Балансировка вращающихся деталей машин
Быстровращающиеся детали в машинах должны быть сбалансированы, так как в противном случае они создают вибрации.
Несбалансированность,называемая иногда неуравновешенностью, бывает статическая и динамическая.Деталь, динамически уравновешенная, будет и статически уравновешена.
Динамическую неуравновешенность можно обнаружить лишь при вращении детали ввиду возникновения пары сил Р, действующих на расстоянии L и создающих на опорах силы, направленные в разные стороны.
Детали, у которых величинаL может достигать значительных размеров (например, коленчатые валы автомобильных и тракторных двигателей), должны подвергаться динамической балансировке. Чем больше число оборотов детали, тем в большей степени сказывается влияние динамической неуравновешенности. Как статическая, так и динамическая неуравновешенность исправляется добавлением груза или, наоборот, удалением части металла, обусловливающей неуравновешенность тела, путем высверливания,фрезерования и т. д.
Станки для статической и динамической балансировки.
Балансировка производится на специальных балансировочных приборах, стендах или станках, предназначенных для статической или динамической балансировки. Существуют автоматические линии для балансировки, например, автоматическая линия для динамической балансировки коленчатых валов автомобильных и тракторных двигателей; на этой линии весь процесс балансировки, включая высверливание излишнего металла,автоматизирован.
Процесс балансировки состоит из двух частей: 1) определение места и величины дисбаланса (т. е. силы,характеризующей неуравновешенность) и 2) устранение дисбаланса. Для статической; балансировки в мелкосерийном производстве применяют; различные устройства, одно из которых схематически показано на рис. 308. Деталь 1 типа шкива или маховика, надетая на оправку 2 (рис.308,а), устанавливается на два стальных ножа 3, закрепленных в стойках 4. Деталь, повернутая от руки, постепенно останавливается в таком положении, при котором наиболее тяжелая часть ее будет находиться внизу.
После этого подбирают груз, который, будучи закреплен в верхней части детали, статически уравновесил бы ее. Деталь уравновешивается высверливанием отверстий, заливанием свинца или приклепыванием специальных грузов. Более точный стенд для статической балансировки имеет вместо ножей две пары закаленных роликов 5, свободно вращающихся в шарикоподшипниках.
В массовом производстве,например в автотракторостроении, для статической балансировки маховиков и шкивов применяются специальные станки.