Технологическая карта разборки и сборки двигателя.

 

Разборкой называется расчленение электрической машины на отдельные детали и узлы. Важнейшая задача — выполнить ее так, чтобы не допустить дополнительных повреждений в машинах и их составляющих.

Для этого перед разборкой, в частности, при сильной коррозии крепежных деталей все болты, гайки и места соединений смазываются трансформаторным или машинным маслом. Иногда на них целесообразно накладывать ветошь, смоченную маслами или керосином, другими органическими растворителями. Время воздействия растворителя определяется опытом если ганка или винт не проворачиваются его продлевают.

Рисунок 6. Последовательность разборки асинхронного двигателя типа 4А (мощностью до 10 кВт)

Порядок разборки, используемые приспособления и инструменты зависят от типа машины, её мощности и особенностей конструкции. Для асинхронного двигателя серии 4А мощностью до 10 кВт с короткозамкнутым ротором, закрытого, обдуваемого исполнения порядок разборки следующий:

• снимается кожух вентилятора 2 (рис 6. а) Для этого отвинчиваются винты его крепления к корпусу машины

• снимается вентилятор 1 при этом предварительно удаляется пружинное кольцо из канавки вала. Для съема в стальной втулке вентилятора часто имеются специальные отверстия с резьбой

• удаляется крепеж, снимаются подшипниковые крышки 3.

• снимается задний подшипниковый щит 5 (рис. 6, б). расположенный со стороны снятого вентилятора.

Для снятия (после удаления болтов крепления щита) легкими ударами молотка из мягкого материала (из дерева, алюминия и т.п.) по кромке детали перемещают щит от корпуса вдоль вала. При этом вал ротора рукой или приспособлением придерживают на весу, чтобы предупредить его падение на статор, иначе можно повредить листы стали магнитопровода. Допустимо использование обычного молотка. но в этом случае необходимо применять мягкие прокладки. Часто при выполнении такой работы используют специальные приспособления. такие как универсальный винтовой съемник (рис 7) или гидравлический передвижной съемник и т.п.

1- упор; 2 – винт; 3 – захват; 4 – рукоятка

Рисунок 7- Универсальный винтовой съемник.

 

Снимается передний щит 4 (расположенный со стороны привода), также предварительно снимаются болты крепления (рис 7. в). Обычно он отделяется вместе с ротором 6. Однако нередко последним после снятия подшипниковых щитов остается в расточке статора, тогда проводится специальная операция по выводу ротора (рис. 7, в). По массе роторы делят на микро (0,01-0,1 кг) малые (0,1-3 кг), средние (3-1000 кг).

При удалении ротора необходимо следить, чтобы не повредить лобовые части обмотки, крылья вентилятора (на беличьей клетке), магнитопровод и другие детали. Вывод ротора из статора — одна из наиболее ответственных операций, малейшая небрежность приводит к серьезным повреждениям (нарушениям изоляции токоведущих частей повреждению магнитопровода и др.) Малые роторы вынимают вручную, подложив в воздушный зазор электрокартон, или используя деревянные подставки под вал. Средние и крупные — с помощью приспособлений различных конструкций (в зависимости от конструкции и массы ротора), например, как на рис. 8.

 

Рисунок 8- Вывод ротора при помощи

 

Допустимо вынимать ротор и при съеме переднего щита. Но еще раз подчеркнем, что следует внимательно следить, чтобы не допустить при выполнении этой операции повреждений других деталей машины.

Обычно шарикоподшипники (8) остаются на валу ротора и снимаются с него съемниками лишь в случаях их замены или ремонта деталей ротора (рис 7, г).

У асинхронных электродвигателей с фазным ротором при снятии заднего щита (расположенного со стороны контактных колец) вначале снимают кожух, затем вынимают щетки и, наконец, отвинтив крепящие болты, снимают корпус колец. При этом отпаивают соединительные хомутики от выводных концов. Снятие и разборку контактных колец выполняют только в случае их ремонта так же, как и коллекторов машин постоянного тока.

При разборке узлов, детали которых соединены с большим натягом (подшипник с валом и др.), если съемка вызывает «задир» металла на посадочном месте, используют разогрев деталей, например, поливом снимаемой детали горячим маслом. Отдельные ремонтные предприятия используют для этой цели установки индукционного нагрева. Магнитный поток, проходя через насаженную деталь, разогревает ее вихревыми токами. После разборки электрической машины ее детали и узлы очищают или проводят мойку.