Игра-тренинг

Вместе с детьми сделайте из подручного материала (стуль­чиков, крупных модулей) две пересекающиеся дорожки. По одной из них, изображающей железнодорожные пути, бу­дут двигаться «паровозики», по другой — «машины». Пере­сечение дорог образует железнодорожный переезд. Предло­жите детям разбиться на две подгруппы: пусть вначале пер­вая подгруппа — «паровозики» — освоит свой путь. Для этого, соблюдая дистанцию, организуйте их движение друг за другом по железной дороге. Для создания хорошего эмо­ционального фона подберите соответствующее музыкаль­ное сопровождение.

Затем предложите другой группе детей, изображающей машины, освоить свой путь. Они будут двигаться в обе сто­роны по другой дорожке. Следите за тем, чтобы «машины» придерживались правой стороны и не сталкивались друг с другом.

После того как дети каждой подгруппы проедут по свое­му маршруту, усложните игру и предложите «паровозикам» и «машинам» двигаться по пересекающимся дорожкам. Вни­мательно наблюдайте за поведением детей, отмечая ситуа­ции, в которых произошли столкновения, и ситуации, в ко­торых дети уступали друг другу путь.

Остановив игру, проанализируйте вместе с детьми, по­чему «паровозики» и «машины» иногда сталкивались, ме­шали друг другу. Обсудите с детьми, как следует организо­вать движение, чтобы всем было удобно и безопасно. Вы­слушав ответы, постарайтесь подвести обсуждение к выводу о том, что движение транспорта необходимо регулировать. Расскажите о роли шлагбаума на железнодорожном пере­езде. Можно упомянуть также о семафоре.

После этого продолжите игру, выбрав одного или двоих детей, которые будут изображать шлагбаум: поднимать и опускать руки, открывая и закрывая таким образом путь «машинам». Обратите их внимание на то, что закрытие шлагбаума означает остановку движения поездов-«парово­зиков». В этом случае столкновение невозможно. Если это все-таки произойдет, проанализируйте вместе с детьми, кто из участников игры нарушил правила.

Аналогичный тренинг может предшествовать объяснени­ям правил регулирования дорожного движения на улицах города, где вместо шлагбаума работает светофор. В этой роли может выступить один из участников игры, который в нужный момент поднимает красный (зеленый, желтый) флажок или дру­гой предмет соответствующего цвета (кубик, картонный кру­жок). Далее тренинг можно усложнить: двое детей синхрон­но подают цветовые сигналы, причем один из них указывает путь зеленым сигналом для одного направления движения («паровозам»), а другой — красным сигналом — показывает «стоп» транспорту, который двигается в перпендикулярном направлении («машинкам»). Затем оба одновременно «вклю­чают» желтый свет.