Методика применения ТСО в профессиональном обучении

При планировании занятий (разработке календарно-тематического плана) педагог должен предусмотреть, какие наглядные пособия, ТСО и техническое обеспечение ему понадобятся для более эффективного освещения той или иной темы, для достижения целей урока, которые были поставлены.

При выборе наглядных средств обучения, в том числе ТСО и СИТ необходимо:

- учитывать возрастные особенности учащихся (для школьников младшего и среднего возраста наглядность должны быть натуральная, яркая изобразительная, игровые программы, видеофильмы и т.п.; для подросткового и старшего возраста наряду с натуральной наглядностью применяют изобразительную, знаковую, имитирующие программы и т.п.), а также уровню их знаний и степени абстракции.

- тип урока и цели занятия (теоретические – презентации лекций, слайд - лекции, кодограммы с чертежами, графиками, формулами, электронные учебники; уроки производственного обучения – видеофильмы, электронные инструкционные карты, инструкционные и технологические карты на кодограммах и т.п.);

- возможности педагога и материально-технической базы учебного заведения.

Требования к визуальным техническим средствам учебного назначения (текстовые документы, кодограммы, презентации, слайды, диапозитивы):

1. Текст должен быть набран достаточным по величине шрифтом, чтобы при проецировании на экран аудитории быть различимым без труда с задних парт.

2. Основные понятия, заголовки, важный материал выделяется жирным шрифтом или курсивом.

3. В учебный текст включается только необходимая информация, которая должна быть законспектирована учащимися во избежании переутомления зрительного анализатора. Все пояснения, дополнительные материалы, занимательные факты и примеры не включаются в основной текст.

4. Рисунки и чертежи должны быть выполнены четко и в достаточном для зрительного восприятия масштабе, по требованиям ГОСТов, без графических ошибок, по возможности разным цветом. Рисунки должны иметь названия.

5. Элементы одинакового значения должны иметь одинаковую форму изображения и связи (величину символов, линий, стрелок, соотношение сторон, обрамление, подчеркивание и т.д.).

6. В схемах, изображающих динамику, следует при помощи стрелок показывать изменения между функциональными элементами, причинами и следствиями.

7. При комбинации статических и динамических схем полезно их выделять различным оформлением.

Требования к аудиальным средствам обучения:

  1. Аудиальные технические средства обучения должны иметь качественное звучание.
  2. Озвученный текст не должен состоять из сложноподчиненных фраз длиною более 15-20 слов, т.к. он тяжело воспринимается на слух. Предложения должны быть логически оформлены и завершенными по смыслу.
  3. Звуковое оформление текса должно быть четким, с логическими паузами, с выраженной интонацией.

Прежде чем перейти к комплексному использованию технических средств, преподаватель должен тщательно ознакомиться с имеющимся фондом и по каждому материалу сделать для себя небольшую аннотацию. В ней в предельно лаконичной форме должно найти отражение следующее: краткое содержание; сколько времени займет просмотр (прослушивание); в каком месте следует сделать перерыв, если это необходимо; какая работа должна быть проведена до применения средства. При подборе технических средств преподаватель руководствуется следующими положениями:

- технические средства обучения должны обеспечивать наиболее сложные темы,

- демонстрировать процессы, которые трудно или невозможно наблюдать в действительности,

- раскрывать исторически отдаленные общественные явлния или ситуации в динамике, а также предметы и явления, которые целесообразно преподносить в экранном или звуковом художественном изображении.