Основные теоретико-методологические подходы к пониманию культуры

Донаучное познание характеристик культуры, практиковавшееся в рамках мифологических, религиозных и философских воззрений до становления науки Нового времени. Основные теоретико-методологические подходы к пониманию сущности культуры. Антропологический подход (В.М. Межуев, Д.Ф. Марков, В.Н. Гращенков, В.А. Карпушин, Л.К. Круглова, Н.Вс. Исакова): культура как развитие сущностных сил человека, фактор становления личности. Аксиологический подход (С.Л. Франк, М. Вебер, Н.З. Чавчавадзе, Г.П. Выжлецов, В.П. Большаков, В.П. Бранский): культура как «мир ценностей». Креативистский подход (Э.А.Баллер, А.И. Арнольдов, Н.С. Злобин): культура как творчество. Социологический подход (К.Маркс, Ф.Энгельс, М.М.Ковалевский): культура как производная подсистема общества. Деятельностный подход (Э.С.Маркарян, М.С.Каган): культура как формы и результаты чел. деятельности. Информационно-семиотический подход (Л.Уайт, Э.Кассирер, Э.Сепир, Г. Гадамер, Ю.Лотман, А.Моль, В.Степин, А.С.Кармин, А.С. Дриккер): культура как информационно-знаковая система. Системно-синергетический подход (Э.С.Маркарян, М.С.Каган, В.П.Бранский, В.В.Василькова): культура как сверхсложная неравновесная система.

Основные методологические школы изучения культуры. Общая классификация теоретических подходов в культурологии. Эволюционизм – исследование культуры с позиций признания ее прогрессивного развития посредством поэтапного усложнения ее структур. Ответвления эволюционизма: формационная теория, неоэволюционизм, культурный материализм. Органицизм и культурно-историческая школа. Циклические и волновые модели культурной динамики – описание культур как отдельных “самодостаточных” организмов и происходящих в них процессов как замкнутых циклов или повторяющихся волновых движений. Теории цивилизаций как пример циклической трактовки культурной динамики. Диффузионизм. Историческая методология, описывающая культуру на основании принципа линейной хронологической последовательности событий и явлений. Герменевтическая методология, исследующая культуру посредством попытки проникновения в смысл (имманентного понимания) исторического материала. Феноменологическая методология, трактующая объекты культуры на основе редуцирования к феномену (самодостаточной сущности этих объектов и явленности их исследователю). Структурный функционализм – интерпретация социально-культурных процессов как имеющих определенные функции, т.е. решающих какие-то имманентные социальные задачи. Структурализм – описание культурных объектов в ракурсе соотношения понятий “слово” и “вещь” и структуры культуры как системы знаков. Культурные реконструкции на основе семиотической редукции. Культурная психология, изучающая культурные процессы с точки зрения выявления в них устойчивых социально обусловленных состояний человеческой психики. Экзистенционализм. Культурный символизм и постструктурализм как эклектическая методология, выстраивающая интерпретацию материала на основе контекстуальных дискурсов, устанавливаемых по различным основаниям самими авторами исследований. Технократический подход. Пограничные методологические направления, ищущие новые проблемные области культурологической науки: постструктурализм, постмодернизм.