Генераторное (рекуперативное) торможение.
Общие положения. Электрические машины обратимы, то есть могут работать в двигательном, генераторном, тормозном режимах. При тормозном режиме создаваемые им моменты противодействуют движению. В двигательном режиме момент и направление вращения направлены в одну сторону, что соответствует отдаче энергии двигателем. В режиме торможения знаки М и w различны, следовательно, двигатель потребляет энергию от рабочей машины.
Весьма часто в современных ЭП необходимо быстро и точно остановить механизм или изменить его направление вращения (движения). Быстрота и точность, с какой будут проделаны эти операции, во многих случаях определяют производительность механизма, а иногда и качество вырабатываемого продукта.
Генераторное торможение (рисунок 7):
при w=w0; E=U; Iя=0; M=0 – идеальный холостой ход,
w<w0; E<U; Iя>0; M>0 – двигательный режим,
w>w0; E>U; Iя<0; M<0 – генераторное торможение.
|
Чем больше Rдоб, тем больше частота вращения в генераторном режиме.
Этот способ торможения возможен, например, в приводах транспортеров и подъемных механизмов при спуске груза и при некоторых способах регулирования скорости, когда двигатель проходит значения w>w0. Такое торможение является весьма экономичным, поскольку проходит рекуперацию за вычетом потерь в двигателе. Торможение этим способом может быть осуществлено в ограниченных пределах, т.к. не во всех приводах возможно соблюдение условий w>w0. Например, тормозной спуск груза с помощью лебедки (можно через редуктор), рисунок 8.
|
В данном случае лебедка опускает груз со скоростью, которая больше скорости идеального хода. Двигатель включают в точке 1 в направление спуска груза. Под действием момента груза двигатель разгоняется до точки 2, пока тормозной момент не уравновесится моментом сопротивления груза.
Или электродвигатель можно на короткое время перевести в режим генераторного торможения, используя запас кинетической энергии системы двигатель - рабочая машина. Такой режим может иметь место при мгновенном уменьшении напряжения в сети (рисунок 9).
|