Задачи и упражнения к теме «Понятие»

 

1. Являются ли следующие имена совместимыми (попарно): а) трам­вай, троллейбус; б) катет, треугольник; в) черный квадрат, красный квадрат; г) лейтенант, старший лейтенант; д) железнодорожная линия "Москва — Варшава", железнодорожная линия "Минск - Брест"; грамм, килограмм?

2. Являются ли следующие имена несовместимыми (попарно):

а) трамвай, минский трамвай; б) столица, город, не являющийся круп­ным промышленным центром; в) сантиметр, сотая часть метра; г) кан­дидат наук, доктор наук?

3. Какие из следующих имен являются совместимыми, какие несов­местимыми (попарно): а) учитель, педагог; б) учитель, не-педагог;

в) не-учитель, педагог; г) не-учитель, не-педагог; д) учитель, не-учитель; е) педагог, не-педагог?

4. В каких отношениях находятся следующие имена (попарно):

а)славянин, белорус; б) белорус, украинец; в) материк, континент;

г) крупный орех, мелкий орех; д) лауреат Нобелевской премии, физик;

е) слово, изменяющееся по числам и падежам; слово, не изменяющееся по числам и падежам?

5. Правильно ли изображают следующие круговые схемы отноше­ния между объемами приведенных ниже имен? а) минчанин, белорус, славянин (рис. 1); б) квадрат, прямоугольник, ромб (рис. 2); в) человек, млекопитающее, позвоночное; (рис. 3); г) Великая Отечественная война, справедливая война, несправедливая война (рис. 4)

 

 

 

Рис. 1. Рис.2

 

 

Рис.3 Рис.4

 

6. С помощью круговых схем изобразите отношения между объема­ми следующих имен: а) измерение, взвешивание, вычисление массы тела; б) космонавт, инженер, врач на космическом корабле; в) столица Беларуси, самый крупный промышленный центр Беларуси, самый круп­ный населенный пункт Беларуси; г) одноосновная кислота, двух­основная кислота, трехосновная кислота.

7. В чем особенность отношения между следующими именами:

а) натуральное число, самое большое натуральное число; б) квадрат, круглый квадрат; в) прямоугольный треугольник, прямоугольный тре­угольник, квадрат гипотенузы которого не равен сумме квадратов катетов; г)двигатель, вечный двигатель?

8. Установите, в каких случаях имеет место отношение рода и вида, а в каких - отношение части и целого: а) минута, часть минуты;

б) часть минуты, секунда; в) минута, секунда; г) часть минуты, часть секунды.

9. Укажите, в каких случаях имеет место отношение пересечения между именами: а) железная дорога, шоссейная дорога; б) железно­дорожное сообщение между Минском и Москвой, железнодорожное сообщение между Витебском и Гомелем; в) железная дорога, средство перевозки грузов; г) шоссейная дорога, средство коммуникации между Минском и Москвой.

10. Какие признаки делают следующие имена противоположными (попарно): а) город, деревня; б) физический труд, умственный труд;

в) раб, рабовладелец; г) учитель, ученик; д) осел, соловей?

11. Ограничьте имена: университет, память, текст, перевод, совершенство, точная наука, подземное сооружение, сила притяжения, социальная революция, государственный гимн.

12. Имеет ли операция ограничения при следующих мысленных переходах: гимн – торжественная песнь, квадрат – прямоугольный ромб, жизнь – одна из форм существования материи, чемпион мира - выдающийся шахматист, термометр - прибор для измерения темпера­туры, локоть - древнерусская мера длины, равная локтевой кости человека?

13. Имеет ли место операция ограничения в следующих случаях:

сутки — светлая часть суток, реактивный самолет - реактивный двига­тель, город - микрорайон, круг - сектор круга. Южная Америка -Огненная Земля?

14. Какие из следующих имен можно ограничить, а какие - нет:

а) звезда, входящая в состав созвездия Большая Медведица, б) созвез­дие Большой Медведицы, в) самое большое натуральное число, г) по­люс Земли, д) человек, родившийся на Луне, ж) атмосфера Земли, з) пространство?

15. Обобщите имена, перечисленные в упр. 1.

16. Имеет ли место операция обобщения при следующих мысленных переходах: демократия - власть народа, древний музыкальный инстру­мент - эоловая арфа, звезда - светящийся газовый (плазменный) шар, подобный Солнцу, заштатный город - безуездный город (в Российской империи), хищник - не-растение?

17. Имеет ли место операция обобщения в следующих случаях: дом -улица, электрон - атом, Скандинавия - часть Европы, племя - нация, числитель - дробное число?

18. Какие из следующих имен можно обобщить, а какие - нет:

а) созвездие Большой Медведицы, б) самое большое натуральное чис­ло, в) пространство (в физике), г) множество (в математике), д) коли­чество (в философии), е) выражение (в семантике)?

19. Можно ли одновременно ограничить и обобщить некоторое имя?

20. С какими операциями мы имеем дело а) в упр. З? б) в упр. 7?

21. Какие имена соответствуют результату объединения следующих классов: а) государство, Полоцкое княжество; б) рациональное число, иррациональное число; в) эллипс, гипербола, парабола; г) поэт, рома­нист, критик, драматург, публицист?

22. Произведите операцию пересечения следующих классов и попытайтесь установить, для каждого ли из полученных результатов имеется имя в разговорном или научном языке: а) государство, Полоц­кое княжество; б) химик, выдающийся русский композитор; в) рацио­нальное число, иррациональное число; г) кит, рыба, позвоночное жи­вотное; д) машина, в которой осуществляется преобразование теплоты в работу, и наоборот; тепловая машина, которая в результате со­вершения кругового процесса (цикла) полностью превращает теплоту в работу.

23. Если универсальный класс состоит из небесных тел и А - класс звезд, то каково значение А¢?

24. Анкетирование 70 студентов дало следующие результаты о ко­личестве изучающих разные иностранные языки: английский - 28, не­мецкий - 30, французский - 42, английский и немецкий - 8, английский и французский - 10, немецкий и французский - 5, все три языка - 3.

а) Есть ли среди студентов не изучающие ни одного языка?

б) Сколько студентов изучают только французский язык?

в) Сколько студентов изучают только немецкий язык?

г) Сколько студентов изучают только английский язык?

д) Сколько студентов изучают только немецкий и французский языки?

Составьте круговую схему, изобразив студентов, изучающих французский язык, - кругом А, изучающих немецкий язык - кругом В, изучающих английский язык - кругом С. Круг А заштрихуйте горизонтальными линиями, круг В - вертикальными, круг С - наклон­ными.

25. Методом круговых схем докажите следующие равенства:

а) АÈ (В/А)=(АÈВ)

б) А/В=(А/(АÇВ)

в) А/(В/С)=(А/В)È(АÇВ)

26. В каких из приведенных ниже примеров имеет место деление объема имени: а) Полк делится на батальоны, б) Конические сечения Делятся на эллипсы, параболы и гиперболы, в) Различают боеприпасы артиллерийские, авиационные, морские, стрелковые, инженерные. г) Фехтование - это, во-первых, система приемов владения холодным оружием в рукопашном бою и, во-вторых, вид спорта, включающий единоборство на спортивной рапире, шпаге, сабле, д) Оперение са­молета состоит из вертикального оперения (киль и руль направления) и Горизонтального оперения (стабилизатор и руль высоты), е) Системы автоматического управления бывают аналоговые, аналого-цифровые и Цифровые, ж) Градусную сеть Земли составляют параллели и меридианы. з) Пластмассы подразделяются на реактопласты (фенопласты, аминопласты, материалы на основе эпоксидных смол и др.) и термопласты (материалы на основе полиэтилена, поливинилхлорида, поли­стирола)?

27. В каких из следующих случаев имеет место дихотомическое деление: а) студенты делятся на успевающих и неуспевающих, б) люди бывают как хорошие, так и плохие, в) основные виды боевых дейст­вий - наступление и оборона, г) войны бывают справедливые и не­справедливые, д) логика как наука подразделяется на классическую логику и неклассическую логику, е) науки подразделяются на точные и неточные.

28. Как можно разделить группу студентов, сдавших экзамен по некоторой учебной дисциплине, если за основание взять признак "полу­чивший одну и ту же оценку" и принять во внимание распространенную у нас четырехбалльную систему оценок? Возможно ли при этом обра­зование имен с пустым объемом?

29. Нарушится ли требование адекватности, если объем имени "люди" разделить следующим образом: славяне, китайцы, негры, женщины, верующие, инженеры, атеисты?

30. Соблюдено ли условие единственности основания деления в следующем случае: "К видам пишущих машин относятся: канцеляр­ские, портативные, электрические?

31. Соблюдено ли требование взаимоисключаемости членов деления в следующем случае: "Четырехугольники делятся на трапеции, паралле­лограммы, прямоугольники, ромбы, квадраты"?

32. Соблюдено ли требование последовательности деления в следую­щем случае: "Различают следующие виды транспорта: водный, воздуш­ный, автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, вьючный, гужевой"?

33. Какие ошибки допущены в следующем плане лекции на тему "Мировые религии": 1. Вступление. 2. Буддизм. 3. Ислам. 4. Суннизм. 5. Православие. 6. Католицизм. 7. Иудаизм. 8. Синтоизм. 9. Заклю­чение.

34. Некто разделил людей на основании того, что можно и чего нельзя: одним можно все, даже то, что нельзя; другим можно все, кроме того, что нельзя; третьим нельзя ничего, кроме того, что можно; четвертым нельзя ничего, даже того, что можно. Какую ошибку он допустил?

35. Что получится, если в качестве основания взять: а) отличитель­ный признак всех десигнатов имени? б) признак, принадлежащий лишь части десигнатов имени? в) признак, не принадлежащий ни одному десигнату имени?

36. Какие претензии с точки зрения правил деления следует предъявить к следующему тексту:

Способы посева. 1) Раньше в крестьянских хозяйствах посев про­изводился "вразброс", ручным способом. На поле выходил сеятель с лукошком и разбрасывал семена по полю. 2) Теперь посев производят машинами - сеялками, которые распределяют семена ровными рядами и на одинаковую глубину. Такой посев называется рядовым. 3) Семена некоторых растений высеваются по нескольку семян в одну ямку. Такой посев называется гнездовым. 4) При квадратно-гнездовом посеве гнезда располагают ровными рядами как в продольном, так и в поперечном направлении.

37. Широко известна типология государств, принадлежащих к той или иной общественно-экономической формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Опровергается ли эта типология тем фактом, что во многих государствах Восточной и Северной Европы рабовладение имело место в малой степени или отсутствовало вовсе?

38. Какая логическая операция применена при составлении следую­щего плана школьного сочинения на тему "Усадьба Плюшкина и ее владелец":

1. Вступление.

2. Усадьба Плюшкина.

а) Ветхость хозяйства.

б) Запущенность.

3. Плюшкин - особый тип русского помещика.

а) Прошлое Плюшкина.

б) Внешность.

в) Скупость.

г) Ханжество.

д) Язык Плюшкина.

4. Заключение.

39. Какая логическая операция применена при составлении следую­щего плана студенческой дипломной работы на тему "Наука в ее историческом развитии":

1. Введение.

2. Зарождение науки.

3. Наука в Древней Греции и Риме.

4. Развитие науки в эпоху средневековья.

5. Развитие науки в новое время.

6. Развитие науки в новейшее время и ее современное состояние.

7. Заключение.

15. Чем отличается периодизация от хронологии?

16. Можно ли произвести археологическую периодизацию, взяв за ее основание духовную жизнь того или иного общества?

40. Установите вид определения в следующих случаях:

а) "Это — жираф", - сказал отец своему пятилетнему сыну, который внимательно смотрел на незнакомое ему животное в зоопарке.

б) Анемометр - это прибор для измерения силы ветра.

в) Щи ленивые - это то, что получится, если в кипящий мясной бульон положить картофель и свежую капусту, а когда они сварятся, добавить поджаренную на масле муку и сметану.

г) а - b = с эквивалентно b + с = а при я > b (первоначальное опре­деление операции вычитания);

д) а - b = с эквивалентно b + с = а (последующее определение операции вычитания - после введения отрицательных чисел).

е) Читать карту - это значит, хорошо зная ее условные знаки, находить на ней страны, моря, горы, реки, определять климаты, рас­тительность и другие географические объекты и явления, их свойства и, связав эти сведения друг с другом, понимать географические осо­бенности территории в целом.

41. Проанализируйте следующие примеры с точки зрения правил определения. Если правила не выполняются, то установите, какие из них нарушены и какая допущена ошибка:

а) Слоевище - это то же, что и таллом (от греч. thallos - зеленая ветка).

б) "е" - самая употребительная буква в английской письменной речи.

в) "Жизнь - это искусство делать верные выводы из неверных посылок" (С. Батлер).

г) Знаковая система - это совокупность знаков.

д) Традиция - совесть творчества.

е) Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

ж) Объяснять явления - значит находить их причины, устанав­ливать, почему такие явления возникают, чем они вызываются и обус­ловливаются, в чем их сущность и значение.

з) Рак - красная рыбка, которая ходит задом наперед.

и) Интеллигенция - это люди, занятые творческой умственной деятельностью.

к) "Розничная торговля - продажа товаров и предоставление услуг через розничную торговую сеть. Розничная торговая сеть - совокуп­ность пунктов розничной продажи товаров (стационарных и пере­движных)" (Из приказа Минторга СССР от 31.12.81 г. "О стандарти­зации терминологии в области торговли и общественного питания").

42. Проанализируйте следующие "определения" ромба как гео­метрической фигуры. Какие ошибки в них допущены?

а) Ромб - параллелограмм с прямым углом, б) ромб - правильный четырехугольник с равными сторонами, в) ромб - параллелограмм с равными и взаимно перпендикулярными диагоналями, г) ромб - четы­рехугольник с взаимно перпендикулярными диагоналями, д) ромб - па­раллелограмм с попарно параллельными сторонами, е) ромб - парал­лелограмм ромбовидной формы, ж) Ромб - параллелограмм, у которого все углы острые, з) ромб - параллелограмм с равными сторонами и взаимно перпендикулярными диагоналями, и) ромб - это четырех­угольник с прямыми углами, к) ромб - деталь в знаках различия выс­шего командного состава РККА.

43. Сравните три следующие определения квадрата. Какому из них следует отдать предпочтение? Почему?

а) Квадрат - параллелограмм с равными сторонами и прямым углом.

б) Квадрат - ромб, у которого все углы прямые.

в) Квадрат - ромб с прямым углом.