И процедурных сигналов
Нормативы сигнализации знаками Морзе:
· І курс – 15 знаков/минуту;
· ІІ курс – 20 знаков/минуту;
· ІІІ –VІ курсы – 35 – 40 знаков/минуту.
Стандартная скорость сигнализации световыми средствами – 40 букв в минуту.
1. Знаки телеграфной азбуки и процедурные сигналы реко-мендуется заучивать индивидуально. Для закрепления знаний знаков рекомендуется записывать произвольные тексты знаками телеграфной азбуки, отделяя буквы (знаки) одной вертикальной чертой, а слова – двумя.
2. К отработке навыков передачи и приема знаков телеграфной азбуки светосигнальными средствами можно приступать только твердо изучив обозначения всех букв (знаков) и процедурных сигналов.
3. Клотиковый ключ необходимо отрегулировать так, чтобы исключался прием знаков на слух (т.е. развод ключа должен быть минимальным).
4. Первые тренировки (до приобретения навыка складывать в уме слова из отдельных знаков) необходимо проводить без записи текстов принимающими студентами.
5. Качество приема контролируется руководителем группы методом опроса студентов после каждого переданного слова.
6. Рекомендуется при передаче пользоваться текстами, подобранными с нарастающей степенью трудности.
7. Получив первичные навыки в приеме отдельных слов, необходимо перейти к приему текстов с записью принимающими студентами. Передающий делает паузы после каждого слова для обеспечения его записи.
8. По окончании тренировок руководитель проверяет правильность и полноту записей текстов.
9. Во время приема текстов принимающим студентам не следует располагаться близко к источнику света, чтобы избежать быстрого утомления зрения.
10. Лампочку светильника тренировочного фонаря рекомендуется обернуть бумагой в один-два слоя или накрывать ветошью.
11. В ходе тренировок в приеме текстов средствами световой сигнализации надлежит соблюдать следующие правила:
а) внимательно и настороженно ждать первого знака текста, так как, не приняв первого знака, почти невозможно принять всего слова;
б) не следует стремиться принимать «на слух», по стуку ключа;
в) нужно избегать попыток принимать сигнал по смыслу, не ослаблять внимание и четко принять окончание или конец составного слова;
г) первые знаки слов (2-3 буквы) должны передаваться с несколько пониженной скоростью. Подобный ритм позволяет читающим не терять контакта с текстом;
д) необходимо обращать внимание на четкую передачу (прием) падежных окончаний слов, так как искажения в окончаниях часто меняют смысл передаваемого.