Анализ валового дохода торгового предприятия

 

Основным источником доходов от торговой деятельности являются торговые надбавки, а по некоторым товарам – торговые скидки по реализованным товарам. Сумма реализованных надбавок и скидок составляет валовой доход торгового предприятия (ВД). Расчетным путем его определяют как разность между выручкой (нетто) и покупной стоимостью реализованных товаров.

Отношение суммы валового дохода к объему выручки, выраженное в процентах, называется средним уровнем валового дохода (УВД):

.

Сумма и средний уровень валового дохода являются важнейшими показателями, от которых зависят финансовые результаты работы торгового предприятия. При прочих равных условиях рост этих показателей содействует увеличению суммы прибыли и росту рентабельности.

В процессе анализа следует изучить динамику данных показателей за 3 – 5 лет. Средний уровень валового дохода целесообразно сравнить с данными других аналогичных предприятий торговли. После этого необходимо проанализировать выполнение плана по исследуемым показателям за отчетный период и установить причины изменения их уровня. Конечная цель анализа – выявить возможности увеличения валового дохода и обосновать пути их реализации.

На изменение суммы валового дохода оказывают влияние многочисленные факторы, систематизировать которые можно следующим образом (рис.2.2).

 
 

 


Рис. 2.2. Структурно-логическая факторная модель суммы валового дохода

 

Факторную модель суммы валового дохода по отдельным товарным группам (видам продаж) можно представить в виде произведения следующих факторов:

.

Для расчета влияния данных факторов на сумму валового дохода можно использовать прием абсолютных разниц (табл.2.11).

Таблица 2.11. Данные об изменении суммы и уровня валового дохода

 

Вид товара Товарооборот, млн руб. Структура товаро- оборота, % Уровень валового дохода, %
t1 t0 t1 t0 t1 t0 D
 
A 485,0 28,0 28,3 12,0 12,5 +0,5
B 335,8 19,5 17,1 13,0 13,2 +0,2
C 428,8 24,8 19,5 15,0 15,8 +0,8
D 479,4 27,7 35,1 20,0 22,0 +2,0
Итого 15,15 16,6 +1,45

 

Продолжение табл. 2.11

 

Вид товара Сумма валового дохода, млн руб. Изменение суммы валового дохода
Общее (гр.9 – гр.8) В том числе за счет:
t1 t0 товарооборота [(гр.2-гр.1)* гр.5] уровня надбавок (гр.7 * гр.2)
 
A 58,2 72,5 +14,3 +11,4 +2,9
B 43,7 46,2 +2,5 +1,8 +0,7
C 64,3 63,2 -1,1 -4,3 +3,2
D 95,8 158,4 +62,6 +48,2 +14,4
Итого 262,0 340,3 +78,3 +57,1 +21,2

 

Сумма валового дохода в целом предприятию, кроме того, зависит еще и от структуры товарооборота по ассортиментному составу или по видам продаж:

.

Для расчета влияния данных факторов используем способ цепной подстановки:

Общее изменение суммы валового дохода

DВДобщ = 340,3 –262,0 = +78,3 млн руб.;

в том числе за счет:

а) объема товарооборота

DВДто = 310,7 – 262,0 = +48,7 млн руб.;

б) структуры товарооборота

= 319,1 – 310,7 = +8,4 млн руб.;

в) уровня валового дохода по отдельным товарным гоуппам

= 340,3 – 319,1 = +21,2 млн руб.

Продолжая анализ, необходимо изучить влияние факторов на изменение среднего уровня валового дохода. Основными из них являются:

· структура товарооборота;

· уровень валового дохода по отдельным видам товаров (видам продаж).

.

Рассчитаем их влияние способом абсолютных разниц:

Итого +1,45 %

Таким образом, увеличение среднего уровня валового дохода на данном предприятии произошло в основном за счет повышения уровня надбавок по всем группам товаров, а в особенности по группе D. Увеличение удельного веса данной группы в общем объеме продаж также способствовало повышению среднего уровня и суммы валового дохода.

 

2.8. Анализ маржи покрытия и безубыточности

Маржа покрытия (валовая прибыль, маржинальная прибыль) в торговле определяется как разность между валовым доходом (после выплаты всех налогов из валового дохода) и суммой условно-переменных издержек обращения по реализованным товарам.

.

млн руб.

млн руб.

Ее сумма может измениться из-за объема товарооборота (ТО), среднего уровня валового дохода (УВД), уровня налогового изъятия валового дохода ( ) и среднего уровня переменных издержек обращения ( ):

Изменение суммы маржи покрытия за счет:

· объема товарооборота

млн руб.;

· среднего уровня валового дохода

млн руб.;

· среднего уровня налогового изъятия валового дохода

млн руб.;

· среднего уровня переменных издержек обращения

млн руб.

Необходимо также определить и проанализировать безубыточный объем продаж (пороговое значение товарооборота), при котором обеспечивается нулевой финансовый результат. В торговле он рассчитывается следующим образом:

млн руб.;

млн руб.;

млн руб.;

млн руб.;

млн руб.

Безубыточный (пороговый) объем товарооборота уменьшился в отчетном году на 63 млн руб., в том числе за счет изменения:

· суммы постоянных издержек обращения

1508 – 1382 = +126 млн руб.;

· среднего уровня валового дохода

1283 –1508 = –225 млн руб.;

· среднего уровня налогового изъятия валового дохода

1298 – 1283 = +15 млн руб.;

· среднего уровня издержек обращения

1319 – 1298 = +21 млн руб.

Данные расчета влияния факторов показывают, что безубыточный объем продаж снизился в основном из-за повышения среднего уровня валового дохода. Все остальные факторы способствовали его росту.

После этого можно определить запас безопасности торгового предприятия, который покажет, насколько выше или ниже фактический объем товарооборота его критического значения, обеспечивающего безубыточную деятельность:

Как показывают приведенные данные, запас безубыточности данного торгового предприятия вырос на 15,6 % в основном за счет увеличения объема товарооборота и повышения среднего уровня валового дохода, что подтверждают результаты факторного анализа данного показателя:

 

Изменение запаса безубыточности за счет:

 

· объема товарооборота

32,6 – 20,0 = +12,6 %;

· суммы постоянных затрат

26,4 – 32,6 = –6,2 %;

· среднего уровня валового дохода

37,4 – 26,4 = +11,0 %;

· уровня налогового изъятия валового дохода

36,7 – 37,4 = –0,7 %;

· среднего уровня переменных издержек обращения

35,6 – 36,7 = –1,1 %.

 

 

2.9. Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия

 

Финансовые результаты торгового предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль от торговой деятельности представляет собой разность между суммой валового дохода и издержек обращения, или как разность между маржинальной (валовой) прибылью и суммой условно-постоянных затрат. Ее величина зависит от многих факторов. В процессе их систематизации можно выделить следующие факторы первого порядка:

· объем товарооборота (ТО);

· средний уровень валового дохода ( );

· изменение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых из валового дохода ( ).

· средний уровень переменных издержек обращения ( );

· сумма постоянных издержек обращения (А).

Факторная модель прибыли от торговой деятельности имеет следующий вид:

, или

Если учесть, что товарооборот зависит от массы реализованных товаров (q) и цен на товары (р), то расширенная факторная модель прибыли выглядит следующим образом:

.

Она позволяет установить, как изменилась сумма прибыли за счет физического объема продаж, цен на товары, структуры товарооборота, уровня валового дохода по i-м товарам, уровня налогового изъятия валового дохода, среднего уровня переменных издержек обращения и общей суммы постоянных издержек обращения торгового предприятия.

Для расчета влияния данных факторов необходимо иметь информацию, приведенную в табл. 2.12.

Таблица 2.12. Исходные данные для факторного анализа прибыли

и рентабельности

Показатель Значение показателя
t1 t0
Товарооборот, млн руб.
Товарооборот фактический по плановым ценам, млн руб.  
Сумма издержек обращения, млн руб.
В том числе:    
переменных
постоянных
Средний уровень издержек обращения, % 13,13 12,68
В том числе переменной части 6,18 6,34
Сумма валового дохода, млн руб. 340,3
Налоги, взимаемые из валового дохода, млн руб.   5,0   8,3
Средний уровень валового дохода, % 15,15 16,6
Уровень налогового изъятия валового дохода к товарообороту, %   0,29   0,405
Прибыль, млн руб. 30,0 72,0
Среднегодовая сумма операционного капитала, млн руб. 195,2
Коэффициент оборачиваемости капитала 10,5
Рентабельность продаж, % 1,74 3,5
Рентабельность издержек обращения, % 13,22 27,69
Рентабельность операционного капитала, % 20,8 36,88

 

На основании приведенных данных определим сначала сумму прибыли в базисном периоде при базисном значении всех факторных показателей:

П0 = 1729 ‧ (15,15 – 0,29 – 6,18)/100 –120 = 30,0 млн руб.

После этого рассчитаем сумму прибыли при фактическом объеме продаж отчетного периода, но при базисных ценах на товары и базисном значении всех остальных факторов:

Пусл1 = 1902 ‧ (15,15 –0,29 – 6,18) / 100 – 120 = 45,1 млн руб.

Сопоставив полученный результат с базисной суммой прибыли видим, что за счет прироста физического объема продаж сумма прибыли увеличилась на 15,1 млн руб. (45,1 – 30,0).

Затем определим сумму прибыли при фактическом объеме продаж и при фактических ценах на товары, но при базисном уровне всех остальных факторных показателей:

Пусл2 = 2050 ‧ (15,15 –0,29 – 6,18)/100 – 120 = 57,9 млн руб.

За счет изменения уровня цен на товары сумма прибыли возросла на 12,8 млн руб.(57,9 – 45,1).

После этого исчислим величину прибыли при фактическом объеме товарооборота, фактической его структуре и фактическом уровне надбавок на отдельные виды товаров, но при базисном значении переменных и постоянных издержек обращения:

Пусл3 = 2050 ‧ (16,6 – 0,29 – 6,18)/100 – 120 = 87,6 млн руб.

В связи с изменением уровня надбавок сумма прибыли увеличилась на 29,7 млн руб.(87,6 – 57,9).

При изменении следующего фактора – уровня налогового изъятия валового дохода – прибыль составит

Пусл4 = 2050 ‧ (16,6 – 0,405 – 6,18)/100 – 120 = 85,3 млн руб.

Следовательно, за счет повышения уровня налогового изъятия валового дохода прибыль уменьшилась на 2,3 млн руб. (85,3 – 87,6).

А сейчас определим сумму прибыли при всех фактических условиях, кроме суммы постоянных издержек:

Пусл5 =2050 ‧ (16,6 – 0,405 – 6,34) /100 – 120 = 82,0 млн руб.

Сопоставление полученного результата с предыдущим показывает, что за счет повышения уровня переменных издержек с 6,18 до 6,34 % сумма прибыли уменьшилась на 3,3 млн руб.(82,0 – 85,3).

Фактическая сумма прибыли составляет

П1 = 2050 ‧ (16,6 – 0,405 – 6,34)/100 – 130 = 72,0 млн руб.

Она уменьшилась на 10 млн руб.(72 – 82) за счет увеличения суммы постоянных издержек обращения.

Этот расчет можно представить в системном виде (табл.2.13).

Таблица 2.13. Расчет влияния факторов на сумму прибыли

  Расчет суммы прибыли, млн руб. Фактор
Объем продаж Цены Уровень валового дохода Уро-вень налога из вало-вого дохода Уровень перемен ных издержек Сумма постоян-ных издержек
П0=1729 ‧ (15,15 –0,29 – 6,18)/100 –120 = 30,0 t0 t0 t0 t0 t0 t0
Пусл1=1902 ‧ (15,15 – 0,29 – 6,18) / 100–120 = 45,1 t1 t0 t0 t0 t0 t0
Пусл2=2050 ‧ (15,15 – 0,29 – 6,18)/100 – 120 = 57,9 t1 t1 t0 t0 t0 t0
Пусл3=2050 ‧ (16,6 – 0,29 – 6,18)/100 – 120 = 87,6 t1 t1 t1 t0 t0 t0
Пусл4=2050 ‧ (16,6 – 0,405 – 6,18)/100 – 120 = 85,3 t1 t1 t1 t1 t0 t0
Пусл4=2050 ‧ (16,6 – 0,405 – 6,34)/100 – 120 = 82,0 t1 t1 t1 t1 t1 t0
Пусл4=2050 ‧ (16,6 – 0,405 – 6,34)/100 – 130 = 72,0 t1 t1 t1 t1 t1 t1
Изменение прибыли, общее +42,0 В том числе за счет факторов   +15,1   +12,8   +29,7   –2,3   -3,3   -10,0

 

Рентабельность работы торгового предприятия может характеризоваться разными показателями. Одним из них является рентабельность оборота, который рассчитывается отношением прибыли от торговой деятельности к товарообороту (выручке-нетто) в текущих ценах. Факторная модель данного показателя:

.

Используя данные таблицы 2.12 и 2.13, проведем факторный анализ рентабельности оборота по вышеприведенной модели, последовательно заменяя в числителе и знаменателе формулы базисное значение каждого факторного показателя на фактическое в отчетном периоде:

;

;

;

;

;

;

;

Рентабельность продаж выше прошлогоднего уровня на 1,76 % (3,5 – 1,74), в том числе за счет изменения:

· физического объема продаж

= 2,37 – 1,74 = +0,63 %;

· отпускных цен на товары

=2,82 – 2,37 = +0,45 %;

· уровня валового дохода

= 4,27 – 2,82 = +1,45 %;

· уровня налогового изъятия валового дохода

= 4,16 – 4,27 = –0,11 %;

· уровня переменных издержек

= 4,00 – 4,16 = –0,16 %;

· суммы постоянных издержек

= 3,50 – 4,00 = –0,50 %.

При изучении эффективности функционирования торгового предприятия изучают также рентабельность издержек обращения (отношение прибыли у сумме издержек обращения). Данный показатель характеризует окупаемость издержек торгового предприятия. Его факторная модель выглядит так:

.

По данным табл.2.12 и 2.13 определим, насколько изменился уровень рентабельности за счет каждого фактора данной модели, используя метод цепной подстановки:

· уровень рентабельности базисного периода:

;

· уровень рентабельности при изменении физического объема продаж:

· уровень рентабельности при изменении физического объема продаж и отпускных цен

· уровень рентабельности при изменении физического объема продаж, отпускных цен и среднего уровня валового дохода:

· уровень рентабельности при изменении физического объема продаж, отпускных цен, среднего уровня валового дохода и среднего уровня налогового изъятия валового дохода :

· уровень рентабельности при изменении физического объема продаж, отпускных цен, среднего уровня валового дохода, среднего уровня налогового изъятия валового дохода и среднего уровня издержек обращения:

 

· фактический уровень рентабельности:

 

 

Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 14,47 %.

DRобщ = 27,69 – 13,22 = +14,47 %.

В том числе за счет изменения:

· физического объема продаж

DRq = 19,03 – 13,22 = +5,81 %;

· отпускных цен на товары:

DRц = 23,4 –19,03 = +4,37 %;

· уровня валового дохода

DRувд=35,5 – 23,4 = +12,1 %;

· уровня налогового изъятия валового дохода

DRун = 34,58 – 35,50 = 0,92 %;

· уровня переменных издержек

DRупи=32,8 – 34,58 = –1,78 %;

· суммы постоянных издержек

DRА = 27,69 – 32,8 = –5,11 %.

Для обобщенной оценки эффективности торговой деятельности необходимо рассчитать и проанализировать рентабельность операционного капитала торговой организации, уровень которой определяется отношением суммы прибыли от торговой деятельности к среднегодовой сумме активов предприятия, задействованных в основном операционном процессе. Для факторного анализа рентабельности операционного капитала может быть использована следующая модель:

,

где RОК – рентабельность операционного капитала;

ОК – средняя сумма операционного капитала;

Коб – коэффициент оборачиваемости операционного капитала.

 

Для расчета влияния данных факторов используем выше приведенные данные табл.2.12 и 2.13:

;

В целом уровень рентабельности операционного капитала повысился на 16,05 % (36,88 – 20,83), в том числе за счет изменения:

 

 

объема продаж DRq = 28,45 – 20,83= +7,62 %
цен реализации DRp = 33,90 – 28,45 = +5,45 %
уровня валового дохода DRувд= 51,30 – 33,90 = +17,4 %
уровня налогового изъятия валового дохода DRун = 49,94 – 51,30 = –1,36 %
уровня переменных издержек обращения DRупи= 48,00 – 49,94 = –1,94 %
постоянных издержек обращения DRА = 42,15 – 48,00 = –5,85 %
коэффициента оборачиваемости капитала D RКоб= 36,88 – 42,15= –5,27 %

 

Как видно из приведенных данных, росту рентабельности операционного капитала способствовали увеличение объема продаж, рост отпускных цен на товары, повышение среднего уровня валового дохода. За счет повышения удельных переменных издержек и увеличения суммы постоянных затрат рентабельность инвестированных средств в торговый бизнес снизилась на 7,8 %. Снижению рентабельности капитала способствовал также рост налоговой нагрузки на валовой доход. Замедление оборачиваемости капитала вызвало также снижение рентабельности капитала на 5,27 %, что свидетельствует о некотором спаде деловой активности данного торгового предприятия.

Анализ финансовых результатов должен завершаться определением резервов роста прибыли и рентабельности за счет конкретных мероприятий, способствующих увеличению товарооборота, оптимизации его структуры, снижению уровня издержек обращения и росту уровня валового дохода.

При этом следует учитывать, что одни мероприятия направлены исключительно на увеличение объема товарооборота, другие – только на снижение издержек обращения, третьи – на повышение уровня валового дохода и т.д. Для внедрения одних мероприятий требуются определенные дополнительные затраты, для других – они не требуются. Одни мероприятия направлены на расширение производственной мощности торговой организации, что влечет за собой рост постоянных издержек обращения, при этом уровень переменных затрат на рубль товарооборота может остаться на прежнем уровне. Напротив, другие мероприятия могут способствовать только экономии прямых издержек обращения (экономия заработной платы, расходов на транспортировку грузов, но при этом сумма постоянных затрат остается без изменения. Некоторые мероприятия могут способствовать сокращению, как переменных, так и постоянных издержек.

Подсчет резервов роста прибыли и рентабельности должен основываться на системном подходе, с учетом степени чувствительности всех показателей, формирующих их уровень, к определенному мероприятию (рис. 2.3).

 

 

 
 

 


Рис. 2.3. Структурно-логическая модель определения резервов роста

и рентабельности за счет организационных и инновационных мероприятий

 

Согласно этой схеме, вначале необходимо определить резервы увеличения объема товарооборота, роста среднего уровня валового дохода и снижения среднего уровня издержек обращения за счет определенных мероприятий. После этого можно рассчитать резерв увеличения прибыли от торговой деятельности путем сравнения ее фактической суммы с прогнозируемой (расчетной):

Для определения резерва роста рентабельности продаж (оборота) за счет определенного мероприятия необходимо рассчитать возможный его уровень и сравнить с фактическим:

.

Аналогичным образом определяется резерв роста рентабельности издержек обращения:

.