Балансировка вращающихся деталей машин

Быстровращающиеся детали в машинах должны быть сбаланси­рованы, так как в противном случае они создают вибрации.

Несбалансированность,называемая иногда неуравновешенностью, бывает статическая и динамическая.Деталь, динамически уравнове­шенная, будет и статически уравновешена.

Динамическую неуравновешенность можно обнаружить лишь при вращении детали ввиду возникновения пары сил Р, дей­ствующих на расстоянии L и создающих на опорах силы, направ­ленные в разные стороны.

Детали, у которых величинаL может достигать значительных раз­меров (например, коленчатые валы автомобильных и тракторных двигателей), должны подвергаться динамической балансировке. Чем больше число оборотов детали, тем в большей степени сказывается влияние динамической неуравновешенности. Как статическая, так и динамическая неуравновешенность исправляется добавлением гру­за или, наоборот, удалением части металла, обусловливающей неурав­новешенность тела, путем высверливания,фрезерования и т. д.

Станки для статической и динамической балансировки.

Балансировка производится на специальных балансировочных при­борах, стендах или станках, предназначенных для статической или динамической балансировки. Существуют автоматические линии для балансировки, например, автоматическая линия для динамической балансировки коленчатых валов автомобиль­ных и тракторных двигателей; на этой линии весь процесс балансиров­ки, включая высверливание излишнего металла,автоматизирован.

Процесс балансировки состоит из двух частей: 1) определение места и величины дисбаланса (т. е. силы,характеризующей неуравновешенность) и 2) устранение дисбаланса. Для статической; балансировки в мелкосерийном производстве применяют; различные устройства, одно из которых схематически показано на рис. 308. Деталь 1 типа шкива или маховика, надетая на оправку 2 (рис.308,а), устанавливается на два стальных ножа 3, закреплен­ных в стойках 4. Деталь, повернутая от руки, постепенно останавли­вается в таком положении, при котором наиболее тяжелая часть ее будет находиться внизу.

После этого подбирают груз, который, будучи закреплен в верх­ней части детали, статически уравновесил бы ее. Деталь уравнове­шивается высверливанием отверстий, заливанием свинца или прик­лепыванием специальных грузов. Более точный стенд для статической балансировки имеет вместо ножей две пары за­каленных роликов 5, свободно вращающихся в шарикоподшипниках.

В массовом производстве,например в автотракторостроении, для статической балансировки маховиков и шкивов применяются специ­альные станки.