Активизация исторической тенденции в 30-40-годы XIX в.

 

Исторический взгляд на искусство в сознании европейских философов и искусствоведов (Вико, Гердер, Винкельман, Шлегель, де Сталь). Влияние их на Радищева, на Карамзина.

Историческая идея на русской почве в 30-40-е годы XIX в. в связи с новым этапом демократизации общества и становлением реалистической литературы. Введение в русских университетах преподавания истории русской литературы (с 1835 г.), включая новую и новейшую. “Русская христоматия” А.Д.Галахова (1842), вводившая в гимназическое преподавание сочинения Лермонтова, Гоголя, Тургенева. Смена умозрительной “эстетической” теории “прекрасного” исторически обоснованными суждениями. Революционно-демократическая критика о социально-исторической обусловленности литературы и ее общественного предназначения.

Эклектические высказывания Вяземского, Никитенко. Пропаганда исторического подхода к литературе Н.Полевым. Надеждин о преимуществе “высшей” критики, рассматривающей явления в соответствии с законами исторического развития.

Вклад писателей 30-х годов, которые часто были и серьезными филологами (Даль, Вельтман, Сенковский) в укрепление исторической идеи. П. Вяземский о исторической взаимосвязи литературы разных эпох и стран. Внимание к биографии писателя. Биографические разработки Вяземского о Державине, Фонвизине, Озерове. Исторический метод в книге Вяземского ”Фонвизин”. Полемическое возражение на нее “эстетической” критики. “Размышления и разборы” П.Катенина (1830). Декабристская установка на народность и гражданственность литературы. Историческая оценка литературных явлений Пушкиным с указанием их значения для своего врнмени - как начало историко-литературной критики, которую вскоре предпринял Белинский.

Влияние философских систем Канта, Шеллинга, Гегеля. Признание московскими “любомудрами” общественно-исторического и научного значения народного творчества. Новые методы собирания и исследования фольклора.

30-е и 40-е годы XIX века как “эпоха русского начального филологизма” (Б.Эйхенбаум).