Государственная политика: понятие и сущность.

Политика есть искусство управления государством, ведение государственных дел, содержание деятельности органов власти. При этом она всегда отражает некие интересы (в первую очередь, экономические), вытекая из экономического состояния общества. Одновременно политика обладает самостоятельностью и воздействует на все сферы жизни человека и общества в целом.

Безусловно, следует отличать политику реальную и формальную и учитывать, что реальная политика может маскироваться суррогатными управленческими структурами, декларативными заявлениями и документами.

В Республике Беларусь главным фактором формирования государственной политики является воля народа, которую он проявляет на референдумах, выборах и в иных формах. В свою очередь, имея базисную поддержку и доверие народа, государственные органы власти и должностные лица разрабатывают стратегию и тактику управления страной, которые фиксируются и материализуются в нормативных правовых и иных актах. Органы государственного управления, применяя как мягкие, так и директивно жесткие меры принудительного характера, далее реализуют на практике упомянутые стратегические цели и тактические решения.

Отметим, что сфера исследования государственной политики, равно как и теория административно-государственного управления, прошла сложную эволюцию. При этом следует четко понимать, что государственная политика всегда была связана с процессом имплементации (исполнения) принятых политических решений.

Определенную сложность для ученых представляет тот факт, что понятийный аппарат отечественной и западной литературы в соответствующей отрасли научного знания зачастую не совпадает. В то время, как в отечественной науке активно используются термины «государственная политика» и «государственное управление», в западной литературе отдают предпочтение понятиям «Public Policy» и «Public Administration» («публичная (общественная) политика» и «публичное администрирование»).

Природа упомянутых расхождений логически происходит и теснейшим образом связана, прежде всего, с имеющимися различиями теоретико-методологического характера. В западной науке исследование государственной (общественной) политики и управления находилось в плоскости междисциплинарных исследований, в совокупности включающей достижения не только юридической, но и политической и экономической науки, область научного менеджмента и прочее. А в Советском Союзе и первоначально на постсоветском пространстве упомянутые изыскания сосредотачивались в основном в сфере юридического знания.

И это далеко не случайно, ибо в западной социальной науке публичная сфера, как правило, понимается как область политико-государственных отношений. Термин же «публичная политика» подразумевает сочетание демократического правления и эффективного государства, в т.ч. достигаемых в результате надлежащего применения технологий политического менеджмента в масштабах всего общества.

Сравним определения указанных понятий. Государственная политика – это целенаправленный курс правительства на комплексное разрешение различных социально-экономических, культурных, правовых, военных и иных проблема общества в целом и его социальных групп в частности. Публичная (общественная) политика – это решения и программы, которые атрибутированы должным образом и воплощаются в жизнь профессиональными управленцами. И с учетом необходимости развития в условиях политико-экономических преобразований в Беларуси иных бывших советских республиках именно междисциплинарных изысканий закономерной тенденцией представляется активизация использования в отечественной литературе наряду с понятием «государственная политика» термина «публичная политика».