финансов.

По своей организационной форме бюджет строится и исполняется как баланс доходов и расходов, который утверждается законодательным (представительным) органом публичной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Плановым периодом в России является сейчас три года. Превышение доходов над расходами образует профицит бюджета[36], который либо используется для целей дополнительного финансирования бюджетных расходов, либо направляется на пополнение государственных (муниципальных) финансовых резервов (резервных фондов). При превышении расходов над доходами образуется дефицит бюджета. В данном случае балансирование бюджета осуществляется путем покрытия дефицита за счет специальных источников его финансирования, перечень и порядок использования которых регламентируется бюджетным законодательством. В Российской Федерации дефицит федерального бюджета покрывается за счет средств Резервного фонда и государственных заимствований. При этом объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1 % ВВП (этот предел может быть увеличен на сумму бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда РФ, не использованных в отчетном году). Источниками финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований являются преимущественно средства в виде государственных заимствований субъекта РФ и муниципальных заимствований, соответственно. При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 % годового объема его доходов, а размер дефицита местного бюджета – 10 % годового объема его доходов.

Видовое разнообразие бюджетных доходов и расходов, обусловленное разнообразием общественных благ, функций и задач государства и местного самоуправления, вызывает необходимость их классификации, которая получила название бюджетной классификации. Она представляет собой законодательно закрепленную группировку бюджетных доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы страны. Бюджетная классификация РФ включает в себя: 1) классификацию доходов бюджетов; 2) классификацию расходов бюджетов; 3) классификацию источников финансирования дефицита бюджетов; 4) классификацию операций сектора государственного управления. Бюджетная классификация едина для всех уровней и видов бюджетов бюджетной системы РФ (федерального, региональных и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов). Ее можно назвать функциональной бюджетной классификацией, поскольку настроена на функции и задачи государства и местного самоуправления.

1. Классификация доходов бюджетов состоит (приложенрие1) из кодов: главного администратора доходов бюджета[37]; вида доходов, подвида доходов; классификации доходных операций сектора государственного управления. Перечень и коды главных администраторов доходов, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете. Код вида доходов включает в себя группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода. Для бюджетов бюджетной системы РФ установлены следующие единые классификационные группы и подгруппы бюджетных доходов:

1) налоговые и неналоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления: от нерезидентов, от других бюджетов бюджетной системы, от государственных (муниципальных) организаций, от негосударственных организаций, от наднациональных организаций, прочие безвозмездные поступления.

В качестве элементов доходов, включаемых в код вида доходов, признаются все виды бюджетов бюджетной системы РФ: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования).

2. Классификация расходов бюджета бюджетной системы РФ (приложение 2) состоит из кодов: главного распорядителя бюджетных средств[38]; раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов; классификации расходных операций сектора государственного управления. Перечень главных распорядителей средств бюджетов органов государственной власти (местного самоуправления) и бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете. Едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ являются следующие разделы (подразделы) классификации бюджетных расходов:

1) общегосударственные вопросы (функционирование высших должностных лиц страны, субъектов РФ и муниципальных образований, функционирование законодательных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, судебная система, обеспечение деятельности органов финансового, налогового, бюджетного, таможенного контроля и надзора, проведение выборов, международные отношения, государственные материальные резервы, фундаментальные научные исследования, обслуживание долга, резервные фонды, другие вопросы);

2) национальная оборона (Вооруженные Силы РФ, и их модернизация, обеспечение коллективной безопасности, ядерно-оружейный комплекс, прикладные научные исследования, другие вопросы);

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, внутренних дел, юстиции, безопасности, пограничной службы и контроля за оборотом наркотиков, внутренние войска, система исполнительных наказаний, обеспечение пожарной безопасности и другие вопросы);

4) национальная экономика (общеэкономические вопросы, топливно-энергетический комплекс, исследование космического пространства, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, водные ресурсы, лесное хозяйство, транспорт, связь и информатика, прикладные исследования в области экономики, другие вопросы);

5) жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, благоустройство, прикладные исследования, другие вопросы);

6) охрана окружающей среды (экономический контроль, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод, охрана объектов растительного и животного мира, прикладные исследования, другие вопросы);

7) образование (дошкольное, общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее и послевузовское образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, молодежная политика и оздоровление детей, прикладные исследования, другие вопросы);

8) культура, кинематография, средства массовой информации (культура, кинематография, телевидение и радиовещание, периодическая печать и издательства, прикладные исследования, другие вопросы);

9) здравоохранение, физическая культура и спорт (стационарная медицинская помощь, амбулаторная помощь, медицинская помощь в дневных стационарах, скорая медицинская помощь, санаторно-оздоровительная помощь, обеспечение донорской кровью, санитарно-эпидемиологическая помощь, физическая культура и спорт, прикладные исследования, другие вопросы);

10) социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, социальное обеспечение населения, охрана семьи и детства, прикладные научные исследования, другие вопросы);

11) межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований, иные межбюджетные трансферты, межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов);

При этом каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению деятельности) органов публичной власти, проекту для осуществления бюджетных инвестиций присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.

3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов включает в себя следующие коды: главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов[39]; группы, подгруппы, статьи и виды источника их финансирования; классификация соответствующих операций сектора государственного управления. Перечень главных администраторов утверждается законом (решением) о бюджете. Едиными для всех бюджетов группами и подгруппами источников финансирования бюджетных дефицитов являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов: государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации; кредиты кредитных организаций в валюте РФ; бюджетные кредиты от других бюджетов; кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета; иные источники;

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов: государственные ценные бумаги; кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте; иные источники.

Конкретный перечень статей и видов источников финансирования бюджетных дефицитов утверждается законом (решением) о бюджете.

4. Классификация операций сектора государственного управления. Код классификации этих операций состоит из кода их группы, статьи и подстатьи. Такими едиными для всех бюджетов группами и статьями операций сектора государственного управления является:

1) доходы: налоговые доходы, доходы от собственности, доходы от оказания платных услуг, суммы принудительного изъятия, безвозмездные поступления от бюджетов, взносы на социальные нужды, доходы от операций с активами, прочие доходы;

2) расходы: оплата труда и начисления на нее, оплата работ и услуг, обслуживание государственного (муниципального) долга, безвозмездные перечисления организациям, безвозмездные перечисления бюджетам, социальное обеспечение, расходы по операциям с активами, прочие расходы;

3) поступление нефинансовых активов: увеличение (по отдельности) стоимости основных средств, нематериальных активов, не произведенных активов, материальных запасов;

4) выбытие финансовых активов: уменьшение стоимости названных в п.3 нефинансовых активов;

5) поступление финансовых активов: поступление средств на счета бюджетов; увеличение (по отдельности) стоимости ценных бумаг (кроме акций и иных форм участия в капитале), стоимости акций и иных форм участия в капитале, задолженности по бюджетным кредитам, стоимости иных финансовых активов, прочей дебиторской задолженности;

6) выбытие финансовых активов: выбытие средств со счетов бюджета, уменьшение стоимости перечисленных в п. 5 видов финансовых активов;

7) увеличение обязательств: увеличение задолженности отдельно по внутреннему и по внешнему государственному (муниципальному) долгу, увеличение прочей кредиторской задолженности;

8) уменьшение обязательств: уменьшение задолженности по внутреннему и внешнему долгу и прочей кредиторской задолженности.