Крыло, всё-таки, тряпочное.

Как часто вы надуваете крыло в поле после того, как начали летать? Между прочим, на горе очень хорошо видно пилотов, которые игнорируют это упражнение. Не говоря уже про то, что там же в поле можно начинать отрабатывать действия в особых случаях, как-то: расправление крыла при его складывании, компенсация вращений.

Расправьте крыло для полъёма обратным стартом. Заверните одно ухо и засуньте его в стропы. Вот вам и "галстук", который может получиться в воздухе после бокового складывания. Приподнимите крыло, компенсируйте противоположной клевантой, чтобы вторая сторона не перелетела через сложение. Другой рукой ищите крайнюю стропу на втором ряду (ряд В в латинской транскрипции A,B,C.D) часто она обозначена яркой муфтой из ткани. Нашли? Вытащите её настолько, чтобы она вытянула стабилизатор (ухо) крыла из строп и немедленно отпустите. Давление воздуха внутри крыла отбросит ухо в сторону и крыло распрямится. Точно так же нужно будет действовать и в воздухе, если такое произойдёт.

Чем больше вы будете пробовать всякие штучки с крылом на земле, тем меньше для вас вероятности шлёпнуться на планету. Продолжаем. Поднять крыло над головой, резко рвануть одной рукой две стропы ряда А с любой стороны. Видите, опять получился подворот, так называнемое фронтальное складывание. Далее, небольшой крен корпусом в сторону работающей части крыла, чуть притормозим эту часть и другой клевантой мягкий, но быстрый рывок вниз для расправления подворота. Чаще всего это удаётся. Если нет, то так, как мы только что действовали сропой линии В. Клеванту при этом из руки не отпускать!

Полное фронтальное складывание. Это когда ломается вниз весь передний край крыла. Тоже можно отрабатывать на земле. Кроме каски и перчаток необходима хорошая одежда, чтобы не поцарапать локти и колени в случае упадения на планету. Для выполнения "фронталки" на земле, рваните весь ряд А вниз. Попробуйте компенсировать его резким торможением обоих клевант ещё до того, как крыло упадёт на землю. Так вы выработаете автоматизм движения, на случай, если это произойдёт в воздухе.

Задний свал. Практически, он самостоятельно не развивается. Его провоцируют пилоты, например, для экстренного снижения. Положите крыло передней кромкой на землю и поднимите его в воздух, воздействуя стропами управления. Ветер нужен значительный для такого упражнения. Удерживайте крыло перед собой, заводя руки со стропами управления за спину. Вот так выглядит крыло при удерживании его в заднем свале.

Твист (twist). Закручивание всех строп жгутом. Такое может случиться, если вы плохо контролировали крыло при каком-нибудь сложении. Первое, что нужно сделать в таком случае - ни в коем случае не пытаться воздействовать на крыло стропами управления. Стропа управления может порезать другие стропы в жгуте и заблокироваться в нём же в зажатом состоянии, лишив крыло так необходимой скорости. Если твист произошёл на большой высоте, нужно захватить руками стропы над собой как можно выше, чтобы повиснуть на руках, а не на карабинах, и раскрутить твист, помогая себе движениями туловища. Если у вас есть доступ к интернету, то поглядите видео на эту тему. Например, это http://www.youtube.com/watch?v=W3bRFf6hyjM При закрутке строп на малой высоте, если не удаётся контролировать крыло, если стропы управления оказались зажаты этой закруткой, немедленно бросайте запаску и постарайтесь принять нужное положение тела для приземления.

Ищите и вам воздастся. Может быть, вы придумаете и какое-то своё фирменное учебное упражнение.