И процедурных сигналов

Нормативы сигнализации знаками Морзе:

· І курс – 15 знаков/минуту;

· ІІ курс – 20 знаков/минуту;

· ІІІ –VІ курсы – 35 – 40 знаков/минуту.

Стандартная ско­рость сигнализации световыми средствами – 40 букв в минуту.

1. Знаки телеграфной азбуки и процедурные сигналы реко-мендуется заучивать индивидуально. Для закрепления знаний знаков рекомендуется записывать произвольные тексты знаками телеграфной азбуки, отделяя буквы (знаки) одной вертикальной чертой, а слова – двумя.

2. К отработке навыков передачи и приема знаков телеграфной азбуки светосигнальными средствами можно приступать только твердо изучив обозначения всех букв (знаков) и процедурных сигналов.

3. Клотиковый ключ необходимо отрегулировать так, чтобы исключался прием знаков на слух (т.е. развод ключа должен быть минимальным).

4. Первые тренировки (до приобретения навыка складывать в уме слова из отдельных знаков) необходимо про­водить без записи текстов принимающими студентами.

5. Качество приема контролируется руководителем группы методом опроса студентов после каждого переданного слова.

6. Рекомендуется при передаче пользоваться текстами, подобранными с нарастающей степенью трудности.

7. Получив первичные навыки в приеме отдельных слов, необходимо перейти к приему текстов с записью принимающими студентами. Передающий делает паузы после каждого слова для обеспечения его записи.

8. По окончании тренировок руководитель проверяет правильность и полноту записей текстов.

9. Во время приема текстов принимающим студентам не следует располагаться близко к источнику света, чтобы избежать быстрого утомления зрения.

10. Лампочку светильника тренировочного фонаря рекомен­дуется обернуть бумагой в один-два слоя или накрывать ветошью.

11. В ходе тренировок в приеме текстов средствами световой сигнализации надлежит соблюдать следующие правила:

а) внимательно и настороженно ждать первого знака текста, так как, не приняв первого знака, почти невозможно принять всего слова;

б) не следует стремиться принимать «на слух», по стуку ключа;

в) нужно избегать попыток принимать сигнал по смыслу, не ослаблять внимание и четко принять окончание или конец составного слова;

г) первые знаки слов (2-3 буквы) должны передаваться с несколько пониженной скоростью. Подобный ритм позволяет читающим не терять контакта с текстом;

д) необходимо обращать внимание на четкую передачу (прием) падежных окончаний слов, так как искажения в окончаниях часто меняют смысл передаваемого.